Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.
«Мы должны у этих детей учиться»
В Павловском интернате для детей с отклонениями в умственном развитии – почти как дома.
ТРОЙНАЯ ЗАБОТА
В России два года продолжается реформа детских домов. Старт ей был задан постановлением Правительства РФ №481, согласно которому менялась сама суть этих социальных учреждений. Из мест коллективного содержания одиноких детей они должны превратиться в подобие семейных домов, где у детей есть близкие им взрослые, по возможности, заменяющие родителей. Если раньше на десять или даже больше детей приходился один взрослый из персонала дома-интерната, который, естественно, не мог дать им то внимание, в котором они нуждались, то сейчас в учреждениях формируются небольшие группы, благодаря чему общение воспитателей с детьми должно стать практически индивидуальным.Во всяком случае, так уже происходит в доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии №4 в Павловске. Первое, что поражает, это то, что в интернате живут 240 детей, а работают 670 взрослых: воспитатели, санитарки, врачи, медицинские сёстры, специалисты по социальной работе, педагоги дополнительного образования… То есть, фактически, на каждого ребёнка приходится даже не один, а трое взрослых людей.
– Если раньше все детские дома были интернатного типа, то сейчас создаётся новый формат – «детский дом как дома», максимально приближенный к семейным условиям, – рассказал директор Павловского дома-интерната Андрей Алексеенко. – В этом случае персонал является квазиродителями. В группах всего по пять детей, а раньше было 12-15. Это называется семейно-воспитательные группы.
В Павловском доме-интернате штат сотрудников остался прежним, но снизилось количество детей. Тех выпускников, кого после 18 лет перевели в психоневрологические интернаты (ПНИ), оказалось больше, чем поступивших новеньких. И ещё одна особенность. Педагоги отмечают, что нынешние воспитанники – более сложные, чем те, что уже ушли из детдома, с более тяжёлыми отклонениями в развитии. Прежние ребята охотно общались с приезжающими к ним в гости взрослыми, были активными и контактными. Нынешние пугаются чужаков и почти не разговаривают.
– Объяснение этому есть, – говорит Андрей Александрович. – Дети стали чаще оставаться в семьях. Правительство Петербурга проводит большую работу по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов с особыми потребностями. Благодаря этому родители могут не отдавать детей в интернаты, а сами ухаживать за ними. Это, как правило, дети с не самыми сложными патологиями. Ну а детей с тяжёлыми нарушениями принимаем мы, благо, медицина становится более эффективной, что позволяет заниматься их реабилитацией и обучением.
По Конституции, каждый ребёнок имеет право на образование, даже если у него множественные нарушения развития. И никто не может его этого права лишать. В Павловском доме-интернате все дети учатся. К тем, кто не может посещать школу, учителя приезжают в интернат.
«ЖЕНЬКА, ПЕРЕХОДИ К НАМ»
Сейчас, хотя учебный год уже начался, у некоторых ребят ещё продолжаются каникулы. И проводят они их на Чёрном море. Раньше дети отдыхали в Ленинградской области, но уже четыре года, как правительство Санкт-Петербурга предоставляет им путёвки на юг. Что очень кстати, учитывая два последних холодных лета. Одного ребёнка сопровождает один взрослый, которого тот знает лучше всего. Среди отдыхающих сейчас – Таня Пономарёва, бойкая общительная девочка, чей коронный жест – большой палец вверх, как у Дональда Трампа, и лукавая улыбка запоминаются всем, кто приезжает в гости в дом-интернат. В ноябре Тане исполняется 18, и её должны перевести в психоневрологический интернат, как и других выпускников. Недавно покинула родные пенаты Кристина Прожелуцкая, которую часто вспоминают воспитатели. Талантливая девочка так красиво танцевала «Цыганочку», которую ставил для неё педагог дополнительного образования по хореографии Евгений Таланов.– Лучших моих учеников перевели в ПНИ, – грустит Евгений Николаевич. – Они столько танцевали – и цирковые номера я ставил, и эстрадные. Одни уходили – я других растил. А сейчас дети более сложные пришли, многого не понимают. С ансамблем ложечников для концертного номера мы очень долго отрабатывали простое движение, когда они бьют ложками. Рататататам-па, это было им трудно, до слёз. Вот Виталик Рыжков, самая звёздочка у нас сейчас, он схватывал. 12 лет ему, но маленький, юркий такой, от природы, видимо, одарённый. Другим сложнее было. Я их успокаивал, говорил: давайте сделаем в сто раз медленнее. Мы три дня сидели и медленно играли. Потом скорость они набрали. Когда у них один раз получилось, я сразу говорю: «Держи пять, молодец». Они довольны, просят: «И мне пятёрку, и мне».
Евгений Таланов в молодости танцевал в ансамбле русской песни и пляски. Работал в школе хореографом. Потом его пригласили в дом-интернат в Павловске.
– Здесь был руководитель вокально-инструментального ансамбля, он позвал: «Женька, переходи к нам, нам нужен такой человек». И вот я 20 лет в этом детском доме. Прижился. Такие номера ставил с ребятами! И вдруг они выросли, два года назад всех перевели в ПНИ. Раньше, бывало, и после 18 лет оставались. А сейчас строго с этим.
ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ
Чтобы дети развивались, для них устроили на территории небольшой огород с теплицей. Учат, как выращивать огурцы, помидоры, зелень. Спонсоры построили несколько детских и спортивных площадок, оборудовали сенсорную комнату, подарили два вертикальных и один горизонтальный подъёмник для колясочников. Садоводы Петербурга высаживают вокруг интерната плодовые деревья, кусты, в этом году решили подарить ещё и домашний кинотеатр. Для детей даже с глубокой степенью умственной отсталости всё это имеет большое значение, так как уменьшает депривационную среду, которая возникает в учреждениях закрытого типа. Детям нужны внешние впечатления, события, но и взрослым, дающим им это, тоже полезно такое общение.– Когда я первый раз приехал, думал, что здесь тот же развал и заброшенность, как нам показывают по телевизору, – поделился председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества «Ладога» Московского района Александр Соловьёв. – И был удивлён, насколько тут всё позитивно.
– Помню, как привезли детей из школы, - рассказала Нина Хромых из СНТ «Ладога». – Они выходили из большого шикарного автобуса, все были хорошо, ярко и разнообразно одеты. Улыбались, друг другу помогали. И они ведь делают это, не задумываясь, не из корысти. Просто у них такое желание жить. А мы, здоровые, и только и знаем, что воюем. То с соседом на даче, то с соседями по дому. Я уж не говорю уж о войнах мирового значения. Мы должны у этих детей учиться.
Екатерина Ефимова
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
ОФИЦИАЛЬНО
Из письма Минтруда России № 12-3/10/В-5309 от 12 июля 2017 года
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения рекомендовано обеспечить:
- реализацию права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (ДДИ), посредством их включения в образовательный процесс на базе образовательных организаций системы образования;
- проведение повторной оценки соответствия ДДИ требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- приведение режима дня воспитанников ДДИ в части пребывания детей на свежем воздухе и продолжительности сна в соответствие с нормами, установленными СанПиН 2.4.3259-15;
- внедрение технологий развивающего ухода за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития в практику деятельности работников ДДИ, в том числе с использованием информационно-методического сборника «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития»;
- предоставление детям-инвалидам, имеющим родителей или законных представителей, нуждающимся в социальном обслуживании, необходимых видов социальных услуг и социального сопровождения, которые не будут ухудшать условия их жизнедеятельности, в том числе не будут препятствовать сохранению родственных связей, привязанностей родителей к детям, детей к родителям и другим родственникам. При определении перечня социальных услуг и форм социального обслуживания детям-инвалидам, имеющим родителей (законных представителей), обеспечить преимущественное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе с применением стационарозамещающих технологий. Предоставлять детям-инвалидам, имеющим родителей (законных представителей) социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания или пятидневном круглосуточном проживании в организации социального обслуживания, только в случаях, когда существует реальная угроза их жизни и здоровью.
.jpg)

