Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Кем ты хочешь быть?

В коворкинг-центре «Точка кипения» состоялась ярмарка профессий для школьников


СНЕГ И ГОЛЫЕ ЩИКОЛОТКИ
В полдень 14 ноября на Петроградке начался мокрый снег. Одновременно увеличилось количество ног в кроссовках и с голыми щиколотками, спешащих по мосту через Карповку в сторону проспекта Медиков. Можно было не сомневаться, что они направляются в коворкинг-центр «Точка кипения». Там проходила ярмарка профессий для школьников с восьмого по одиннадцатый классы.
Подобные мероприятия для подростков служба занятости населения Петербурга организует регулярно. То прямо в школах, то где-нибудь в городе, на большой площадке, куда могут приехать ребята со всех школ сразу.
Полдня в таком месте пролетают быстро, проблема только в одном – как успеть сразу везде? Программа насыщенная, нужно и с представителями вузов пообщаться, и психологов послушать, и тестирование пройти, и в мастер-классе поучаствовать. Ведь интерактивные семинары, игры, викторины, мастер-классы и нескучные лекции идут одновременно в разных аудиториях, залах и даже фойе.
И всем хочется пройти компьютерный тест, узнать правду о себе: чего хочу, что могу, и что из меня может получиться при совпадении желаний и возможностей? Об этом, ответив на вопросы теста, ребята подолгу беседуют с психологами службы занятости. Выходят довольные.
– Тестирование прошли, получилось то, что и хотелось, – делятся девятиклассницы Ксюша, Маша и две Кристины. – Медицина, дизайнер, хореограф, модельер. Родители не против. Ну… почти. Но мы хотим одиннадцать классов закончить, а потом уже поступать.
Некоторые дети приехали сюда самостоятельно, но большинство – с учителями.
– Мы из 87 школы Петроградского района, – рассказала классный руководитель 8 класса. – Только что мои ученики прошли тестирование. У девочек получился тот же результат, что они ожидали – медицина. А мальчики меня удивили! Один сообщил, что он технарь по призванию, второй – военный, у третьего результат «человек – человек», то есть, работа с людьми. Я считаю, такие мероприятия нужны как раз в восьмом и девятом классах, потому что в десятом и одиннадцатом уже начинается специализация.
«Человек – человек» – это один из блоков, на которые разделены наименования профессий в компьютерном тесте. Чтобы узнать, в каком блоке вы окажетесь, нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа на 70 вопросов. Часть вопросов связаны с желаниями (чего я хочу?), а часть – с возможностями (что я могу?). Всего есть пять больших блоков: «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ», «человек – техника», «человек – природа». В описании каждого из них перечислены профессии, которые соответствуют определённым видам деятельности. Вы смотрите, в каком из блоков вы набрали больше всего очков и понимаете, кем вы можете работать.
Кроме этого, программа определит, какой характер труда вам ближе – творческий или исполнительский. К первому относятся профессии, связанные с анализом информации, исследованиями, принятием нестандартных решений. А ко второму – работа по правилам, нормативам и инструкциям.
– Кроме результатов теста, нужно учитывать ещё тенденции рынка труда, – прокомментировал ведущий психолог агентства занятости населения Фрунзенского района Михаил Михайлов. – Может оказаться, что некоторые профессии не востребованы, малооплачиваемы или предполагают определённое состояние здровья. Когда ребята отвечают на вопросы теста, по некоторым позициям у них оказывается ноль желаний. Это нормально для молодёжи, так как они порой ещё сами не знают, что им нравится. Гораздо увереннее они отвечают на вопрос о том, что они могут.

ЛУЧШЕ РАНЬШЕ НАЧАТЬ
Некоторые дети пришли на ярмарку вместе с родителями. Восьмиклассник Георгий Романенко был с мамой.
– Мы первый раз на таком мероприятии, и нам очень нравится, – поделилась Алёна Александровна. – Сейчас сын тест прошёл, с психологом поговорили, мне тоже нужно знать, чем ребёнку помочь, к чему нужно быть готовыми. Нам рассказали о разных нюансах, о которых мы не знали. Сказали, что восьмой класс – это самое подходящее время, чтобы начать определяться с будущей профессией, чтобы не промахнуться с выбором. Ведь в жизни бывает, что и в 30 лет можно понять, что попал не в точку. Поэтому лучше раньше начать, чтобы потом можно было исправить.
– И какой результат показал тест?
– «Человек и природа» – ответил Георгий. – Да, это совпадает с моими желаниями. Хочу заниматься экологией, работать с животными, помогать им. И людям тоже.
– Видно, что молодым людям интересно их будущее, – говорит ведущий психолог агентства занятости населения Красносельского района Светлана Соколова. – Здесь на ярмарке экспресс-тестирование, оно короткое, поэтому я предложила ребятам приехать в агентство, чтобы пройти углублённый тест.
Тестирование проходило в зале «Микеланджело». А напротив, в зале «Рафаэль», сменяли друг друга игры и викторины.
– Угадайте, ребята, что за профессия у человека, который знает, что длина шага у мужчины – 65,9 сантиметра, у женщины – 50 см, а если длина один метр и больше, то это значит, что человек бежит? – задала вопрос ведущая Татьяна.
– Ортопед! Сапожник! Врач! Математик!
– Неправильно!
– Полицейский! Детектив!
– Уже ближе…
Наконец звучит верный ответ:
– Криминалист!
Другой вопрос:
– Раньше это слово обозначало умение объезжать лошадей или управлять лошадьми. А сейчас это какая профессия?
У ребят вариантов не оказалось, пришлось подсказывать, что эта профессия – одна из самых распространённых и происходит от английского слова «управлять» – «менеджер».
Следующей группе школьников тоже было нескучно – они попали на деловую игру «Волшебный мир книг о Гарри Поттере как ключ к выбору профессии», котороая разделила ребят на 4 команды по названию факультетов Хогвартса. Игроки отвечали на вопросы по профессиям, искали параллели между миром волшебников и реальной профессиональной средой, но главное – учились работать в команде, и принимали необходимость получения образования и дополнительных навыков, чтобы стать успешным в карьере. А игра «Мировое Кафе» объединила школьников для совместного поиска решений поставленных ситуативных задач.  «Во время игры подростки проявляют такие важные для будущей профессиональной жизни умения, как слушать и слышать собеседника, анализировать поступающую информацию и делать выводы, быть аргументированным и ответственным за принятое решение», – пояснила заместитель руководителя агентства занятости населения Адмиралтейского района Марина Данилевич. Также посетители ярмарки участвовали в интеллектуальных викторинах «Что? Где? Когда?», «Авиатор», «Кто хочет стать фармацевтом?».

К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ
Атмосфера в коворкинг-центре была лёгкой и расслабляющей. Дети слушали лекции и выступления, сидя в мягких креслах-подушках, отдыхали заодно после уроков. И узнавали при этом интереснейшие вещи, например, о том, какие профессии в скором будущем исчезнут, а какие появятся.
Им рассказали об атласе новых профессий, который составили в Сколково. Разработчики прогнозируют, что через 20 лет уйдут в прошлое или трансформируются такие специальности, как: бухгалтер, статистик, стенографист, расшифровщик, корректор, бильд-редактор, библиотекарь, юрисконсульт, экскурсовод, референт, переводчик, системный администратор, архивариус, турагент, банковский операционист, риэлтер, журналист, оператор государственных услуг, диспетчер.
Что это значит? То, что нужно думать о будущем уже сегодня. И те, кто сейчас работает по этим специальностям или собирается работать, должны параллельно овладевать навыками, которые пригодятся завтра. Рынок труда движется к тому, что нужно будет иметь целый набор навыков, чтобы быть успешным. Сами работодатели уже называют те качества, которых они ждут от работников. Это: системное мышление, экологическое мышление,  работа в условиях неопределённости, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность, клиентоориентированность, управление проектами. Всё чаще одно из основных условий при приёме на работу – знание английского языка. А иностранным языком сегодня свободно владеют только 10 процентов граждан.
Профессии будущего объединены общим термином soft skills, дословно, гибкие навыки. Это такие пока экзотические, но уже вполне воспринимаемые сознанием специальности, как:
куратор информационной безопасности, разработчик моделей Big Data, менеджер непрерывности бизнеса, тренер творческих состояний, инфо-стилист, биофармаколог, бренд-менеджер пространств, инженер роботизированных систем, молекулярный диетолог, проектировщик инфраструктуры умного дома,  ГМО-агроном, проектировщик нанотехнологических умных материалов.
Школьники узнали также, что средняя зарплата для выпускников высших и средних учебных заведений без опыта работы колеблется от 25 до 30 тысяч рублей. Больше – только в сферах строительства и IT.  Но зарплаты вырастают до 40 тысяч, если у выпускников есть опыт от одного до трёх лет. Поэтому начинать работать стоит с 3 курса, проходя стажировку по своей специальности. Работодатели охотно берут стажеров, ведь к окончанию вуза из стажера может вырасти хороший специалист под потребности работодателя.

СОВМЕСТИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ И НЕОБХОДИМОЕ
Вот какие мнения о ярмарке высказали школьники.
Даниил и Екатерина, 11 класс:
– Поговорили с психологом, узнали, как определиться с профессией, это было довольно полезно. Направление для себя выбрали – экономика и менеджмент.
Евгений, 11 класс:
– Здесь отлично, есть интересные вещи, набрали самую нужную информацию по профессиям. Хочется, конечно, в гражданскую авиацию. Выучиться на пилота и путешествовать по миру.
Елизавета, 11 класс:
– Я профессию пока не выбрала, но хотела бы изучать физику. А здесь выиграла книгу в конкурсе –  «Обман зрения» Якова Перельмана.
Валерия и Зинаида, 9 класс:
– Эти мероприятия устраивают не в первый раз, и мы уже бывали на таких, и к нам в школу приезжали. Если бы ещё давали возможность попробовать себя на мастер-классе, было бы неплохо. Здесь есть мастер-классы, но по своей профессии я не видела, а я интересуюсь службой в МВД. Хорошо, что был представитель университета,  нам рассказали, что сдавать, как готовиться. Но хотим 11 классов сначала окончить.
Желания у ребят разные, и романтичные, и прагматичные. На подобных ярмарках профессий представлен очень большой выбор специальностей. И они подобраны в разумных пропорциях, чтобы учесть и интересы молодёжи, и тенденции рынка труда, и потребности экономики. Знакомясь в непринуждённой обстановке со всем многообразием профессий, ребята сравнивают, анализируют, взвешивают «плюсы» и «минусы». Им в этом мягко помогают те, кто проводит государственную стратегическую политику по насыщению рынка труда и соответствию его требованиям времени.  
– Примерно 85 процентов выпускников всех вузов работают по специальности, – говорит председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко. – Но можно ли сказать, что все выпускники вузов являются специалистами, которых можно ставить сразу на место конструктора, исследователя, и он начнёт сразу работать так, как нужно? Нет, конечно. Если в конце 80-х требовалось два-три года, чтобы из выпускника сделать специалиста, то сейчас – три-четыре. Не потому, что образование стало хуже, а потому, что работа усложнилась. Образовательные программы нужно переформатировать под то, что требуется на производстве. Создан целый институт профессиональных стандартов. А наша задача – подсказать молодым людям, куда правильнее идти, потому что мы видим рынок труда в целом.

Екатерина Ефимова
Наши партнеры:

 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+