Разделы:

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.

В любом возрасте нужно решать задачи и фильтровать информацию

В последнее время трудно не заметить, что старость значительно помолодела. Не в том смысле, что стареть стали раньше, а совсем наоборот.  Если лет 20 назад многие в 40 лет выглядели на 50, то сейчас в те же 40 – на 30. Причина, вероятно, в том, что качество жизни, несмотря ни на что, улучшается, медицина развивается, и долгожители теперь встречаются не только на Кавказе, но и в загазованных мегаполисах с плохой экологией.
Эта тенденция подтверждается и данными статистики. Так, в августе, в Кремле, на совещании, посвящённом модернизации поликлиник, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что продолжительность жизни в России за первые шесть месяцев 2019 года выросла до 73 лет и семи месяцев, превысив показатель за тот же период 2018-го на восемь месяцев. А у женщин средняя продолжительность жизни составила 78,5.
К 2024 году, согласно нацпроекту «Здравоохранение», средняя продолжительность жизни должна достигнуть 78 лет, в 2030-му – 80.
Всё это заставляет по-новому взглянуть на проблему старения в нашей стране, перестать воспринимать представителей старшего поколения как вышедших в тираж, тем более с учётом повышения пенсионного возраста. И самим гражданам «55 +» тоже приходится менять отношение к себе. О том, как обществу приспособиться к новой реальности, мы беседуем со специалистом по образованию взрослых и, в частности, пожилых людей Ольгой Агаповой.


ИЗМЕНЕНИЯ, СОЗВУЧНЫЕ ВРЕМЕНИ
– Ольга Владимировна, сейчас те, кто считал дни до пенсии, вынуждены оставаться в тонусе и конкурировать с более молодыми коллегами. Что вы посоветуете людям?
– Если совсем коротко, то важно сохранять по возможности хорошую физическую форму, тренировать мозг и уметь анализировать информацию. Но обо всём по порядку.
Я начала работать с пожилыми больше 20 лет назад в Институте международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов (dvv-international), и у меня была возможность познакомиться с европейским опытом. Я внимательно собирала методы обучения пожилых людей, а затем вместе с российскими коллегами мы их трансформировали и адаптировали так, чтобы они стали комфортны нашим пенсионерам. Но сейчас я понимаю, что те люди, с которыми мы начинали работать, действительно были пожилыми по сравнению с нынешними «пожилыми». Такой классический образ старого человека: дедушка с палочкой, бабушка в платочке.
А сейчас происходят изменения, созвучные времени, которые и нас заставляют меняться. Старость сильно помолодела. И семидесятилетние могут оставаться подвижными, динамичными, активными и прекрасно себя чувствовать в профессии.
Я согласна с академиком Влаилем Петровичем Казначеевым, который говорил, что мозг должен работать, и для этого ему нужно постоянно ставить разные творческие задачи. Есть люди, которые в любом возрасте сами находят себе области, где есть эти задачи, и готовы их решать. На другом полюсе – те, кто ни при каких условиях не двинется с места.
Поэтому мне кажется, что и государство, и общественные организации, которые работают с людьми в возрасте, должны найти тех, кто посередине, а их большинство, и придать им некий импульс. Помочь определить сферы занятости, где им будет хорошо, где они могут самореализоваться.
В идеале эти сферы должны превращаться в профессиональную деятельность, чтобы человек зарабатывал деньги и тратил их не только на таблетки, но и на то, что ему интересно. И чем больше у него будет палитра для развития, тем лучше.
Второй важный момент. Не так давно я разговаривала с врачом, она спросила, где я работаю, и я ответила, что занимаюсь образованием пожилых людей. И она сказала, что пожилых людей нужно учить заниматься своим здоровьем. Потому что многие из них не просто неграмотны, они дикари в этом смысле. Особенно плохо, когда дикарь имеет доступ к информации. Врач даёт рекомендацию пациенту, а тот отвечает: «А в интернете написано…». Если мы хотим, чтобы человек долго оставался на плаву, он должен понимать, что происходит с его организмом, но получать эти знания от профессионалов.

РАБОТА В РАДОСТЬ
– Если с интернетом дружат не все пожилые граждане, то телевизор для них – лучший друг…
– Ещё один важный навык – умение фильтровать информацию. Когда я стала разбираться с самой собой, я поняла, что телевизор – это источник разного рода тяжёлых и неприятных вещей. И уничтожила его. Да, я хочу знать о том, что происходит в городе, и для этого есть интернет, мне хватает пятнадцати минут, чтобы получить нужные сведения.
Анализ информации – едва ли не ключевое умение, которому практически никогда не учили. В общеобразовательной школе педагог передаёт знание, твоя задача – его сохранить, желательно в том виде, в котором тебе его дали. В какой момент человек начинает сопоставлять разные точки зрения? Каким образом он делает выводы?
И пожилые, и «молодые пожилые» люди должны взвешивать, осмысливать информацию и находить себе сферы занятости, которые позволят получать не только деньги, но и удовлетворение от работы. Когда этого нет в молодости, кажется, что ещё вся жизнь впереди («Сейчас я поработаю в Макдональдсе, а потом уже стану менеджером среднего звена»). А вот в пожилом возрасте можно и нужно делать только то, что тебе на самом деле нравится, что доставляет удовольствие.
Поиск единомышленников и сферы деятельности – это задача и для человека, и для некоммерческих организаций, которые, с моей точки зрения, ближе к людям, чем государственные инстанции. При этом я вижу, что на выставках «Старшее поколение» стоят гигантские очереди. Люди в возрасте хотят работать, находить для себя какие-то возможности. Но для этого нужны те условия, о которых я сказала: должна работать голова, человек должен уметь анализировать информацию и быть в хорошей физической форме.
– Где вы обучаете пожилых людей?
– Я сотрудничаю с разными организациями, которые меня приглашают, в Петербурге и не только. Провожу семинары и с социальными работниками, и с некоммерческими структурами. После того как вышла на пенсию, работала в Центре «ОРТ». Есть интересный проект с банками, потому что в банках поняли, что пожилые люди – это важная часть клиентов, а значит с ними нужно уметь разговаривать.
– Это очень правильно. У меня мама столкнулась в своё время с тем, что сотрудница банка выдала ей пластиковую карточку для зачисления пенсии, но не захотела объяснять, что это и как этим пользоваться.  Сейчас, конечно, уже многое изменилось. Вообще хорошо бы, чтобы банковские работники прислушались к вашим рекомендациям.
– Хорошо бы, чтобы прислушались банки, фармакологические компании, социальные службы.

УЧИТЬСЯ по БИОГРАФИИ
– Вы говорили, что начинали работать с бабушками в платочках… Чему вы их учили?
– Это очень интересное для меня направление, которое называется «Биографическое обучение», когда предметом исследования становится собственная история жизни. Большинство наших пожилых людей, когда их просишь рассказать о себе, отвечают: «Мне не о чем рассказывать». Но, если использовать определённые методы и подходы в этой работе, то, во-первых, у них повышается самооценка: «Вон какая у меня интересная жизнь!», во-вторых, оказывается, что человек понимает, какие богатые ресурсы у него есть. Говоря о перипетиях, переживаниях, событиях, случаях из жизни, рассказчик должен выстраивать хронологию, выбирать какие-то эпизоды и детали для того, чтобы слушатели поняли суть истории. Это очень хорошая работа для мозга.
И главное, что человек при этом смотрит на себя как бы со стороны. Отодвигаясь чуть в сторону, он расширяет своё представление о себе.
Я приведу один пример. Пожилая женщина, которая ребёнком была в оккупации, рассказывала о том, как у них на глазах расстреливали советских солдат. Её мама сказала: «Смотрите, дети, и запоминайте». И она всю жизнь это помнит. И вот она об этом говорит, а потом добавляет: «Эти немцы, которые расстреливали, они же тоже были люди. Они же это делали, потому что был такой приказ, они не могли иначе». Она пытается не оправдать, но понять происходившее.
Для меня этот случай очень интересен. Моя семья из Ленинграда, и мама, и папа пережили блокаду. Мне всю жизнь казалось, что война – это блокада, а остальное, что там было – это что-то из учебника истории, карты со стрелочками: тут – наши, тут – враги. А на самом деле и там тоже была другая жизнь, другие люди, другие точки зрения. И они до сих пор есть. Эти люди уходят. И так важно сохранить их истории.

СВОЙ ГОЛОС
– Сейчас продолжительность жизни выросла и, получается, в одно время живут люди практически из разных эпох. Те, которые помнят войну, и молодёжь, которая вообще почти ничего об этом не знает. Возможен ли диалог?
– Конечно возможен. И поэтому я с очень большим удовольствием участвую во встречах, когда собираются представители разных поколений. Тут тоже много опасностей и рисков, потому что в этой ситуации пожилые люди берут на себя определённую роль «Я старший». Появляются нотки назидания, поучения, которые молодёжь не приемлет. Очень важно выстроить это именно как диалог, где каждый может быть интересен другому. Для этого тоже существуют специальные методы работы, потому что если просто приставить к человеку микрофон и попросить говорить, он или теряется, или прячется за клише.
Когда пожилые люди, то что я называю, «говорят своим голосом», это производит настолько сильное впечатление на молодёжь, что меняются и те, и другие. В этом смысле мне кажется, что это очень важная и ценная для всех работа.
– Моей маме 87 лет. Она вдруг стала смотреть футбол, в ней проснулся такой интерес. Она плохо разбирается, где какая команда, но смотрит, не отрываясь. Как это объяснить?
– Что касается именно футбола, мне кажется, что у многих людей это связано с Чемпионатом мира, который у нас цвёл пышным цветом. Я однажды летела в самолёте над Буэнос-Айресом и вдруг увидела, как все люди подскочили со своих мест и начали хлопать. Оказалось, что мы пролетали над футбольным стадионом. (Смеётся). У нас пока ещё такого нет, но, тем не менее, это становится частью национального чувства, а пожилые люди очень восприимчивы к этому.
Моей маме 92 года, она из первых туристов – байдарки, палатки, Окуджава под гитару и всё такое. И вдруг после 87 она стала большим поклонником оперы, ей это страшно нравится. Хотя у неё нет музыкального образования. Если это даёт пищу уму – это прекрасно, пусть это будет что угодно.
– Какие в вашей практике встречались необычные увлечения у пожилых?
– Становится популярна скандинавская ходьба. Я, кстати, инструктор по скандинавской ходьбе. И, когда я вижу пожилых людей, которые неправильно ходят, мне так хочется сказать: «Давайте я вас научу!». Радуюсь, когда люди танцуют, пишут мемуары, придумывают и делают кукол своими руками, сочиняют  авторские маршруты и потом водят экскурсии по тем местам, которые им дороги. Знаю людей, которые после 60-ти лет впервые взяли кисти в руки и смешали краски на палитре – и теперь показывают свои произведения широкой публике.
Продолжать учиться новому, невзирая на огромный жизненный и профессиональный опыт – это и есть секрет молодости. Как говорит автор проекта «Возраст счастья» Владимир Яковлев, «старость начинается тогда, когда заканчивается развитие».

Екатерина Ефимова

Наши партнеры:
http://rinvalid.ucoz.ru/
http://ddi-1.ru/
http://www.gsmk.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+