Разделы:

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.

Прикоснись к Конь-камню, научись быть сильным

Начало творческим реабилитационным программам для

людей с инвалидностью было положено на острове Коневец


Благотворительная организация «Кедр» отмечает своё 25-летие. Практически первой в постсоветское время ею были предложены полноценные и последовательные творческие трудовые программы для детей и молодых людей с инвалидностью. Произошло это в те самые девяностые, которые многим запомнились «малиновыми пиджаками», челноками и никому больше не нужными научными сотрудниками.
 

Остров надежды

Началось всё с Коневца. Там тогда еще только-только начал возрождаться монастырь. И вот по благословению одного из прежних его настоятелей, а ныне наместника Александро-Невской Лавры Назария ребята стали приезжать туда в летние месяцы.
Тогда и позже основными проектами «Кедра» стали: «Кедр-Коневец», «Арт-терапия» и «Монастырская слобода» (реабилитационные творческие мастерские).
Больше 15 тысяч ребят за время существования организации участвовали в той или иной форме работы. Помимо занятий: обучения ремёслам, занимались благоустройством, восстановлением ландшафта острова по историческим фотографиям. Помогали вернуть исторический облик Игуменскому садику – разравнивали землю, занимались посадкой кустарника и цветов, сверяясь с тем, как это выглядело в старину. А при этом никто не отменял ежедневной работы по хозяйству.
 

Работа принцев

Строгость 625-летнего Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове сочетается с переменчивой Ладогой. Конь-камень с часовней, житие Арсения Коневского – с чудесной историей о том, как уроженец Великого Новгорода подвизался на Афоне, а потом приплыл на Коневец и всех змей молитвой прогнал… Змей, кстати, на острове и сей день нет,  а вот черника и грибы – есть. А еще скиты и открытые часовни, кусачий конь с неожиданным для этих мест именем – Радар, звон колоколов, созывающих прихожан в древнюю обитель, фестиваль «Остров надежды» – всё это часть истории «Кедра».
«Склоняю голову перед всеми, кто был с нами на протяжении многолетнего пути, – говорит руководитель «Кедра» Александра Сердитова. – Пока на Коневце идут масштабные реставрационные работы, но очень надеемся вернуться на остров, который нас принимал долгие годы».
На Коневце воспитанники «Кедра» не просто отдыхали – занимались полезной посильной работой. «Как герой Сент-Экзюпери – Маленький принц, убирали свою планету, и, тем самым, по кирпичику создавали систему созидательной реабилитации, одновременно получая внутреннюю духовную поддержку, – объясняет руководитель «Кедра» – Понятно, что вначале каждый из ребят испытывал страх: смогу ли я это сделать? Но со временем становилось очевидным, что они своими талантливыми трудами превосходят тех, у кого нет проблем со здоровьем».
Летний проект сменялся на осенне-зимне-весенний – реабилитационные мастерские «Монастырская слобода» предлагали целый спектр направлений: шитьё, керамика, традиционные ремёсла, изготовление сувенирной куклы, полиграфия и т.д.
Много лет приезжавшая на Коневец замечательная хозяйка, знаток лесных и прочих авторских блюд, мама одного из воспитанников «Кедра» Роза уверена в том, что с пребыванием на острове и работой «Монастырской слободы» связано самое лучшее время для неё и всех, кто там в разные годы бывал.
«Варили суп с нерезаными грибами, верили, что Конь-камень даёт силы, а на самом деле сами учились быть сильными, сажали цветы, приходили из леса с синими от черники губами…
Всё это – не в замкнутом пространстве, открыто, с заботой друг о друге, – говорит она, и предлагает взглянуть на шитьё, керамику, картины, мозаику». 
В рамках совместной с городским Комитетом по труду и занятости программы «Монастырская слобода» на территории Александро-Невской Лавры работают мастерские «Кедра»: швейная, сувенирной куклы. А также керамическая, традиционных ремёсел (роспись по дереву и керамика), полиграфическая, мини-прачечная и мастерская сканирования в библиотеке Лавры).
При полном рабочем дне работники «Кедра» получают от 18 тысяч рублей в месяц (сумма, адекватная утверждённому в Петербурге МРОТ).
Используется и формат постоянной занятости, и временная занятость (например, по программе Комитета – социальная занятость инвалидов трудоспособного возраста, в рамках которой с начала 2019 года по форматам полного и неполного рабочего дня трудятся 209 инвалидов первой и второй группы).
Руководитель «Кеда» Александра Сердитова считает, что основные правила, на которых должна строиться социально-реабилитационная работа, таковы:
– умение предложить человеку на выбор дело, которым он не просто сможет – захочет заняться;
– помочь победить страх под названием «не смогу»;
– сделать так, чтобы воспитанники почувствовали себя единой командой, притом, что каждый занимается каким-то своим делом. 
«Работая с людьми, которые испытывают проблемы со здоровьем, коммерции не наладить, но мы можем научить людей делать качественные вещи и даем им возможность развиваться», – поясняет руководитель «Кедра».

 

Притяжение без барьеров

Но главное в работе «Кедра» – не просто занять ребят и дать творческую реабилитацию здесь и сейчас. Главное – это путь к социальной занятости. Это подтверждают проекты: «Кедр-Коневец», «Арт-терапия» и «Монастырская слобода».
Реабилитационные творческие мастерские, в которых «Кедру» удаётся сочетать социальную занятость с сохранением народных промыслов, в перспективе дают шанс на рабочее место или приносящий, пусть небольшой, но реальный доход, надомный труд.
«Остров притягивает. Много лет сюда приезжали и воспитанники «Кедра» – смотрели, узнавали, работали. Задача государства предоставлять людям с ограниченными возможностями здоровья рабочие места, но, думаю, не менее важно – помочь им избежать одиночества, почувствовать себя нужными», – считает один из прежних настоятелей Коневского монастыря, а ныне наместник Александро-Невской Лавры, епископ Кронштадтский Назарий.
 

Монастырская слобода

Новым этапом в истории «Кедра» стало открытие на территории Александро-Невской Лавры Комплекса творческих реабилитационных мастерских. В течение трёх последних лет организации активно помогает Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга. На создание и модернизацию рабочих мест в 2015, 2016 и 2019 годах из городского бюджета «Кедр» получил субсидии на 2,4 млн рублей. Только в этом году объём субсидий составил 877,2 тыс. рублей. На эти деньги куплен автомобиль (создано коллективное рабочее место для двух человек), муфельная печь (таким образом, модернизировано одно рабочее место для изготовителя изделий из керамики). Кроме того, доступным для инвалидов-колясочников стал второй этаж – куплено специальное приспособление – ступенькоход.
 «Организация «Кедр» – наш верный друг и партнёр. Мы оказываем поддержку, но, безусловно, в основном это руки и сердца людей, работающих над программами социальной реабилитации людей с инвалидностью, – считает временно исполняющий обязанности председателя Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Николай Рогачев. – Второй год работаем с петербуржцами, которые не могут конкурировать с другими участниками рынка труда, и «Кедр» нам в этом помогает».
История «Кедра» продолжается, и есть все основания полагать, что и в дальнейшем она будет успешной.

 

Евгения Дылева

Наши партнеры:
http://rinvalid.ucoz.ru/
http://ddi-1.ru/
http://www.gsmk.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+