Разделы:

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.

Стимулирующие выплаты медицинским работникам, занятым лечением коронавируса

Ф.Н. Кадыров – заместитель директора Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России


За что и в какой форме будет производиться выплаты стимулирующего характера за оказание медицинской помощи пациентам с коронавирусом?
Речь идет о выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – выплаты).
Какова нормативная база осуществления выплат?
Осуществление выплат стимулирующего характера предусмотрено в соответствии со следующими документами:
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N 648-р;
– Постановление Правительства РФ № 415 от 2.04.2020 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку мед. работникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирсуная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».
Откуда медицинские организации получат средства для выплат стимулирующего характера?
Источником финансового обеспечения выплат являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда, которые в виде межбюджетных трансфертов предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации. Проще говоря, Правительство России выделяет средства Минздраву России, а он, в свою очередь, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства, перечисляет средства субъектам Российской Федерации.
Какие медицинские организации вправе претендовать на получение средств для осуществления выплат?
Средства выделяются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Какие медицинские работники и в какой сумме будут получать выплаты?
Получаемые медицинскими организациями средства будут выплачиваться в размере:
а) врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад – 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты) – 40 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи – 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
иному персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи (в том числе водители, санитары) – 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
б) врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе, врач-инфекционист, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-пульмонолог) – 80 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи на врачебном и самостоятельном приеме, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов – 40 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года;
младшему медицинскому персоналу или прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи – 20 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
в) врачам, оказывающим медико-санитарную помощь в стационарных условиях, в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам – 100 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медико-санитарной помощи в стационарных условиях, – 50 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;
младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания медико-санитарной помощи в стационарных условиях, – 30% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Что такое среднемесячный доход от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации?
Показатель «среднемесячный доход от трудовой деятельности» был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года № 698 в целях оценки достижения соотношений в заработной плате работников в соответствии с «майскими» Указами Президента 2012 года. В отличие от ранее использовавшего показателя «среднемесячная заработная плата по субъекту Федерации», который рассчитывался только по кругу наёмных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму, и кроме работников организаций включает:
– работающих по найму у индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
– работающих по договорам гражданско-правового характера, для которых эта работа является единственной;
– иностранных работников, занятых на территории региона, но не учтённых в других категориях.
Где можно найти значение показателя «среднемесячный доход от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации»?
Значение показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности по своему субъекту можно найти на сайте Госкомстата России, пройдя по ссылке: https://www.gks.ru/storage/mediabank/ocenka-doxod.htm.
Для Санкт-Петербурга это значение составляет 51863 руб.
При каких условиях осуществляются выплаты?
Условием расходования субъектами Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов является регистрация на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции.
Как медицинские организации должны оформлять соответствующие выплаты?
Локальным актом медицинской организации устанавливаются:
– конкретный перечень наименований подразделений и должностей, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, выполняющим трудовые обязанности непосредственно в отношении лиц, у которых выявлена коронавирусная инфекция и лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией или в помещениях, где оказывается медицинская помощь указанным лицам, за фактически отработанное время;
– срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
Порядок осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам должен быть закреплен в Положении об оплате труда или в специальном положении, являющемся приложением к Положению об оплате труда (далее – Положение) и в трудовых договорах с работниками.
Это означает необходимость внесения очередных изменений в трудовые договоры с работниками. Однако на практике заранее определить перечень сотрудников, которые могут подпасть под действие Положения, может оказаться достаточно сложно.
Конечно, работники не будут возражать, если выплаты им установят и без внесения в трудовые договоры. Однако контролирующие органы могут расценить это как внесение работодателем изменений в трудовые договоры в одностороннем порядке, т.е. как нарушение прав работников.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с работниками в разделе, касающемся оплаты труда, помимо основных условий оплаты труда прописывать фразу примерно следующего содержания: «На работников распространяются другие виды выплат, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, Положением об оплате труда, Коллективным договором, локальными нормативными актами медицинской организации».
Условия получения выплат конкретными работниками должны совпадать с условиями получения средств медицинскими организациями.
Еще один важный момент: средства на получение выплат медицинская организация скорее всего получит с определенной задержкой после выявления коронавируса. Это может не позволить осуществлять данную стимулирующую выплату работникам по итогам работы за прошедший месяц. То есть, в очередную зарплату эти выплаты могут и не войти и будут выплачены через месяц. Возможность подобных задержек с осуществлением выплат тоже должна быть отражена в Положении.
В Положении целесообразно также прописать, что выплаты производятся в пределах средств, полученных медицинской организацией на эти цели. В таком случае, при недостатке средств (например, в конце года), медицинская организация имеет право не осуществлять эти выплаты.
Однако медицинская организация может поступить и по-другому – продолжить выплаты за счет общих доходов, полученных за оказание медицинской помощи в системе ОМС или за счет средств от приносящей доходы деятельности.
Во всех ли субъектах Российской Федерации размер выплат будет одинаковым?
Нет, конкретный размер выплат может быть различным. Это определяется двумя основными факторами:
– различием среднемесячного дохода от трудовой деятельности в разных субъектах Российской Федерации;
– правом Субъекта Российской Федерации предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
И такие примеры есть. Речь идет, например, о Постановлении Правительства Московской области от 20 марта 2020 г. N 122/7 «Об установлении выплаты медицинским работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области на период чрезвычайных ситуаций и некоторых мер по предотвращению распространения Сovid-2019 на территории Московской области».
Получат ли средства на дополнительные выплаты учреждения, подведомственные непосредственно Минздраву России, а также, подведомственные ФМБА, МЧС и т.д.?
Вышеприведенные Правительственные документы касаются только медицинских организаций, подведомственных субъектам Российской Федерации. Но федеральные медицинские организации, подведомственные различным федеральным министерствам и ведомствам, которые тоже столкнулись или столкнутся с лечением коронавируса. Для их работников также могут быть установлены дополнительные выплаты правительственными или ведомственными нормативными правовыми актами за счет средств федерального бюджета – путем установления повышенных нормативов финансовых затрат на выполнение государственного задания, субсидий на иные цели и т.д.

Наши партнеры:
http://rinvalid.ucoz.ru/
http://ddi-1.ru/
http://www.gsmk.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+