Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.
Юлия Ломакина: «Главная задача – дать незрячему возможность почувствовать себя востребованным»
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения изменили жизнь людей во всем мире. О том, что тревожит незрячих людей, как им можно помочь, в том числе в дистанционном режиме, об эффективности такой работы мы беседуем с психологом Центра реабилитации инвалидов по зрению Юлией Ломакиной.
– Юлия Михайловна, коронавирус обогатил наш лексикон такими словами как «самоизоляция», «санитайзер», люди вынуждены ходить в масках и перчатках. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию применительно к инвалидам по зрению?
– Если оценивать ситуацию с точки зрения психологии, то вынужденную самоизоляцию инвалиды по зрению переживают также как и обычные люди. За исключением одного аспекта: не все незрячие до пандемии активно перемещались внутри города или страны, а также за ее пределами.
Сегодня многие процессы нашей жизнедеятельности автоматизированы, компьютеризированы, многое можно сделать, не выходя из дома. Но есть вещи, которые незрячий без посторонней помощи выполнить не в состоянии. И пандемия коронавируса это лишь подтвердила. Например, купить в метро через автомат защитные маски и перчатки. Записаться в МФЦ и оплатить какие-либо услуги через Интернет. Тем, кто привык прибегать к помощи оператора, сложно работать с сайтами, тем более, когда они не приспособлены для слепых.
– С какими вопросами и проблемами к вам, как к психологу, работающему дистанционно, обращались реабилитанты в первую очередь?
– Я провела около пятидесяти различных консультаций в дистанционном режиме. Если обобщать, то первое, что интересовало незрячих в самом начале, каким образом будет функционировать наш Центр в новых условиях. Второе – это одиночество. С одиночеством и неопределенностью напрямую связана третья проблема – тревога и страх. Что нужно сделать, чтобы не заболеть коронавирусом? Где и какие маски-перчатки купить, как их надевать? Вот далеко не полный список вопросов, с которыми обращались за консультацией незрячие люди.
Четвертая проблема – противоположна проблеме одиночества. Самоизоляция собрала дома всех родственников, но члены семьи, которые обычно ходили на работу или учебу, оказались не готовы проводить друг с другом двадцать четыре часа в сутки. Такие перемены являются стрессом для каждого человека, однако незрячие в этом случае особенно уязвимы. Нарушается привычный ход вещей, когда например любимая чашка покидает свое привычное место, и незрячий человек не представляет где ее искать…
Следующая трудность: чем себя занять, как правильно распределить свое время. Все вышеперечисленные аспекты нередко приводят к семейным проблемам, когда помощь психолога требуется не только самому незрячему, но и членам его семьи.
– Чем можно помочь незрячим людям в рамках дистанционного взаимодействия?
– Психолог может помочь незрячему посредством психологической консультации или беседы, в ходе которой человек имеет возможность выговориться, обозначить круг проблем, с которыми сталкивается, и с помощью психолога наметить пути их преодоления. Кроме того, у нас появилась возможность совместного прочтения (прослушивания) литературы по конкретной проблеме, актуальной для консультируемого. То есть мы вводим в консультацию элементы библиотерапии.
Литература может быть как психологическая, так и художественная. Главное, чтобы она помогала разобраться в сложной ситуации. Скажем, если у человека существуют трудности с целеполаганием или планированием своего времени, я могу посоветовать прослушать ему, к примеру, определенные главы книги Брайана Трейси. И наше следующее дистанционное занятие мы начнем с обсуждения возможности применения полученных знаний.
Или, например, при работе со страхами и слишком сильными эмоциональными переживаниями, я могу порекомендовать человеку книгу Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя». Это может снизить остроту проблемы.
Также во время дистанционных занятий психолог оказывает помощь в гармонизации общего эмоционального состояния человека.
– Работа вашего Центра в удаленном формате продолжается. Но можно ли подвести промежуточные итоги? Какова эффективность дистанционной работы?
– В качестве промежуточных итогов можно сказать, что существенно снизился уровень тревоги. Люди перестают сосредотачиваться на своих страхах и переключаются на самосовершенствование и самореализацию.
Эффективность психологической работы можно оценить по тому, насколько активнее становятся наши реабилитанты в использовании возможностей социальных сетей, участвуя в мероприятиях Центра. Наша главная задача – дать незрячему возможность почувствовать себя нужным, востребованным, не брошенным людьми и обществом.
Нам удалось в рамках дистанционной работы гармонично совместить диагностическую, коррекционную, консультативную и просветительскую функции. И как раз с просветительской работы все и начинается.
Как это происходит? Сразу после перехода на удаленный режим работы мы стали активно размещать в соцсетях материалы об услугах нашего Центра. Почти каждый день посетители нашей группы ВКонтакте могли знакомиться с определенной информацией о Центре в виде текстов, фото-, видео- и аудиоматериалов.
Мы запустили несколько опросов, которые позволяют держать руку на пульсе. Опросы помогли нам узнать, например, чем занимаются наши реабилитанты на самоизоляции (оказалось, что большинство общаются в Интернете или по телефону, читают книги и смотрят фильмы), куда они отправятся после снятия всех ограничений (в путешествия, на концерт или в театр) и др.
Мы провели акцию «Стихи ко Дню Победы», в рамках которой любой желающий на свой выбор мог сделать аудиозапись стихотворения на тему Великой Отечественной войны, прислать нам и мы это аудио с фото чтеца публиковали в группе ВКонтакте. На первый взгляд, эта акция не имеет отношения к психологии. Но на практике акция продемонстрировала хорошее взаимодействие совершенно разных людей, находящихся порой в разных городах. Это творческое единение показало, что люди нужны друг другу, им это интересно, их стихи слушают, ставят лайки, пишут комментарии.
То же самое касается кулинарного конкурса, который мы также провели среди участников группы ВКонтакте. Мы еще раз убедились в том, что незрячий человек может практически все! Главное – найти для этого способ. Как просветительская идея это также работает.
В заключение хочу выразить благодарность всем участникам наших мероприятий, а также поблагодарить специалистов по реабилитационной работе нашего Центра за творческий подход и новые идеи в сложных, постоянно меняющихся условиях.
.jpg)

