Разделы:

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.

Портал в прошлое Санкт-Петербурга

Смоленское лютеранское кладбище на острове Декабристов. Здесь покоятся ровесники нашего города – те, кто вместе с Петром I строил этот город, жил в нем, защищал его на море и на суше, составлял славу русской армии и флота. Больше 100 архитекторов (!), врачи, инженеры, скульпторы, ученые, музыканты и художники с мировыми именами, известнейшие промышленники, часовщики, ювелиры. Их фамилии удивительно часто обнаруживаются в Википедии.
Субботники стали здесь доброй традицией. Знатоки и старожилы  проводят экскурсии в этом музее под открытым небом.
Два года назад жители Васильевского острова создали сайт  (spslc.ru), посвященный этому некрополю. На сегодня сайт содержит более 1000 имен, фотографии, старинные портреты и краткую информацию о покоящихся здесь петербуржцах. В разделе «Галерея» можно увидеть архивные фотографии, кадры из снимавшихся здесь кинофильмов, работы современных фотографов-василеостровцев. Сайт постоянно пополняется, в т.ч. благодаря тому, что потомки ушедших людей рады возможности – пусть виртуальной! – почтить память своих предков-петербуржцев, написав о их судьбе, творчестве, труде, службе. На почту сайта приходят письма из самых разных стран – иногда с просьбами о поиске, а иногда – с фотографиями и важной информацией. Если у Вас есть архивные фотографии, информация о людях, похороненных здесь, Вы можете направить ее на электронную почту info@spslc.ru. Также Вы можете оставить комментарии на страницах сайта.
Предлагаем вашему вниманию статью искусствоведа Виктории Прокуратовой об этом удивительном петербургском некрополе.

 

Братская детская могила

Смоленское лютеранское кладбище является одним из старейших неправославных кладбищ в Санкт-Петербурге. Оно расположено в южной части острова Декабристов (б. Голодай) на правом берегу реки Смоленки. В плане некрополь имеет форму неправильного шестиугольника площадью около семи гектаров, сильно вытянутого в северо-западном направлении.

С первых лет существования нашего города население было весьма пестрым по этническому и конфессиональному составу. Первыми петербуржцами оказались «местные» иностранцы: финны из «чухонских деревушек» на Васильевском острове, шведы из захваченного Ниеншанца, а также архитекторы, строители, ремесленники и врачи, прибывшие для помощи в строительстве молодой столицы. Большая часть иностранцев была лютеранского вероисповедания.
До 1747 года лютеран и лиц иных конфессий хоронили на специально отведенных участках на Аптекарском острове и близ Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. К середине XVIII века в Петербурге проживало около 7% иностранцев от общего числа жителей. В начале XX века нерусское население составляло уже около 17%. Пятую часть из них составляли немцы-лютеране, которые в большинстве своем проживали на Васильевском острове. Именно там находились крупные учебные заведения, а среди немцев было много врачей, аптекарей и деятелей науки. Этими обстоятельствами и был обусловлен выбор места для будущего лютеранского кладбища.
Примерно с 1745 года лютеранская община стала собирать пожертвования для постройки своего храма. Поскольку средства стекались крайне медленно, церковь удалось заложить лишь в 1768 году. 26 января 1771 года была освящена лютеранская церковь святой Екатерины, и у лютеранского кладбища на Васильевском острове появился свой приход. Разумеется, свое наименование церковь получила в честь царствовавшей императрицы, а эпитет «Смоленское» – кладбище приобрело в 1760 году, после того, как на соседнем православном кладбище построили церковь Смоленской иконы Божией Матери. На плане Петербурга 1753 года прямоугольный участок на правом берегу Черной речки (нынешней Смоленки) обозначен как «немецкое кладбище». «Немецким» Смоленское лютеранское кладбище иногда называют и в наши дни.

 

Склеп акушера М. Горвица, директора Мариинского родильного дома у Тучкова моста

К 1836 году расширяющаяся территория иноверческого некрополя составляла 15 гектаров. На кладбище имелся смотритель, который руководил всеми работами и жил в трехэтажном каменном доме прямо на территории своей деятельности. Благоустройство некрополя в былые времена отличалось очень высоким уровнем: дорожки были вымощены плитами, в оградах устраивались газоны и цветники, разрушенные и неухоженные надгробия вовремя снимали, а территория была поделена на правильные участки. Единственным недостатком Смоленского лютеранского кладбища была постоянная затапливаемость и близость грунтовых вод. Иногда невозможно было вырыть могилу на нужную глубину. По этой причине исторический некрополь является весьма уязвимым, особенно будучи оставленным без должного ухода.

После Октябрьской революции Смоленское лютеранское кладбище было закрыто для захоронений. В ведении церкви святой Екатерины некрополь находился до 1 февраля 1919 года. С этого дня кладбище было национализировано и перешло в ведение Комиссариата по внутренним делам.
В 1930-е гг. Смоленскому лютеранскому кладбищу чуть было не вынесли смертный приговор. К этому времени состояние его территории и самих могил, за которыми никто не ухаживал, стало весьма плачевным.
В связи с организацией музея-некрополя в Александро-Невской лавре было принято решение вывезти с иноверческого кладбища наиболее ценные памятники. Удивительно, что некоторые надгробия были перенесены без перезахоронения (надгробия Я. Земмельгака, А. Трискорни). Архитектора Тома де Томона и вовсе «разлучили» с женой. Гранитный саркофаг вместе с прахом зодчего оказался в музее-некрополе, тогда как саркофаг его жены – Клары де Томон, по-прежнему находится на Смоленском лютеранском кладбище. Та же участь, быть «оторванным» от родных после смерти, постигла скульптора П.К. Клодта. Для красоты нового Некрополя мастеров искусств не гнушались также переносить и детали отдельных памятников. В конце 1930-х годов туда перенесли многим известную скульптурную композицию работы И.П. Мартоса из мавзолея Е. Чичаговой; бронзовую фигуру с надгробия доктора А. Магира. Оказался в собрании ГРМ и горельеф работы В.В. Кузнецова с могилы бывшего сотрудника Эрмитажа проф. Дж. Шмидта.

 

Экскурсия после субботника

Старейший в городе иноверческий некрополь закрыли в 1939 году, но отдельные стихийные захоронения без учета национальной и конфессиональной принадлежности происходили на нем вплоть до 1950-х годов. В годы Великой Отечественной войны на кладбище появилось несколько братских воинских могил. После окончания войны «немецкое» кладбище подверглось разрушениям, грабежу и даже мародерству. Однако, именно здесь, спустя время, поставили монумент детям Васильевского острова, погибшим в блокаду от фашистского снаряда в 1942 году.

Несмотря на «чистку» и антиисторические перемещения, Смоленское лютеранское кладбище по-прежнему остается местом последнего упокоения многих выдающихся личностей. Здесь похоронены: русский геолог и почвовед В.В. Докучаев; академик, основатель термохимии Г.И. Г есс (исчезло надгробие, и могила затерялась); первый директор Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардт; основатель города Одессы адмирал Иосиф де Рибас; российский и советский врач-ортопед Р.Р. Вреден; один из крупнейших петербургских зодчих рубежа веков П.Ю. Сюзор; полярный исследователь адмирал П.Ф. Анжу и многие другие.
К сожалению, передвижения и перезахоронения продолжались до начала 1980-х годов. Но в послевоенные годы такие поступки объяснялись скорее желанием сохранить надгробия и могилы. Неухоженное, разворованное и фактически заброшенное кладбище выглядело удручающе. Только в 1988 году начались реставрационные работы, в ходе которых был реконструирован и благоустроен большой участок некрополя вблизи ворот. Восстановление отдельных участков и надгробий ведется и по сей день.

Прогулки по кладбищу – особый жанр питерского променада. Смоленское лютеранское кладбище представляет собой настоящий музей под открытым небом. На камнях, крестах, скульптурах, в длинных или коротких эпитафиях скрыта история, которая соткана из судеб людей, сделавших многое для нашего города. На сегодня осталось не так много знатоков, умеющих толково рассказать о людях, покоящихся на Смоленском лютеранском кладбище. Одной из них является Елена Юдина, которая не только составила путеводитель по самому старому иноверческому некрополю, но и проводит по нему для всех желающих бесплатные экскурсии.

Наши партнеры:
http://rinvalid.ucoz.ru/
http://ddi-1.ru/
http://www.gsmk.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+