Разделы:

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПЕДИАТРЫ: СЛАВИМ ПРОШЛОЕ, ФОРМИРУЕМ БУДУЩЕЕ

Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет представил в Российской национальной библиотеке крупные проекты, рассказывающие о вкладе ленинградских медиков в спасение детей в годы блокады и помощь отдаленным территориям страны благодаря деятельности студенческих отрядов.
 

СРАЖЕНИЕ УМОВ

 Большого внимания заслуживает подвиг ученых в годы Великой Отечественной войны. На конкретных примерах важно раскрывать героизм сотрудников и технического персонала научных, учебных заведений, каждодневный труд библиотекарей и архивистов. Это был большой фронт, интеллектуально обеспечивающий исход схваток на полях боев.
Труд, который вышел в одном из издательств и передан в РНБ в год 80-летия начала блокады Ленинграда,  обобщает и раскрывает этот период истории через судьбы академиков, которые работали в годы войны и были избраны членами Академии наук после Победы. Жизнь и деяния 350 человек, про каждого из которых можно рассказать отдельно.
Доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Иванов, ректор Санкт-Петербургского медицинского педиатрического университета, сказал: «Этим исследованием мы показали, что война – это не только поле боя, но и сражение умов, столкновение уровня интеллекта, знаний. Во многом мы победили потому, что уровень этих знаний и готовность их увеличивать, применять, мотивация были крайне высокими…»
Доктор философских наук, профессор, историк науки, исследователь и издатель Аркадий Мелуа отметил важность работы и в том, что со многими героями публикаций ему удалось пообщаться лично, он успел с ними и поговорить, и с кем-то поработать, ощутив масштаб личностей. Академик РАН Александр Ноздрачев  также является соавтором книги.
 

СПАСЕННЫЕ ДЕТИ

Следующим серьезным исследованием, которое издал университет, стала книга «Объект 708: подвиг ленинградских педиатров».
25 августа, только пришедшую из типографии,  ее передали для библиотеки мне в университете. В кабинете ректора, профессора Иванова, мне было не оторваться от просмотра исторических фотографий, документов, трудов ученых, изданных в годы войны в Ленинграде. Тем более это интересно, потому что многие из них находятся и в Публичной библиотеке.
В 1941-45 г.г. Ленинградский педиатрический институт продолжал научную, лечебную и образовательную работу. На Выборгской стороне, в институтском городке, была развернута деятельность по решению огромных проблем, поставленных временем. Александр Тур, академик, памятник которому установлен перед «блокадным» корпусом, был одним из главных организаторов лечения ленинградских детей от дистрофии, в институте была создана система питания, психологического восстановления, ведь среди ребят было немало потерявших родителей, оставшихся одними на свете. Александр Тур изобрел рецепт заменителя грудного молока на основе растительных компонентов.
Институт постоянно подвергался налетам авиации: Литовская улица была в то время достаточно окраинной, и фронт находился рядом.  
Это не останавливало и учебный процесс: в фондах Российской национальной библиотеки и музея Санкт-Петербургского государственного медицинского университета находятся учетные карточки военного времени и фотографии тех лет, рассказывающие о занятиях в декабре 1942 года в лабораториях, обходе палат. Не случайно с 8 сентября в Новом здании РНБ на Московском проспекте работает выставка «Спасибо от ленинградских детей! Подвиг педиатров в блокаду».
Кстати, с Публичной библиотекой связан и интересный сюжет, описанный в книге: в блокадные месяцы 1941 г. Иван Афанасьевич Бычков, член-корреспондент Академии наук СССР, сын бывшего, «царского», директора Императорской библиотеки, заведовал Рукописным отделом. В период Великой Отечественной войны он участвовал в сборе архивов погибших в блокадном Ленинграде или эвакуированных ученых и писателей. Напряжение сил, истощение блокадных дней давало себя знать все больше и больше; в конце 1942 г. библиотека обратилась в Педиатрический институт Ленинграда с просьбой о ежемесячном отпуске для него витамина из неприкосновенного запаса института. Изобретенный и выданный педиатрами витамин продлил жизнь ученого…
 

ДЕСАНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Опыт, знания и практика, накопленные в войну, были неоценимы и после Победы. Институт стал активно развиваться, используя потенциал в Советском Союзе и за рубежом.
В 2021 году исполнилось 40 лет выездной поликлинике и  первому специализированному медицинскому студенческому отряду Ленинградского педиатрического института. Идея его создания пришла «от жизни»: когда студенты строительного отряда медицинского пединститута поехали в Казахстан, пришлось не только возводить элеваторы, но – и прежде всего из-за отсутствия квалифицированных, да и просто специалистов, помогать в обследовании местных детей.
Это было в 1979 году, а в 1981 году – организован первый отряд, его создание активно поддержал ректорат института и руководство ленинградской комсомольской организации (в 1981-1984 г.г. первым, а до того вторым секретарем Ленинградского обкома ВЛКСМ была В.И. Матвиенко).
Удар отряда был направлен на отдаленные районы Вологодской области. С собой студенты и аспиранты везли экспресс-лабораторию для проведения простейших клинических и биохимических исследований, два портативных стоматологических комплекса, электрокардиограф. За отрядом было закреплено два санитарных автомобиля, было взаимодействие с санавиацией. Детей и лечили, и обследовали. Выявляли патологии на ранних стадиях, направляли в Вологду и Ленинград.
Интересная, практическая и самостоятельная работа давала огромную практику. А еще – приучала вскоре становившихся дипломированными специалистов к неформальному отношению к делу, знакомству с реальной жизнью, чаяниями и надеждами простых людей.
Книга, изданная Санкт-Петербургским государственным педиатрическим медицинским университетом, посвященная 40-летию выездных студенческих поликлиник, также в сентябре представлена в  Публичной библиотеке. Было особо отмечено, что сегодня университет возобновил практику консультирования и оказания практической помощи регионам. Об этом в рамках телемостов рассказывали представители органов управления здравоохранением, главврачи территорий.  
Они говорили про важность такого сотрудничества. Сегодня Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет – это крупнейший педиатрический федеральный научный, образовательный и учебный центр, в котором ежегодно спасают жизни  тысячам детей, появляются не имеющие аналогов технологии.

Валентин Сидорин

Наши партнеры:
http://rinvalid.ucoz.ru/
http://ddi-1.ru/
http://www.gsmk.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+