Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.
Как перестать чувствовать себя человеком второго сорта
Почему мы подходим к пенсионному возрасту с внутренней готовностью уступить дорогу тем, кто моложе, настраиваем себя на то, что «первый тайм мы уже отыграли»? И какое усилие нужно совершить над самим собой, чтобы перестать ощущать себя неполноценным? Об этом рассуждали участники публичной дискуссии «Хочу себя уважать».
РОЖАЮТ МЕНЬШЕ, ЖИВУТ ДОЛЬШЕ
Последнюю неделю в СМИ активно муссировалась тема снижения численности населения России. В Счётной палате РФ отметили, что к первому сентября нас стало 146 миллионов 700 тысяч человек – на 52 с половиной тысячи меньше, чем в начале этого года.Причиной специалисты считают то, что сейчас подросло поколение, появившееся на свет в 90-х годах прошлого века, когда рождаемость в России была на самом низком после 1971 года уровне. А раз поколение немногочисленное, то и детей у них тоже рождается немного.
Правда, есть и положительный момент – смертность тоже снизилась. Люди стали жить дольше благодаря развитию медицины и популяризации ЗОЖ. Поэтому уменьшение рождаемости немного компенсируется ростом продолжительности жизни, и в целом картина не такая драматичная. К тому же запущенный в 2019 году национальный проект «Демография» направлен не только на помощь молодым семьям и стимулирование рождаемости, но и на укрепление здоровья и поддержку старшего поколения.
И здесь важно, чтобы люди жили не только долго, но и полноценно, были не балластом «на заслуженном отдыхе», а активными гражданами. А для этого должно измениться общественное мнение, привычно оставляющее пожилым людям второстепенную, вспомогательную роль. А иногда они и сами готовы добровольно отправить себя на задворки жизни, довольствуясь положением бабушки, нянчащей внуков, или дедушки, копающего картошку на даче.
Об этом явлении, которое можно назвать самодискриминацией, и о путях её преодоления говорили участники публичной дискуссии, организованной Санкт-Петербургской общественной организацией гражданского просвещения «Дом проектов». Мероприятие было приурочено ко Дню пожилых людей, который в России отмечают с 2002 года, когда страна поддержала Мадридский план действий по проблемам старения, согласно которому общество должно формироваться с учётом людей всех возрастов.
– Любая дискриминация начинается с того, что мы принимаем социальные нормы, в данном случае это представление о возрасте, – считает доктор социологических наук Ирина Григорьева. – В одном возрасте мы молодые, в другом – взрослые. Молодёжь перегружена разными социальными обязательствами, предполагается, что сейчас они должны всё, а отдыхать будут в том возрасте, которому приписано определение «пожилой». А на самом деле это не больше, чем социальная установка. Международные границы трудоспособного возраста – от 16 до 72 лет. Нет ничего нормального в том, чтобы женщина называлась пожилой в 55 лет, а мужчина в 60. Вопрос в том, насколько мы зависим от социальных норм. Кем себя считать – это наше личное решение. Но тяжело преодолевать неодобрение и неприятие людей, которые не хотят видеть нас такими, какими мы себя видим. Уходить или нет на пенсию – тоже сугубо личный вопрос. Трудовой кодекс не предполагает обязательное увольнение с работы. Если работодатель давит, то нужно обращаться в инспекцию по труду и в суд. Оправдание, что пожилые должны уступить место молодым, не для квалифицированных работников. А чтобы прекратилась самодискриминация по возрасту, надо принять его как время свободы от множества социальных обязательств, которые есть у молодёжи.
ВРОДЕ БЫ ШУТКА, НО…
Современный возраст выхода на пенсию (до его недавнего повышения) в России был установлен ещё в 1932 году. И тогда «55 для женщин и 60 для мужчин» было совсем не рано, поскольку средняя продолжительность жизни в СССР составляла всего 43 года.Уже в конце 50-х продолжительность жизни в стране выросла до 67 лет. А сейчас в России она составляет 73 года. Петербург – вообще город долгожителей. У нас людей старше 90 лет – почти 27 тысяч.
Но, наверное, на генном уровне нам передаётся из поколения в поколение сигнал: исполнилось 50 – пора на заслуженный отдых. Некоторые ждут этого события с нетерпением, мечтая, наконец, перестать работать «на дядю».
Но… отдохнув месяц-другой, понимают, что совсем не того они хотели. Становится скучно, появляется ощущение ненужности. Меж тем учёные предсказывают, что в ближайшем будущем возраст 90 и выше станет нормой, а не исключением. Так почему мы тогда сами себя так рано отправляем на обочину жизни? Сами создаём партию людей второго сорта и сами же в неё вступаем?
Отчасти это происходит под давлением общественного мнения. Об этом рассуждает Людмила Скородумова, которая в свои 72 года всего шесть лет как на пенсии:
– Во всём мире борются с расовыми, национальными, религиозными предубеждениями, но причиной нетерпимости может стать и возраст. Я считаю, что эйджизм формируется из-за предвзятого отношения к старению. Почему, например, многие снисходительно пошучивают над пожилыми? Потерял человек ключ – значит, у него старческая рассеянность. Что-то забыл – склероз. Не расслышал – старческая глухота. Мусор появился? «Это из тебя песок сыплется». Вроде бы шутка. Но шутки о возрасте не менее обидны, чем на тему расизма и религиозной принадлежности. Пожилые часто представляются больными, вздорными, медленно соображающими… Эти стереотипы формируются соответствующими образами в фильмах, юмористических передачах. Пренебрежительное отношение к старости становится чем-то естественным. Как ему противодействовать, как с ним бороться, когда мы сами начинаем про себя говорить, что в нашем возрасте это уже поздно, то уже нельзя, и сами становимся проводниками и распространителями эйджизма?
ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ
Участники дискуссии поделились историями о том, как прошли путь от самодискриминации и самоуничижения до поднятия самооценки, возвращения самоуважения и полноты жизни.
Алевтина ШАХОВА:
– До пенсии я много читала. Работа была связана с мозговой деятельностью, и это создавало потребность в постоянной подпитке. А после выхода на пенсию обнаружила, что подсела на мыльные оперы – для меня это был способ расслабиться. День был занят домашней работой, а вечером садилась к телевизору, находила очередную муру… В какой-то момент в голове щёлкнуло: что-то не то происходит. Я попросила детей посоветовать мне что-нибудь из современной литературы. И первая же рекомендованная книга «Теллурия» Владимира Сорокина поставила меня в тупик. Я не смогла даже дочитать её до конца. Дети сказали: «Мама, надо заниматься самообразованием». Конечно, о вкусах не спорят, можно и классику перечитывать. Но мне кажется, всё же нужно больше знакомиться с произведениями современных авторов, чтобы говорить на одном языке со своими детьми.
Аграфена БЫНЗАРЬ:
– Я жила в Якутии, поэтому на пенсию вышла в 45 лет. Решила, что я уже старый человек, и стала заниматься тем, на что не было времени во время работы: читать дамские романы, смотреть мыльные оперы, много готовить и вкусно есть. А так как я никуда не выходила, то перестала следить за собой. И тут стали появляться болячки. Отношения с мужем и дочкой тоже изменились: я требовала, чтобы они больше мне уделяли внимания, и они стали стараться обходиться без меня. Я поняла, что это нам всем мешает, и прежде всего мне самой. Моя бабушка дожила до 98 лет, а в 80 она ходила по горам, собирала ягоды, односельчане называли её альпинисткой. Я подсчитала, что мне до её возраста столько же, сколько я уже прожила.
Почему жые я решила остановиться в развитии? И я стала собой заниматься. Теперь каждый день хожу на стадион, в бассейн, устроилась на курсы английского языка. И мечтаю самостоятельно путешествовать.
Наталья ЗЕМСКОВА:
– Всю жизнь боролась с лишним весом, все диеты перепробовала. В 50 лет я весила 140 килограмм. Врачи говорили, что у женщин происходит гормональная перестройка, ухудшается метаболизм и изменить ничего нельзя. Я уже мечтала спокойненько, аккуратненько дожить, чтобы сына не обременять. Но тем не менее мне удалось снизить вес, и я продолжаю это делать. Качество жизни улучшилось.
Я фанат спортивных клубов, активно занимаюсь спортом и всё больше задумываюсь, почему всю жизнь, будучи молодой, сильной, здоровой, я очень хотела похудеть, но не смогла справиться с проблемой?
Почему получилось сейчас? Мне кажется, что пожилой возраст – это то время, когда ты можешь спокойно всё обдумать. Честно ответить себе на свои вопросы, простить себя и других, откинуть эти проблемы. Второе – ты понимаешь, что тянуть уже некуда, что придёшь к инвалидной коляске. Вырабатывается сильнейшая мотивация, сила намерения. Ты всё продумал и делаешь первый шаг. И организм понимает, что ты за него взялся, и отзывается.
Людмила ДЕРЕВЦОВА:
– По образованию я эколог и после выхода на пенсию всё время работала. Но два года назад переехала в Петербург, и здесь появилась проблема занятости. Сначала отправила резюме в такую же организацию, в какой трудилась раньше, связанную с экологией. Подумала, что мне пойдут навстречу, что корпоративная солидарность поможет. Не получилось. Поинтересовались моим возрастом, ответили: «Мы вам перезвоним», и на этом всё. Стала искать работу по объявлениям: расклейщики рекламы, офис-менеджеры… Спрашивали про возраст, даже не приглашая на собеседование. И опять «мы вам перезвоним». Хотела попасть в «обойму» переписчиков, пригласили на собеседование и включили в резерв. В 2020 году будет перепись, надеюсь, позовут. В конце 2018 года устроилась курьером в проектную организацию, разносила документы. Но всё это происходило в час пик, и я не выдержала ни физически, ни морально. Наверное, найти работу можно, я стараюсь использовать все возможности. Вдохновляюсь фразой известного человека, который сказал: «Успех – это путь от неудачи к неудаче, но без потери энтузиазма».
Итог дискуссии можно выразить словами одного из её участников Владимира Саблина , который в 63 года получил новую специальность, хотя продолжает трудиться и по основной:
– Многие сегодня говорили о том, что компетентность – это «таблетка» от старости. Ситуация на рынке труда заставляет человека в возрасте, стремящегося заработать, искать себя в новой нише, быть профессионально мобильным и постоянно повышать свою квалификацию или приобретать новую.
А общий вывод, с которым согласились все, такой: культура и саморазвитие – самые эффективные профилактические средства от возрастной дискриминации, в том числе и собственной.
Е. Ефимова
Фото: «Дом проектов»
.jpg)

