Разделы:

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.

Павел Мамаев: «Новый учебный год – испытание, которому нужно радоваться»

Детский психолог ДГБ2 Св. Марии Магдалины советует родителям не зависеть от страха

В начале нового учебного года родители школьников и сами дети – в напряжении: начинается школьная пора, которая точно внесет перемены в их жизнь. Особенно это касается тех, кто идёт в школу впервые. И это – серьезный вызов, который и детям, и взрослым предстоит преодолеть. Как это сделать с наименьшими потерями? Как подготовить себя и ребенка к серьезным изменениям в привычной жизни? Об этом читателям нашей газеты рассказал Павел Мамаев, детский психолог ДГБ2.

– Так как подготовить ребенка и самих себя к учебному году?
– Для начала давайте обсудим два аспекта: эмоциональную готовность и способность ребенка прикладывать волевые усилия.
Первое, безусловно, зависит от того, как ведут себя родители. Некоторые мои коллеги говорят прямо: эмоции детей – отражение эмоций родителей. Эмоциональные реакции кроме прочего несут оценочную и мотивационную функции. Насколько это ужасно – опоздать к первому уроку, получить «двойку», потерять сменку, ребёнку сообщит мамина реакция. От мамы же школьник узнает, нужно ли что-то делать, или сделают за него, или вовсе ситуацию можно оставить без внимания. Эмоции развиваются у человека постепенно, так же, как и внимание, память и прочие психические функции. Маленький человек – дошкольник и младший школьник – во многом ориентируется на эмоции родителей. Безусловно, страхи детей являются продолжением страхов родителей. Так что прежде всего я бы посоветовал не бояться самим родителям.
Наши страхи часто связаны с тем, что мы можем столкнуться с какими-то препятствиями, неудачами, неприятностями. И тут важный вопрос: допускаем ли мы вообще присутствие этих неудач в нашей жизни или нет?  Я приведу простой пример: когда ребёнок начинает играть в настольные игры, допускает ли он проигрыш в этих играх или нет?  Если он научился с этим справляться, если ему интереснее играть, при учете риска остаться в проигрыше, то и с реальными трудностями ему будет проще справиться.
– То есть, надо учить детей не только добиваться успеха, но и учить проигрывать?
– Может быть, это не самое подходящее слово – «проигрывать». Но знать, что неудача – это не конец света, и даже проигранная битва – это еще не проигранная война. Человеку нужно научиться понимать и принимать, что неожиданный результат – тоже результат. Допустим, Вы ожидали, что Вам на день рождения подарят карандаши. А подарили пластилин. Это приятный сюрприз? Это разочарование? Какую реакцию Вы бы выбрали?
Гибкость мышления, гибкость в оценке ситуации – очень важный приспособительный механизм. Если грубо упростить: внимание, память, мышление, эмоции – служат в первую очередь адаптации. Интеллект для того и нужен, чтобы проявлять некую гибкость в неизвестной, непредсказуемой или неожиданной ситуации.
И, конечно, школа – более широкое поле для такого опыта и развития. И именно это открывает новые горизонты. Да, есть и опасности, но это – нормально!
Вот о чем нужно помнить, когда мы говорим об эмоциональной готовности.
– А что следует понимать в данном контексте под волевым усилием?
– Стоит признаться, что и нам, взрослым, очень хочется самим поменьше напрягаться – и больше получать. Это кажется настолько привычным, что мы даже не задаёмся вопросом, можно ли относиться к этому по-другому. Однако, мы знаем, что, не прикладывая волевое усилие, вряд ли сможем чего-то добиться.
Часто приходится слышать: «Мой ребёнок делает только то, что хочет, это его характер». Предлагаю не спешить с обобщениями, а отнестись к такому положению дел как к одной из приспособительных моделей поведения. Если ребенок доволен результатом такого поведения, очевидно, что в следующий раз он поступит так же. Однако, в конечном счете использование принципа «что хочу, то и делаю» формирует у ребенка косность, негибкость и трудности адаптации.
Говоря о волевом усилии, учтём, что произвольное внимание тесно с ним связано. Этот навык человека обусловлен так называемыми тоническими характеристиками. Фон, на котором разворачивается наша последовательная деятельность. И до школы человек прикладывает волевое усилие. Если он не жил до сего момента в особых условиях, то, безусловно, он сталкивался с необходимостью что-то потерпеть, одеться самостоятельно, высидеть занятия в дошкольном кружке или слушать тренера на спортивном занятии. И если человек прикладывал волевые усилия в таких условиях, то ему и в школе легче будет выдержать урок. Получается, что ничего нового в школьных обстоятельствах нет – только уровень на ступеньку повыше.
– А вот такой вопрос: в 1-м классе маленький человек впервые в своей жизни сталкивается с оценкой его личности со стороны, как это влияет на самооценку?
– Важный вопрос. Попробуем сначала разобраться что такое самооценка. На основе каких сообщений или собственных выводов человек оценивает себя? Наша память работает избирательно, и человек запоминает то, что больше всего на него произвело впечатление.
Полезно завести традицию – обсуждать перед сном прошедший день. Например, можно задавать такие вопросы:
Что сегодня было самым приятным?
Ссорился ли ты с кем-нибудь сегодня?
Приходилось ли кому-нибудь помогать?
Что было самым смешным?
Ругалась ли учительница?
Узнал ли ты что-нибудь новое?
С кем из одноклассников лучше всего играть и почему?

Отвечая на эти вопросы, ребенок учится оценивать события и свои поступки. И все выводы, и обобщения, которые он делает, опираются на наблюдения ребенка, соотнесение с критериями допустимого, смешного, интересного и т.п. Как он будет себя оценивать? «Я терпеливый»? «Я добрый»? «Я общительный»?
– Так ведь ребенок на все эти вопросы сразу ответит положительно, нет?
– Никто и не против! Но следует вопрос «Почему?» Например, почему ты считаешь себя добрым? Важно, чтобы ребенок сам рассуждал на эти темы. В чем заключается доброта?
Представление о доброте, терпеливости наблюдательности, общительности возникает в результате определённого опыта, часто связанного с преодолением чувства дискомфорта.
Часто именно сложная ситуация и необходимость выбора дает возможность человеку себя проявить: как доброго или как терпеливого. Опять же: любая проблема даёт человеку возможность не только себя проявить, но ещё и определить, узнать что-то о себе. Неслучайно я часто подросткам задаю один и тот же вопрос: «За что ты себя уважаешь?» Почему он важен? Потому что, когда человек знает, за что себя уважать, он чувствует себя увереннее. В трудной ситуации или при решении сложной задачи, он знает, на что опереться.
В конце нашего разговора я спрошу: что значит «Человек идёт в школу»? Какой смысл в этой новой ступени жизни ребенка? Если мы опасаемся, что ребенок получит массу негативных впечатлений, ему будет трудно, дискомфортно, то не исключено, что мы имеем дело с «самосбывающимся пророчеством». Если школа – шанс проявить себя, узнать о себе побольше, столкнуться с трудностями, чтобы научиться их преодолевать, себя актуализировать, познать себя и быть собой довольным, то можно только поздравить человека с новой возможностью.

Анастасия Ливинская

Наши партнеры:
http://rinvalid.ucoz.ru/
http://ddi-1.ru/
http://www.gsmk.ru

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+