Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Как помочь нашим старым родителям

Петербург – город пожилых людей.  У нас много делается для пенсионеров, им оказывается и медицинская, и социальная помощь. Но наши престарелые родители живут с нами. И наша помощь и поддержка нужна им каждодневно. Как нам сделать, чтобы у них было не «дожитие», как говорят бюрократы, а достойная жизнь в старости. Давайте спросим у специалистов.

Я социальный психолог. Вот уже год я занимаюсь с людьми, которым отказали разные  системы  организма: слух, речь, память, опорно-двигательный аппарат. Из 20 моих пациентов «ходячих» только трое. Из «говорящих» некоторых понимаю только я. Думаете, у этих  людей в  жизни ничего не осталось? Ошибаетесь.  Главное, что у них есть - это невостребованный запас любви.
Он – эффективное лекарство для наших стариков, но он же – и мина замедленного действия. Вот об этом вам, взрослым детям – расскажу по порядку.
 
Отцы и дети. Почему нам с ними так тяжело
Если честно, те, кого я сейчас ласково называю «мои бабушки»,  вначале приняли меня в штыки.  Это сейчас я вместо положенных 3-х часовых занятий в двух группах, провожу с ними гораздо больше времени. Но вначале...!  В день, следующий за нашими программными занятиями, я  дипломированный специалист,  буквально не могла  говорить. Ни с кем. Даже с домашними. Такой сильной была волна неприятия и негатива, которой отзывались на все мои попытки их «расшевелить» мои подопечные.
Причина такого поведения – сформировавшаяся антицель. Сформулирована  она предельно конкретно: «надо побыстрее умереть». Часто такие антицели появляются у пожилых людей, перенёсших серьезное заболевание, инсульт, инфаркт. 
Они вдруг резко ощущают свою не востребованность, ненужность. Слова «качественное дожитие» – это бюрократический термин. Что он означает на самом деле?
Качественный уход: сиделка, медсестра, хорошие условия – не обеспечивают  качественного дожития. Поэтому, если у вашей мамы или отца «все есть», но он «вечно недоволен» – знайте, им не хватает другого качества жизни: общения и занятости!
Камень, ножницы, бумага
Как общаться с человеком, у которого Альцгеймер? Чем занять того, кто уже не может ходить?   Ответы на эти непростые вопросы  есть в магазинах игрушек и канцтоваров.  В этих магазинах и, пожалуй, ещё в бакалее, я покупаю методические пособия для наших занятий.  Весь набор «спецсредств» шире, но основные назову: карандаши, краски, фломастеры, белая и цветная бумага, клей, ножницы и ... манка. Последняя нужна для «манкотерапии» – бабушкам и дедушкам с суставами, искореженными артрозами и артритами, этот комфортный материал  очень показан. Он не липнет к рукам, пластичен, на манке можно рисовать, как на песке.
Конечно, ещё у нас есть сказкотерапия, подборки с любимыми песнями, которые "заводят" мою неподвижную по большей части аудиторию. Не удивляйтесь, но мы даже танцуем. Чаще руками, чем по-настоящему, парами, рисуем, разгадываем загадки и  сочиняем истории.
Некоторые из историй я публикую в своём блоге под названием «Поговори со мной! Тёплые истории от моих подопечных», потому что твёрдо знаю: эти истории заслуживают, в том числе, и вашего внимания.
Но, вернёмся к занятиям. Согласитесь, все они похожи на те, что проводят с малышами в детском саду.
В глубокой старости человек ведёт себя практически  так же, как в раннем детстве. Среди стариков есть «отличники» и те, кто «списывает» задание, есть лидеры, есть «фантазеры», которые обманывают, чтобы казаться лучше.
Но общее для всех – они гордятся результатами своих усилий. Только надо помогать им эти усилия совершать.
Поэтому сразу совет для взрослых детей, которые раз за разом наталкиваются на негатив постаревших родителей. Переключайте внимание своих бабушек тем же способом, каким боролись с капризами детей-трёхлеток. Через пять минут ваши бабушки с удовольствием будут заниматься тем,  что ещё вчера казалось им «глупым занятием».
Придумайте своим пожилым родителям  увлекательное занятие: пусть изучают новое и делятся своими знаниями, научите их читать новости в интернете, общаться по скайпу, пусть разгадывают кроссворды, рисуют, раскрашивают, читают, пишут или надиктовывают мемуары, занимаются физкультурой, вяжут, рассказывают стихи, истории, сочиняют сказки, фотографируют, поют, лепят поделки из глины, пластилина, выжигают по дереву…
Вообще  сама арт-терапия с пожилыми не есть цель, цель – общее поднятие тонуса. То самое качественное дожитие, о котором я говорила вначале.

Ещё раз про любовь
Иногда мне становится неловко, что вместо вас они начинают любить меня. Понимаете, я работаю с поколением, которое учили  вначале любить родину, потом работу, и только где-то совсем потом – себя. Сказать честно, любить себя мои бабушки  совсем не умеют. Поэтому им очень нужны вы.  Им надо кем-то гордиться, потому что собой гордиться уже трудно, и как бы и нечем.  Бабушки гордятся успехами детей и внуков, им важны традиции вроде той что «мой сын всегда звонит мне в семь вечера» или «носки  внуку вяжу только я».
Мы не все и далеко не всегда можем обеспечить себе совместное проживание с пожилыми родителями. Соглашусь, что в ряде случаев – это непосильная нагрузка для занятого, отягощенного работой, долгами и выращиванием собственных детей  среднего поколения.  Да, со стариками – трудно! Как практикующий психолог, не могу не предупредить – многие проблемы вашей жизни «выросли» из неразрешенного  конфликта отцов и сыновей, матерей и дочерей. Решите эти проблемы – уйдут и свои.
Важно понимать, что для полного счастья ваши дети, уважаемое среднее поколение, должны сидеть на стуле  с четырьмя ножками: бабушка и дедушка по материнской линии с одной стороны – бабушка и дедушка с отцовской – с другой.   Уберите одну из опор, и баланс нарушится.  Исторически связь поколений в нашей стране  сохраняли те самые  бабушки, которые в силу немощи просто присматривали за малышами, рассказывая им истории из своей жизни. Нынешним бабушкам, случается, рассказывать свои истории просто некому: занятые дети не обеспечивают общение с внуками. 
У меня есть мечта, найти детский дом и уговорить его взять шефство  над любым Домом для стариков. Мне думается, что такое общение пошло бы на пользу обеим сторонам.
А вообще наш город стремительно стареет. Во многих городах работают дневные стационары для  бабушек и дедушек, их пока очень мало.
Я думаю создать такой деДсад для бабушек и в Петербурге. Привозить туда пожилых людей будут также,  как ребятишек в детсад. На целый день. Инструктор по лечебной физкультуре, арт-терапевт, музыкальный работник, психологи и другие специалисты   будут заниматься  с бабушками  и дедушками. Ведь их главный враг вовсе не преклонный возраст, а отсутствие общения и занятости.

Зарядка для мозга и памяти
Несколько упражнений из «Гимнастики Мозга» Пола Деннисона, которые можно выполнять в любое время и любом месте:
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности.
УПРАЖНЕНИЕ: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.
УПРАЖНЕНИЕ: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.
УПРАЖНЕНИЕ «СОВА»:
Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине.
Немного поверните голову влево.
Начинайте разминать – на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова.
Голову немного поворачиваете из стороны в сторону.
Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»:
Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено.
Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела.
Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку.
Поменяйте руки и повторите упражнение.
Потом выполните его двумя руками вместе – влево и вверх.

Галина Охотникова,
социальный психолог

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+