Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.
Время аистов и прорывных технологий
Петербургский роддом №18 стал первым родильным домом России, получившим сертификат «Качество и безопасность медицинской деятельности» (таким документом располагает только 21 медицинское учреждение страны). Приятно быть среди лучших, еще приятнее подтверждать это на деле, – считают в этом «царстве мам и новорожденных». Правда, с некоторых пор двери сюда открыты и папам.
Кроме того, в июле распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга этот родильный дом был отнесен к группе IIIА, что позволило оказывать помощь группе женщин высокого риска.
Безопасность мам и детей
Сертификат «Качество и безопасность медицинской деятельности» роддому вручили на XII Общероссийском научно-практическом семинаре «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии» в Сочи.Система добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности» заработала в России два года назад. Она разработана Центром мониторинга Росздравнадзора на основе своих практических рекомендаций.
Пройти добровольную сертификацию, позволяющую руководителю создать эффективную систему управления качеством и безопасности медицинской деятельности, может любая медицинская организация. Документ этот выдаёт Росздравнадзор сроком на три года.
Рассказывая о методиках, применяемых в этом учреждении, главврач роддома Галина Гриненко напомнила, что 17 сентября в нашей стране впервые отмечался Всемирный день безопасности пациента, учреждённый 25 мая 2019 года на Всемирной ассамблее здравоохранения.
«Безопасность новорожденных и мам особенно важна, – объясняет она. – Для этого надо превратить роддом в саморегулирующую структуру, постоянно заниматься самосовершенствованием, а это не просто.
Для получения сертификата мы прошли строгий аудит по 11 направлениям – международным критериям качества оказания медицинских услуг: это лекарственная, хирургическая, эпидемиологическая безопасность и обучение, управление персоналом, безопасность среды и медицинских средств, которые используем – должны быть охвачены практически все направления деятельности учреждения. А постоянный аудит приводит к тому, что система развивается. В итоге, процесс оказания медицинской помощи становится стандартизированным. То есть, всё делается хорошо, в оптимальные сроки, в нормальном качестве и с хорошими результатами».
Самая сложная часть аудита для любого медицинского учреждения, по словам Галины Гриненко, – эпидемиологическая безопасность. «Но мы не побоялись войти в программу и пройти этот путь. Реализация проекта началась в прошлом году, и сегодня можно сказать, что она даёт свои позитивные результаты», – отмечает главврач.
Открытая реанимация
Для того, чтобы максимально использовались возможности «открытой реанимации», где с новорожденными могут находиться мамы, папы и даже бабушки-дедушки, на старте программы надо было специальным образом перестроить помещение – создать открытое пространство.Новое отделение с современным оборудованием (инкубаторами, аппаратами ИВЛ, неинвазивной вентиляции, передвижным рентген-аппаратом и т.д.) заработало в конце прошлого года.
Заместитель главного врача по неонатологии Оксана Невмержицкая рассказала, что вход в «открытую реанимацию» открыт, и такая практика помогает спасать новорожденных, делать для них максимально возможное.
«На практике убеждаемся в том, что дети лучше себя чувствуют, когда рядом находятся близкие люди, – подтверждает главврач. – Сейчас у нас здесь находится папа с малышом, родившимся значительно раньше срока – на 31-й неделе беременности, весом полтора килограмма. Сейчас он весит даже несколько меньше, потому что новорожденные на первой неделе жизни традиционно теряют в весе. Выхаживаем, не разлучая с родителями – это принципиальная позиция. Здесь есть кресла, из которых можно сделать кровать, поэтому никаких проблем не возникает – близкие могут находиться рядом с ребёнком двадцать четыре часа в сутки».
Точно также открыт доступ к малышу папам и бабушкам-дедушкам. Таким образом ребёнок, который находится в критической ситуации после рождения, окружён не только медицинским персоналом, но и членами собственной семьи. А что касается эпидемиологической безопасности, здесь исходят из того, что всё должно быть в равновесии: хорошая флора побеждает плохую. Но это не значит, что относятся к чистоте легкомысленно – тщательно обрабатывают и моют поверхности, в «открытой реанимации» чисто и просторно.
«Всё просто: когда ребенок болеет, ему больше всех на свете нужна мама, и мы такую возможность предоставляем, – объясняет Галина Гриненко. – Близкие здесь не просто находятся, но и берут малыша на руки. Должен быть контакт – кожа к коже. Ребёнок лежит у мамы или папы на груди, ему тепло, и, например, папа, который находится с ребёнком, получает необходимые навыки адекватного ухода и общения с малышом. Маленький человек при участии близких быстрее поправляется, набирает вес».
Она напомнила, что вопрос «открытой реанимации» впервые в России поднял актёр и руководитель благотворительного фонда Константин Хабенский в 2016 году, на прямой линии с президентом Владимиром Путиным.
После этого Минздравом России было разработано и направлено в больницы информационно-методическое письмо «О правилах посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии».
«Мы подхватили эту мысль, сломали ненужные стены, перестроили помещение, сделали его комфортным, удобным, доступным. Это значительно улучшило психологическое состояние мам и других членов семей. Ведь всем должно быть понятно, что забрать у мамы здорового ребенка трудно, а больного – невозможно», – убеждённо говорит главврач.
Переживания и надежда
Как объясняют медики, реанимация – это протезирование жизненно важных функций, а для новорожденного это, прежде всего, дыхание. Когда оно стабилизируется, и малыш может дышать самостоятельно, без дополнительной вентиляции легких, начинается второй этап реанимации – он набирает вес.В палате, где родители с детьми оказываются после «открытой реанимации», состоялось знакомство с двумя малышами, их мамой и папой.
«Что я чувствую – трудный вопрос. Просто моментально всё в жизни поменялось. Все мысли здесь, – объяснил папа двойняшек Николай, которым врачи помогли преодолеть самый трудный период. – То, что чувствовал, находясь в «открытой реанимации», трудно описать словами. Очень большие переживания и надежда на то, что всё будет хорошо. Разговаривали с детьми, общались, давали понять, что мы рядом».
Мама Лена сообщила, что появившимся на свет малышам они уже дали имена: мальчика нарекли Степой, а девочку – Ксюшей. Самое страшное позади, теперь дети потихоньку набирают вес.
Телемедицина и обучение
Специалисты напоминают о том, что возраст рожениц, поступающих на первые роды, сместился в сторону увеличения, и у мам к тридцати годам часто наблюдаются те или иные патологии беременности: диабет, гипертония и так далее.
Поэтому в стенах роддома № 18 круглосуточно работает акушерский дистанционный консультационный центр. Адресованы консультации всем беременным женщинам Петербурга. Сюда звонят из родильных домов, если возникает какая-то сложная ситуация.
«Консультируем, при необходимости осуществляем госпитализацию, вызываем профильных специалистов, советуемся с федеральными центрами, и таким образом оказываем индивидуальную помощь, в которой пациентка нуждается», – поясняет заведующая амбулаторно-консультативным отделением Елена Коновалова.
Кроме того, городской Комитет по здравоохранению выделил роддому реанимобиль (сейчас идет процесс лицензирования – акушерская неотложная помощь имеет свою специфику), и с нового, 2020 года, будут функционировать акушерские реанимационные выездные бригады, в состав которых войдут три специалиста: реаниматолог, акушер-гинеколог со специальной хирургической подготовкой и анестезиолог.
Используются учреждением и возможности телемедицины – налажена постоянная связь с Национальным медицинским исследовательским центром имени В. А. Алмазова. Специалисты Центра оперативно, в режиме онлайн консультируют беременных женщин с высокой степенью риска, патологией беременности.
Времена доктора Чехова миновали, и современные технологии позволяют преодолевать огромные расстояния, в чем, безусловно, большой плюс современной медицины.
Во время знакомства с учреждением петербургские журналисты стали свидетелями телесеанса, посвященного осложнённой беременности будущей мамы двойни. Вслед за докладом о её состоянии, последовали вопросы, на которые отвечал онлайн-консилиум привыкших к таким консультациям медиков.
Неонатальной хирургии в 18-м роддоме нет, поэтому нуждающиеся в операциях дети при такой необходимости переводятся в федеральные центры. Но этому предшествует вердикт участников онлайн-консультаций.
К тому же в учреждении работает по программе непрерывного обучения симуляционный обучающий центр практической подготовки сотрудников. Здесь проходят тренинги – обучаются акушерки и средний медперсонал, имеющий какой-либо контакт с появившимся на свет ребёнком, отрабатываются навыки первичной сердечно-лёгочной реанимации, методы оказания помощи новорожденным.
«Аист – вот орел нашего времени». Эту цитату можно продолжить: «... и демографии». Поэтому тех, кто выписывается из роддома № 18, встречает именно аист – символ новой жизни и удачи, необходимой семьям с детьми.
Евгения Дылева
.jpg)

