Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.
Особый театр: полёт над повседневностью
О старых и новых спектаклях талантливых людей из «параллельного мира»
Прошли времена, когда дома-интернаты социальной системы были абсолютно закрытыми и никто не мог заглянуть в тот неповторимый и удивительный мир творчества, о котором можем сегодня говорить открыто и с восхищением.«Кабуки» и сны о Японии
Помню, как первопроходец – настоящий подвижник «особого» театрального творчества Александр Колесин объяснил: «Люди из параллельного мира» легко могут дать фору заслуженным и великим. Проблема в том, что далеко не все это понимают».Он подтвердил это 12 лет назад, когда поставил спектакль «Сны о Японии» в Театре миниатюр «Кабуки» психоневрологического интерната №7 Санкт-Петербурга (театральная студия людей с Даун-синдромом возникла в этом учреждении ещё в 1996 году). Но, к сожалению, актёры не смогли принять награду III Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр». Под разными предлогами их туда не пустили, хотя и участники, и сама постановка, безусловно, того заслуживала...
Участников спектакля гримировали специальным театральным гримом-маской, костюмы были стилизованы под японские кимоно, в руках у них были зонты и вееры, реквизитом служили характерная чайная посуда и прочие предметы восточного колорита.
«В спектакле «Сны о Японии», который по жанру можно отнести к пантомиме (наши артисты не говорят на сцене), только внешняя стилистика сохранила восточный оттенок – объяснял Колесин. – Театральное действие развивается по сюжету, стандартному для всех культур, проявляется уникальный, индивидуальный актерский рисунок, который тщетно пытались воспроизвести артисты других театров».
Позже эпиграфом к одной из своих статей (называлась она «Театр Кабуки в зеркале синдрома Дауна»), посвящённых «особым» актёрам, Александр Колесин – в то время директор Центра творческой реабилитации, художественный руководитель театра, выбрал философскую цитату Карла Клауса: «Художник – это тот, кто из решения может сделать загадку».
И не случайно эта совместная работа со столь необычными актёрами так и осталась загадкой: повторить удивительный эксперимент именно с такими представителями «социального закулисья» с тех пор никто не решился.
«В начале режиссерской карьеры передо мной не стояла проблема выбора жанра. Театр сформировался до моего появления в интернате. Японская культура мне была интересна сама по себе, как и каждому человеку, занимавшемуся историей культуры, – такими были первые шаги режиссёра. – Мне посчастливилось несколько раз побывать на уроках мастеров театра кабуки во время их гастролей в Санкт-Петербурге. Я не только посмотрел спектакли, но и побывал на мастер-классах, где японские хранители театра кабуки показывали, как гримировать актеров, как учить их сценической походке, как драться на мечах, как воплощать на сцене каноны мужской и женской красоты. Это было очень давно. Через много лет эти наблюдения пригодилось мне во время репетиций».
Тогда это был единственный в России театр, актеры которого постоянно жили в психоневрологическом интернате. Известны разве что зарубежные аналоги. Например, самым известным в мире уникальным профессиональным театром людей с синдромом Дауна считается немецкий под руководством Гизелы Хох (Берлин).
Время без слов
Говоря об особом театре, стоит вспомнить и такую веху в его истории, как международное творческое сотрудничество. Спектакль «Время без слов» в 2010 году подарили Санкт-Петербургу участники международного проекта «Театр без границ».Сцену необычной труппе швейцарского театра и актеров (с особенностями развития из Германии) тогда предоставлял один из театров Санкт-Петербурга. Актеры из разных стран, говорящие на трех разных языках, учились понимать друг друга без слов.
Профессиональные режиссеры работали с героями «бессловесных» пьес, имеющими особенности в развитии, живущими в учреждениях системы социальной защиты. А объединило их общее пространство для творчества и общения.
Как объясняла актриса, руководитель арт-проекта Елена Шифферс, «настоящее счастье создавать совместный спектакль и понимать друг друга без слов».
Не было никакого кастинга и жесткого рисунка спектакля. Были этюды, наполненные особым смыслом и предлагаемые обстоятельства, увлекающие актеров и зрителей.
Режиссерская функция в этом случае сводилась к тому, чтобы не мешать вольности актера в творчестве, в собственном «полете над гнездом кукушки». Но неукоснительно требовалось соблюдать одно условие: эмоционально и психологически каждый по ходу действия должен был сохранять настрой на партнеров, сколь малыми не были бы их роли.
Елена Шифферс – актриса и педагог, много лет назад создала театральную студию в петергофском Психоневрологическом интернате № 3. Помогла уверенность в том, что театральные методики помогают жить, и к тому же у людей, с которыми она работала, очень высокий потенциал и желание меняться. «У нас нет возможности вывезти их из интерната, но есть шанс дать им право быть самими собой», – сказала она однажды, и эти слова запомнились.
Импровизация не отменяет сюжета
И сегодня творчество талантливых людей из домов-интернатов не остаётся без внимания, что подтверждает только что состоявшийся (23 октября) премьерный показ на сцене Психоневрологического интерната №9 спектакля «Чемодан чепухи» по мотивам сказок Людмилы Петрушевской». Беспрецедентный случай: в подготовке спектакля были задействованы более тысячи участников. С ними работали профессиональные режиссёры, а в целом проект поддержали городской Комитет по социальной политике и одно из некоммерческих партнерств.
Всё по Станиславскому: импровизация не отменяет сюжета. Режиссёры направляют, актёры получают возможность живо реагировать на происходящее, фантазировать и прислушиваться к тем, кто рядом.
Одновременно появляются уникальные упражнения и методики, которые наилучшим образом способствуют реабилитации и социализации…
Ткань спектакля рождалась шаг за шагом, благодаря совместным стараниям сотрудников интерната и профессиональных работников культуры – режиссёров-педагогов: Дмитрия Туркова; Егора Корнилова и Михаила Бондаренко, художника – Ксении Бондаренко и тренеров: Виктории Никитиной, Надежды Чернейко, Алексея Сухачева, Ирины Нягиной, Анны Кирилловой, Ольги Дегтяревой, Елены Коркиной.
Всех, кого объединила эта работа, назвать трудно – перечисление заняло бы ни одну газетную страницу. Это и необязательно. Главное, что каждый, кто знакомится с творчеством актёров особого театра, получает глоток свежего воздуха – очищение, потому что их характерные качества: открытая душа и чистые помыслы.
Значит, не только Петербург, но и каждый из нас должен беречь этот «параллельный мир», понимая, что нам всем нужен полёт над повседневностью и право оставаться собой.
Евгения Дылева
Фото: благотворительная
организация «Перспективы»
.jpg)

