Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Старики, вы мои, старики…

Как открыли школу для взрослых детей
Мы предлагаем проводить лекции, выпускать брошюры и пособия по уходу за пожилыми людьми. И об этом нам рассказывает Нина Шкодина, врач психиатр, психотерапевт высшей категории, заведующая  психотерапевтическим кабинетом ПНД №4.
– Для примера расскажу вам о наших пациентах, говорит Нина Федоровна.
Более 40 лет работала в детском саду Анна Петровна. Как сотрудник, она была незаменима, но после выхода на пенсию, все стали замечать, что она теряет память. Решили переговорить с ее родственниками. Но дочь настаивала на необходимости продолжать матери работать. Пошли навстречу дочери, оставили Анну Петровну работать на прежней должности. Однако через год дочь сама пришла с просьбой о помощи уже к врачу психиатру, т.к. Анна Петровна перестала ее узнавать… Как только началось лечение, так сразу появился маленький прогресс – стала узнавать дочь и перестала так сильно теряться во времени.
…Решили в нашем дневном стационаре подготовить выставку рисунков, посвященных 9 мая. Я заметила, что одна старушка, у которой быстро прогрессировала деменция, когда рисовала, то невероятным образом оживлялась. Память о том далеком детстве, даже и тяжелом детстве, ее украшала.
Когда прошел праздник, завершилась выставка, она  подошла ко мне и сказала: «Я хочу рисовать детство, мне там хорошо…».
…Уже много лет одна пациентка приносит мне репертуар театров. Она с детства, с родителями, заядлыми театралами, ходила на все премьеры города. Своей семьи из-за заболевания создать не удалось, родители ушли из жизни, но осталась ее любовь к  театру. Вот и приносит она программки своих любимых театров своему любимому врачу. И я очень хорошо стала понимать ее родителей, которые всеми силами старались достать билеты на очередную театральную премьеру… Их дочь была живая, красивая, веселая, эмоциональная и здоровая, только в те минуты, которые были связаны с театром.
Вот именно при работе с такими пациентами у сотрудников нашего диспансера (под руководством к. м. н.  Марины Владимировны Романовской)  родилась мысль о необходимости отдельной работы с родственниками пациентов с деменцией. И была создана Школа для обучения близких людей уходу за тяжелобольными пациентами с деменцией, куда вошли лекции врача психиатра, занятия с врачом психотерапевтом, с медицинским психологом, специалистом по социальной работе, участковой медицинской сестрой и социальным работником.

Найти любимое занятие
На ранних стадиях деменции целесообразно стремиться к сохранению привычных занятий. Больной получает возможность почувствовать, что он нужен окружающим и продолжает приносить пользу.
Книги, настольные игры, спицы и крючки для вязания, кроссворды, уход за растениями и животными,  пение, музицирование, танцы, приготовление пищи – нужно лишь выбрать, к чему он больше расположен. 
До заболевания многие любили  смотреть  телевизор. Однако теперь, по мнению врачей, пациенту больше подходит радио. Поэтому доступ больного к телепросмотру должен контролироваться.  Для просмотра лучше выбирать короткие передачи. Больному сложно следить за длинными программами и сериалами. Дискомфортной для пожилого человека может быть какофония от находящихся в разных частях квартиры радио, телевизора, компьютера. В этой ситуации очень удобными могут оказаться наушники.
Очень полезно  общение больного с приглашенными людьми: членами семьи, друзьями, социальными работниками.

Десять советов по общению с лицами, страдающими деменцией
1. Позитивно настройтесь на взаимодействие.  Разговаривайте с подопечным в  приветливом  тоне.
2. Овладейте его вниманием.  Выключите радио или телевизор или перейдите в более тихое место. Обратитесь к нему  ласково, используйте прикосновения. Присядьте рядом  с ним.
3. Ясно формулируйте ваше сообщение. Используйте простые слова и предложения. Говорите медленно, четко, ободрительным тоном.  В случае необходимости повторите сообщение или вопрос. Если не удалось достичь понимания, выждите несколько минут и перефразируйте вопрос.
4. Задавайте простые вопросы, на которые легко ответить. За один раз задавайте один вопрос; лучше всего такой, на который можно ответить «да» или «нет». Воздержитесь задавать сложные вопросы. Используйте картинку, например: «Хотел бы ты надеть белую рубашку или голубую?»  или продемонстрируйте варианты выбора.
5. Слушайте его ушами, смотрите его глазами, чувствуйте его сердцем.  Если  подопечный трудится над ответом, естественно дать ему подсказку.
6. Разбейте действие на цепочку последовательных шагов.  Вы можете вдохновить человека выполнить задание, мягко  указывая ему порядок действий. Например, указать рукой, куда поставить тарелку.
7. Если достижение цели становится затруднительным, отвлеките больного и поставьте перед ним другую цель. Если больной расстроен, попробуйте сменить род деятельности. Например,  вы можете сказать: «Я вижу, ты расстроен – мне очень жаль, что тебе грустно. Давай, почитаем или погуляем».
8. Отвечайте с любовью и ободрением в голосе. Люди, страдающие деменцией, могут «вспоминать» события, которые никогда не было. Не надо убеждать их в  неправоте.  Отвечайте им словами и действиями поддержки и любви.
9. Вспоминайте старые добрые времена. Воспоминания прошлого часто являются успокаивающим и жизнеутверждающим занятием. Многие люди с деменцией не могут вспомнить, что происходило 45 минут назад, но они ясно вызывают в памяти события сорокапятилетней давности. Поэтому, избегайте задавать вопросы, относящиеся к краткосрочной памяти, а спрашивайте его  об отдаленном прошлом.
10. Включайте чувство юмора. Где это возможно, относитесь ко всему с юмором, только не касаясь личности.

Лечение должно быть комплексным!
О деменции рассказывает главный психотерапевт СПб Владимир Курпатов.
Сказать пациенту правду
В течение сравнительно небольшого периода времени лечение людей с деменцией существенно изменилось. Оно стало комплексным процессом. Достижения в области науки прибавили полезные фармакологические средства защиты, применение психотерапевтических и психологических методов в лечении деменции.
Одна из первых проблем в лечении деменции – информирование пациента о его диагнозе. Применение какой-либо формы психотерапии основывается на правде, четком понимании своего заболевания, его прогноза и лечения.
По сути, психотерапевт «несет» пациента, помогает поддерживать, ободрять его.
Терапия деменции – сложная проблема. Прежде всего, потому, что это не одно заболевание, а несколько разных болезней с различными причинами и механизмами развития.
Есть и общие принципы: назначение антиоксидантов, средств улучшающих память, состояние нервной ткани, мозговое кровообращение.
Помощь при деменции заключается не только в лечении лекарствами. В ранних стадиях очень важна психотерапия, тренировка памяти с помощью упражнений и специальных компьютерных программ. В поздних стадиях большое значение приобретает уход и создание оптимальных и безопасных условий для больного.
Деменция – не приговор, а повод к тому, чтобы начать учиться. Тому, какую помощь вы можете оказать своему близкому, как обезопасить его быт, как улучшить качество жизни для него и для себя, как сохранить доступную социальную активность больного на максимально длительное время. Важно научиться терпеливо ухаживать за больным, кормить его, выполнять гигиенические процедуры.
Окружающие пациента родственники и лица, осуществляющие уход за ним, прежде всего, должны быть обучены техникам и приемам поведенческой терапии.
К немедикаментозным методам лечения деменции относятся: тренировка памяти, ориентация в реальной обстановке, биографические и другие  методы.

Как лечить воспоминаниями
Больному с деменцией необходимо хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, при этом важно «обеспечить» его той информацией, которая ему необходима. Для этой цели применяются зрительные и слуховые маркеры – «напоминания», конкретные точки опоры, а главное активно «ориентирующие» поведение пациента окружающие его люди. Ухаживающие за пациентом лица должны проводить с пациентом достаточно много времени, часто общаясь с ним.
Положительную роль играет общение пациента с детьми. Не стоит настойчиво заставлять пациента делать то, чего он не хочет.
Биографические методы поддерживают исчезающие из памяти пациента воспоминания о его прошлой жизни. «Лечение воспоминаниями» может выражаться в показе и рассказах о событиях, изображенных на старых фотографиях, воспоминаниях о забытых картинах, ароматах, звуках любимых музыкальных произведений.
Психологическая помощь при деменции должна фокусироваться на осознании пациентом своего собственного «Я». «Уважение к личности» ставит в центр внимания действительность, реальность внутреннего мира больного. Его ощущения должны распознаваться как на вербальном, так и на невербальном уровне (мимика, жесты, тактильные прикосновения, взгляд и пр.).
Негативные эмоции, стрессы, обусловленные отрицательными событиями, по возможности устраняются из жизни больного и, напротив, позитивные эмоции всячески пролонгируются и поддерживаются на достаточном уровне.
Следует помнить, что депрессия и проявления агрессии по отношению к себе или окружающим ухудшают когнитивную сферу больного. Терапия средой центрирована на улучшении состояния пациента всеми средствами окружающей его действительности: людьми, обстановкой, ландшафтом и пр. Терапевтическая среда должна окружать больного в течение всего его дня.

Подготовила Татьяна Зазорина

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+