Разделы:

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.

Рождение жизни: беседа врача и священника о мужчине, женщине, детях и новых технологиях

В России 2024 год объявлен Годом семьи. Вновь самое пристальное внимание уделяется институту семьи, демографии, традиционным ценностям. Что об этом думают люди, имеющие самое непосредственное отношение к этим задачам чрезвычайной государственной важности? Недавно состоялась интереснейшая беседа главного врача СПб ГБУЗ «Городской перинатальный центр №1», акушера-гинеколога Галины Гриненко и благочинного Невского округа Санкт-Петербурга, настоятеля храма апостола Петра в Веселом Поселке иерея Димитрия Малиновского. Нашему корреспонденту повезло поучаствовать в беседе и получить разрешение на публикацию ее содержания.

 

 


Корреспондент СП:
Президент России призвал российские семьи становиться многодетными. Государство много средств вкладывает в поддержку семьи и совершенствование системы родовспоможения – этот перинатальный центр (СПб ГБУЗ «Городской перинатальный центр №1», – ред.) – одно из ярких тому подтверждений. Известно также, что Русская Православная Церковь открыто, последовательно и настоятельно выступает против абортов и поддерживает многодетность. Над какими вопросами приходится Вам размышлять при непосредственной работе в перинатальном центре?  

Священник – Отец Димитрий:
Как сказано в Священном Писании, Господь благословил мужчину и женщину на союз двух людей, которые должны слиться воедино не только физически, но и духовно. Плодом этого единения, безусловно, являются дети. В древности – особенно мы это видим в Священном Писании, многодетность всегда считалась благословением Божьим. Мы знаем Праотца Иакова – у него было 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израилевых. Православная христианская семья должна основываться на таких примерах и быть многодетной. Замечу при этом, что вынужденно бездетная семья не является грехом для православного человека.
Но, современная массовая культура пропагандирует эгоистический подход – жизнь «для себя». В молодом возрасте человек прожигает и время, и здоровье, – причем, то время, которое он мог бы посвятить своей семье, растить детей. А когда уже приходит осознание того, что хочется иметь и семью, и детей, выясняется, что человек физически не может уже дать потомство.
Такие люди часто приходят в храм и просят помощи у Бога, обращаются к врачам, и страдают: потому что, бывает, что или мужчина бесплоден, или женщина. Или даже оба не могут иметь детей.
Конечно, причины у всех разные. Но корень всего этого как раз лежит в нашей нравственности. У нас исказилось само понимание того, что такое семья, когда она должна создаваться. И мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что не только молодые люди, но и их родители живут с таким подходом и говорят своим детям: «Поживите для себя». А время проходит быстро, и вот уже пожившая для себя молодая женщина не может забеременеть, выносить и родить ребенка – и начинается поиск каких-то других вариантов: «А что делать? – ЭКО!».
С точки зрения Церкви эта процедура – сомнительная, мягко скажем. Хотя бы потому, что в ее результате гибнет несколько эмбрионов. Согласно социальной концепции Русской Православной Церкви процедура ЭКО запрещена.

Врач – Галина Гриненко:  
Да, был период когда мы часто сталкивались с многоплодной беременностью, наступившей в результате программы ЭКО. Когда в полость матки переносились одновременно два и более эмбриона. Но многоплодная беременность связана с высокими рисками как для матери, так и для плодов. Чаще всего это рождение маловесных детей и детей раньше срока. В связи с чем для лучшего акушерского результата производилась редукция прижившихся эмбрионов и это решение очень трудное, особенно для пары, которая длительно боролась с бесплодием. Сейчас ситуация изменилась. В большинстве случаев стандартной практикой стал перенос одного эмбриона, а остальные качественные эмбрионы подвергаются криоконсервации и могут быть использованы парой в последующих протоколах.
Я очень сдержанно отношусь к ЭКО. Ситуация, связанная с экстракорпоральным оплодотворением действительно оправданна в определенных случаях. Жизненные ситуации бывают разные, иногда это изначально – единственный вариант родить ребенка.
А когда люди просто откладывают материнство, рассчитывают на вспомогательные репродуктивные технологии, и считают, что сейчас женщины и в 45 лет, и в 50 лет рожают, – то этот выбор, конечно же, не оправдан.

Священник – Отец Димитрий:
Пока молодые и есть здоровье – надо рожать. А когда здоровья нет, то даже с помощью медицинских манипуляций рождаются дети – но уже с какими-то генетическими отклонениями. У нас давно принято говорить: «Завести детей». А ведь дети – это дар Божий. Бывает же люди и здоровы, и хотят детей, но не получается. А бывает, что не хотят – а Господь дает. Новая жизнь – это всегда дар Божий, который нам до конца не понятен. Совершенно очевидно, мы сами не принимаем решения о своем рождении, и также мы не можем быть бессмертными. Вот вы сказали про технологии – это понятно. Но ведь есть еще и суррогатное материнство. Когда мать не хочет вынашивать – такие случаи тоже могут быть, да?  Кто-то не может, а кто-то просто не хочет – такие случаи бывают?

Врач – Галина Гриненко:
Суррогатное материнство – это тоже вопрос выбора. Иногда вынашивание беременности является угрозой жизни потенциальной мамы. Например, у женщины – тяжелый порок сердца, а она хочет и может иметь генетически своего ребенка. Так как репродуктивный возраст сдвинулся в более старшую возрастную группу, стали чаще встречаться пациентки после трансплантации органов, лечения онкологических заболеваний, когда слишком рискованно вынашивать ребенка. Тогда, конечно, это оправданно.
Но если вопрос стоит так: «Я отказываюсь от вынашивания беременности ради сохранения собственной красоты и фигуры или не хочу отказываться от привычного образа жизни» либо еще что-то такого же плана, это, конечно же, неправильно.

Священник – Отец Димитрий:
Этически здесь в любом случае что-то неправильно. Думаю, что суррогатная мать, которая 40 недель вынашивает ребенка – она все равно привязывается к нему как бы она свой плод при этом ни называла. Хотя генетически и по документам он получается не ее.

 Врач – Галина Гриненко:
Вопрос суррогатного материнства не зря у нас очень много обсуждается, но в то же время никто не торопится принимать каких-то быстрых решений. Потому что здесь очень много не только медицинских, но, действительно, психологических, социальных факторов. И в этой ситуации, мне кажется, необходим строгий, обдуманный индивидуальный подход. Здесь нет одного правильного решения – любое будет компромиссно.

Священник – Отец Димитрий:
Если мы будем смотреть в корень, в глубину проблемы… С человеческой точки зрения мы можем найти себе оправдания в суррогатном материнстве, но с точки зрения Священного писания и официальной позиции Русской Православной Церкви это не допустимо. Мода   не рожать в молодом возрасте, а уже тогда, когда физически нормальные роды невозможны и прибегать потом к суррогатному материнству или к процедуре ЭКО неправильна. Необходимо воспитание самого нашего общества, чтобы люди правильно относились и к семье, и к материнству, и к детству.
Врач – Галина Гриненко:
Я абсолютно с этим согласна. Я многодетная мама, и у меня есть опыт рождения детей и в 20 лет и после сорока. И поверьте – это абсолютно разные эмоции, разное восприятие беременности, и это абсолютно разные отношения к детям.
Когда я пройду все этапы воспитания всех своих детей то, наверное, смогу более чётко обосновать, почему не надо откладывать рождение первого ребенка.  Но уже сейчас я более чем в этом уверена. Не надо откладывать материнство – чем раньше, тем лучше. Но, конечно, в разумных пределах.
Напомню хрестоматийных Ромео и Джульетту – если это любовь, если это семья, если они созрели для того, чтобы родить ребёнка – да замечательно! Дети в 15 лет они – тоже и сейчас разные. Нет! Я не за роды в 15 лет. Но я все-таки за обдуманное решение о беременности в 15 лет. Трагедию делать, если уже это случилось, не надо – надо поддержать таких ребят. Тем более, если они готовы и любят друг друга.

Священник – Отец Димитрий:
Конечно, надо начинать с семьи. Я согласен с Галиной Викторовной – и в 15 лет могут быть разные обстоятельства, но взрослые родители, семья должны с любовью отнестись к зародившейся жизни.
Вот был приведен пример Ромео и Джульетты. Можно вспомнить и пример Александра Невского, который в 19 лет уже не только имел семью – он уже защищал нашу землю от шведов здесь, на невских берегах.  Это опять же к вопросу об ответственности: готов ли человек ее нести? Понятно, что в подростковом возрасте по-разному человек может себя проявить, но если есть чёткая структура семьи – есть дедушки, бабушки, родители, и дети видят, что семья эта крепкая, и держится на правильных ценностях, тогда они берут этот пример. И даже если получается в жизни так, что появляются дети, может быть, раньше, чем запланировано – всё бывает в жизни – то тогда семья должна принять правильное решение, поддержать, воспитать этих детей. Конечно, слишком молодые родители могут и не отдавать себе полностью отчёта в происходящем, но тогда в дело вступают бабушки и дедушки, которые им помогают и наставляют.
Знаете, я вам тоже скажу из своего личного опыта – у меня трое детей, и тоже в достаточно раннем возрасте мы их родили: я  женился в 21 год, и в 23 года у меня появился первый ребёнок. А жене моей было 18 лет, когда мы поженились.

Врач – Галина Гриненко:
Самое замечательное время для первой беременность и родов – возраст матери от 18 до 24 лет. Среднестатистически, идеальный возраст 22 года для того, чтобы появился первый младенец.

Священник – Отец Димитрий:
Сейчас мне 37 лет, а моему старшему сыну уже скоро будет 15.
То есть уже в 40 с небольшим лет возможно и внуков иметь, и помогать своим детям. А еще можно, в принципе, рассчитывать дожить и до правнуков, если Господь позволит. А если мы, условно говоря, первого ребенка только к 40 родили?
Здесь речь не идет о том, чтобы вообще не рожать первого ребенка после 40. Но для первого, наверное, это уже поздновато.
Хотя мы знаем примеры из истории, и особенно после Великой Отечественной войны… Да вот у меня у дедушки такая ситуация была: воевал, а потом уже после войны – пока создал семью, пока родил детей – все  родились уже в достаточно позднем возрасте. Но это были обстоятельства такие.

Корреспондент СП:
А как быть бедным семьям? Всё-таки бедных семей в России еще слишком много. А если они не в состоянии содержать одного, а тем более двух детей?

Священник – Отец Димитрий:
Я Вас спрошу. Где самая большая рождаемость в мире сейчас? До недавнего времени – если мне память не изменяет – это был сектор Газа и африканские страны. И Индия ещё. А уровень благосостояния в этих регионах – не самый благополучный. Вспомните опять же нашу историю. Что, у нас всегда было хорошее время? По-разному люди жили, но, тем не менее, люди рожали и растили детей. Я вспоминаю такую народную мудрость, притчу. В ней рассказывается, как одного простого человека спросили, как он распоряжается своими деньгами. Он и говорит: у меня есть 3 рубля. Один рубль я одалживаю, вторым – возвращаю долг, а на третий – живу.
Когда же его спросили, что это означает, он пояснил: одалживаю я детям, возвращаю – родителям, а на третью часть сам живу.
Такое распределение – оно правильное. Потому что если мы говорим только о финансовой части, то я так скажу: как бы сильно мы ни старались, всем не угодишь, и материальной поддержки всегда будет мало.
Конечно, она очень важна для молодых семей, если они не имеют своего жилья, вынуждены его снимать, и у них нет никаких финансовых возможностей. И если при этом они не видят этической проблемы в аборте, не считают его убийством, то они так и поступают. Вот с этим мы и должны  бороться – это уже задача государства, и задача Церкви. Здесь лежит сфера соработничества Церкви и государства.

Корреспондент СП:
А есть ли какая-то статистика того, как повлияло на рождаемость введение Материнского капитала?

Врач – Галина Гриненко:
Такой статистикой я не владею. Но скажу опять о себе: я детей рожала независимо от материнского капитала.
Скажу в поддержу отца Димитрия: нам надо начинать с института семьи. И только тогда, когда у нас будет крепкий институт семьи, тогда и рождаемость пойдет вверх. Когда женщина перестанет рассматривать свою реализацию отдельно от реализации своей материнской функции.
Надо рассматривать рождение детей как составную часть своей реализации – карьерной, жизненной, материнской, эмоциональной.
Неправильно, когда рождение детей оставляют на после окончания института. Надо, чтобы женщина знала: с детьми больше шансов получить более интересную работу, потому что ты уже не уйдёшь слишком скоро в декрет. Но и декрет должен быть в радость. Должен быть такой подход: если я рожаю ребёнка, у меня есть возможность уйти в декрет. И это замечательно: в декрете у меня будет больше времени, я напишу диссертацию, защищу диплом, освою смежную профессию и т.д. Когда мы будем рождение детей встраивать в свою ежедневную жизнь, в свой карьерный рост, в своё становление и реализацию своих амбиций, – тогда, конечно же, у нас всё будет вовремя.
А когда мы решаем идти линейно: сначала – карьеру, дом, машину, а потом детей – это не нужно уже ни нам, ни нашим детям.
Одно дело, когда дети рождаются, потому что я хочу, потому что я люблю, потому что это – чудо и счастье.
И  другое дело, когда рожаю потому, что просто надо. Пришло время – надо выйти замуж. Я ищу себе мужа, потому что надо родить ребёнка. А другое дело, когда это происходит по любви и по желанию, а не потому, что это надо.
И вот когда мы уйдём от слова «надо» к тому, что «я люблю»,  к тому, что «я этого хочу»... Если я хочу, то я это встрою и в своё образование, и использую декретный отпуск для того, чтобы реализовать какие-то свои возможности в это время.
Это должно быть принято в обществе, и это должно воспитываться в семье.
Женщина не должна бояться рожать – она должна получать поддержку от того, кто рядом с ней. Будь это муж, будь это мама, папа. То есть опора должна быть не только в мужчине – но ещё и в семье, в которой воспитывается мужчина, и в которой воспитывалась будущая мама.  Я живу счастливой – большой семьей. У меня и мама, и папа – всегда были рядом с нами. Да вообще у нас такого нет: выросли – и живите самостоятельно.
Да, мы выросли, но мы живём всей большой семьей. В семье мы помогаем друг другу. И дети это видят. Мы и ссоримся, и миримся, но всегда помогаем друг другу.
Никто не пришёл и не сел на всё готовое – это тоже этапы воспитания наших детей. Которые растут вместе с нами, растут вместе с нами по карьерной лестнице, растут вместе с нами эмоционально, растут вместе с нами жизненно, растут вместе с нами в бытовых условиях.
Можно говорить всё, что угодно ребенку но, если он не видит в тебе примера – примера того, как надо относиться к родителям, строить карьеру, ремонтировать дом, радоваться покупке первой машины – он же нигде этого не впитает.
А ведь это именно тот институт семьи, который на каком-то этапе был утерян и который нам надо восстановить. Спасибо нашему президенту за Год семьи – это важно и нужно. У нас должны быть возрождены многодетные большие семьи.

Священник – Отец Димитрий:
Дети могут жить отдельно, но они не должны жить изолированно.  Вот, к примеру, в моей семье. Я помню с детства: у дедушки моего – шесть детей и уже сейчас около 25 внуков. Так, когда мы собирались всей семьёй на Рождество или на Пасху, – а он нас всегда к себе приглашал, – конечно, это праздник запоминался на весь год. Это была такая традиция: и в плане празднования, и в плане готовки каких-то вкусных блюд, и воспитания. Дедушка рассказывал всегда интересные истории из жизни, и это научало нас, как правильно поступать и что делать в тех или иных ситуациях. Это был своеобразный обмен опытом для наших родителей. А мы, дети тоже, сидели и слушали, потому что нам было интересно, что говорят взрослые.
И вот ещё хотел бы тоже поддержать Галину Викторовну по поводу отношений между мужчиной и женщиной. Знаете, я так скажу: если женщина любит своего мужчину, она обязательно хочет иметь продолжение от него. А если мужчина любит свою женщину, то он тоже хочет от неё детей. И опять же: нормальный мужчина несёт ответственность за свою женщину и за своих детей. И никогда не пошлет свою женщину на аборт, если он ее любит. Любовь предполагает не плотское влечение – она предполагает жертвенность. Есть такое понятие – благодать.  Главным благодателем и благодетелем является Господь. Как сказано: Он посылает солнце и дождь на грешных и на праведных. То же самое и во взаимоотношениях между людьми. Мы должны жертвовать своим временем, своими, «хотелками». Семья – это всегда путь навстречу друг другу. Это жертва. Конечно, ты уже не можешь быть предоставлен сам себе, уже не всегда ты можешь поехать, куда хочешь. Так что да – это, конечно, жертвенность и ответственность и за свою жену, и за своих детей. Ну, и также – это и ответственность жены по отношению к мужу.
На это надо обращать внимание при возрождении семейных ценностей.

Врач – Галина Гриненко:
Да, нам нужно многое возвращать в воспитании, чтобы возродить институт семьи. Я возлагаю огромные надежды на поддержку Церкви. Общие установки в нашем обществе - они сейчас меняются – и меняются в положительную сторону. Даже если взять предновогодний инцидент – печально знаменитую «голую вечеринку», которая получила огромный резонанс. Это же здорово – столько лет такое проходило незамеченным, и наконец-то этому поставили какой-то заслон.
Я думаю, что это не последнее знаковое событие: за этим последует много других переосмыслений, которые вернут наше общество к более человеческим, к более крепким нравственным отношениям. И я думаю, что это – только в «плюс» к укреплению института семьи: вседозволенность семью разрушает.

Корреспондент СП:
Давайте поговорим о том, что может сделать родильный дом в содружестве с Православной церковью, чтобы поддержать женщин в желании рожать больше детей?

Врач – Галина Гриненко:
Я вижу нашу задачу, прежде всего, в поддержке сохранения репродуктивного здоровья женщины. В создании именно таких условий в родовспомогательных учреждениях, чтобы женщина не боялась идти рожать в последующем. Чтобы дни, прожитые в родильном доме, были лучшими в её жизни. Чтобы потом они вспоминались с радостью, чтобы сюда хотелось вернуться ещё и ещё раз и снова ощутить это безмерное счастье, когда ты слышишь первый крик своего ребёнка. Это те эмоции, которые нельзя сравнить ни с чем, если роды правильно сопровождались.
Да, конечно: замечательно, что сейчас у нас открытые лечебные учреждения, есть поддержка и родственников, и возможность присутствия мужа при родах – это возможно и доступно.
Конечно же, здесь должна быть ещё и очень правильная помощь со стороны медицинского персонала. В этом я вижу задачу родовспомогательных учреждений – именно в том, чтобы поддержать женщину в этот самый главный момент ее жизни и в жизни нашего общества – момент рождения нового гражданина.
Когда мы будем к этому относиться ответственно со всех сторон – и со стороны женщины, и со стороны общества, и со стороны медицины, – вот тогда, я думаю, рождаемость пойдёт вверх.

Священник – Отец Димитрий:
Конечно, церковь всегда стоит за традиционные нравственные ценности. Но на чем эта традиция основана?  Наша русская традиция основана на православных христианских ценностях. И нравится это кому-то или нет – это так в течение тысячи лет. И даже в советский период нравственность была основана на библейских ценностях.
Конечно, поддержать женщину в этот период очень важно. В этом лечебном учреждении есть храм-часовня. Мы планируем развивать сотрудничество и встречаться с женщинами, которые хотят стать мамами. Также встречаться и с семьями: у нас был уже один такой опыт, когда нас пригласили на День открытых дверей, и мы смогли пообщаться с будущими родителями, как-то поддержать их, рассказать о правильном понимании семьи, о правильном понимании воспитания своих детей. Планируем такие встречи продолжать.
И конечно, необходимо заниматься поддержкой женщин, которые находятся в сложной ситуации, находятся на «перепутье»: сделать аборт или не сделать. Здесь помощь священника тоже могла бы быть очень важной.

Врач – Галина Гриненко:
Поскольку мы – перинатальный центр, у нас концентрируются пациентки со сложными беременностями. Часто детки рождаются раньше срока. Бывает, появляются на свет детки с теми или иными особенностями развития.
И здесь как нигде помощь священника женщинам необходима. Мы обеспечили возможность вызова священника – у нас батюшка всегда на связи. У нас доступ женщин в часовню возможен круглосуточно – это иногда для них очень важно.
Психологи у нас работают, но поддержка батюшки – это совсем другое.
Когда мы только начали сотрудничество с Православной церковью, от сотрудников поступила просьба и почти жалоба: почему только пациенткам такое внимание? Они попросили организовать лекции священника непосредственно для них. Про различные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются люди – не только на работе, но иногда и дома. А домашняя ситуация у той же акушерки серьезно сказывается на ее работе. Поэтому у нас теперь организовываются лекции священника непосредственно для сотрудников, а тему выбирают сами ее участники. Например, об отношении к жизни и к смерти. В родовспомогательном учреждении – мы, конечно, сталкиваемся с радостью, новой жизнью, но бывают ситуации, связанные с потерей. И эту ситуацию переживает не только пациентка, но и медицинские работники. Выгорание, внутреннее опустошение медицинских работников – это тоже бывает. В такой ситуации батюшка всегда приходит на помощь.

Корреспондент СП:
В СПб ГБУЗ «Городской перинатальный центр №1» на протяжении нескольких лет приходит многодетная семья, чтобы родить здесь ребенка. В ближайших номерах газеты мы расскажем о ней.

Записала Анастасия Ливинская

Наши партнеры:
http://rinvalid.ucoz.ru/
http://ddi-1.ru/
http://www.gsmk.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+