Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


«Мы должны у этих детей учиться»

В Павловском интернате для детей с отклонениями в умственном развитии – почти как дома.


ТРОЙНАЯ ЗАБОТА
В России два года продолжается реформа детских домов. Старт ей был задан постановлением Правительства РФ №481, согласно которому менялась сама суть этих социальных учреждений. Из мест коллективного содержания одиноких детей они должны превратиться в подобие семейных домов, где у детей есть близкие им взрослые, по возможности, заменяющие родителей. Если раньше на десять или даже больше детей приходился один взрослый из персонала дома-интерната, который, естественно, не мог дать им то внимание, в котором они нуждались, то сейчас в учреждениях формируются небольшие группы, благодаря чему общение воспитателей с детьми должно стать практически индивидуальным.
Во всяком случае, так уже происходит в доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии №4 в Павловске. Первое, что поражает, это то, что в интернате живут 240 детей, а работают 670 взрослых: воспитатели, санитарки, врачи, медицинские сёстры, специалисты по социальной работе, педагоги дополнительного образования… То есть, фактически, на каждого ребёнка приходится даже не один, а трое взрослых людей.
– Если раньше все детские дома были интернатного типа, то сейчас создаётся новый формат – «детский дом как дома», максимально приближенный к семейным условиям, – рассказал директор Павловского дома-интерната Андрей Алексеенко. – В этом случае персонал является квазиродителями. В группах всего по пять детей, а раньше было 12-15. Это называется семейно-воспитательные группы.
В Павловском доме-интернате штат сотрудников остался прежним, но снизилось количество детей. Тех выпускников, кого после 18 лет перевели в психоневрологические интернаты (ПНИ), оказалось больше, чем поступивших новеньких. И ещё одна особенность. Педагоги отмечают, что нынешние воспитанники – более сложные, чем те, что уже ушли из детдома, с более тяжёлыми отклонениями в развитии. Прежние ребята охотно общались с приезжающими к ним в гости взрослыми, были активными и контактными. Нынешние пугаются чужаков и почти не разговаривают.
– Объяснение этому есть, – говорит Андрей Александрович. – Дети стали чаще оставаться в семьях. Правительство Петербурга проводит большую работу по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов с особыми потребностями. Благодаря этому родители могут не отдавать детей в интернаты, а сами ухаживать за ними. Это, как правило, дети с не самыми сложными патологиями. Ну а детей с тяжёлыми нарушениями принимаем мы, благо, медицина становится более эффективной, что позволяет заниматься их реабилитацией и обучением.  
По Конституции, каждый ребёнок имеет право на образование, даже если у него множественные нарушения развития. И никто не может его этого права лишать. В Павловском доме-интернате все дети учатся. К тем, кто не может посещать школу, учителя приезжают в интернат.

«ЖЕНЬКА, ПЕРЕХОДИ К НАМ»
Сейчас, хотя учебный год уже начался, у некоторых ребят ещё продолжаются каникулы. И проводят они их на Чёрном море. Раньше дети отдыхали в Ленинградской области, но уже четыре года, как правительство Санкт-Петербурга предоставляет им путёвки на юг. Что очень кстати, учитывая два последних холодных лета. Одного ребёнка сопровождает один взрослый, которого тот знает лучше всего. Среди отдыхающих сейчас – Таня Пономарёва, бойкая общительная девочка, чей коронный жест – большой палец вверх, как у Дональда Трампа, и лукавая улыбка запоминаются всем, кто приезжает в гости в дом-интернат. В ноябре Тане исполняется 18, и её должны перевести в психоневрологический интернат, как и других выпускников. Недавно покинула родные пенаты Кристина Прожелуцкая, которую часто вспоминают воспитатели. Талантливая девочка так красиво танцевала «Цыганочку», которую ставил для неё педагог дополнительного образования по хореографии Евгений Таланов.
– Лучших моих учеников перевели в ПНИ, – грустит Евгений Николаевич. – Они столько танцевали – и цирковые номера я ставил, и эстрадные. Одни уходили – я других растил. А сейчас дети более сложные пришли, многого не понимают. С ансамблем ложечников для концертного номера мы очень долго отрабатывали простое движение, когда они бьют ложками. Рататататам-па, это было им трудно, до слёз. Вот Виталик Рыжков, самая звёздочка у нас сейчас, он схватывал. 12 лет ему, но маленький, юркий такой, от природы, видимо, одарённый. Другим сложнее было. Я их успокаивал, говорил: давайте сделаем в сто раз медленнее. Мы три дня сидели и медленно играли. Потом скорость они набрали. Когда у них один раз получилось, я сразу говорю: «Держи пять, молодец». Они довольны, просят: «И мне пятёрку, и мне».  
Евгений Таланов в молодости танцевал в ансамбле русской песни и пляски. Работал в школе хореографом. Потом его пригласили в дом-интернат в Павловске.
– Здесь был руководитель вокально-инструментального ансамбля, он позвал: «Женька, переходи к нам, нам нужен такой человек». И вот я 20 лет в этом детском доме. Прижился. Такие номера ставил с ребятами! И вдруг они выросли, два года назад всех перевели в ПНИ. Раньше, бывало, и после 18 лет оставались. А сейчас строго с этим.

ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ
Чтобы дети развивались, для них устроили на территории небольшой огород с теплицей. Учат, как выращивать огурцы, помидоры, зелень. Спонсоры построили несколько детских и спортивных площадок, оборудовали сенсорную комнату, подарили два вертикальных и один горизонтальный подъёмник для колясочников. Садоводы Петербурга высаживают вокруг интерната плодовые деревья, кусты, в этом году решили подарить ещё и домашний кинотеатр. Для детей даже с глубокой степенью умственной отсталости всё это имеет большое значение, так как уменьшает депривационную среду, которая возникает в учреждениях закрытого типа. Детям нужны внешние впечатления, события, но и взрослым, дающим им это, тоже полезно такое общение.
– Когда я первый раз приехал, думал, что здесь тот же развал и заброшенность, как нам показывают по телевизору, – поделился председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества «Ладога» Московского района Александр Соловьёв. – И был удивлён, насколько тут всё позитивно.
– Помню, как привезли детей из школы, - рассказала Нина Хромых из СНТ «Ладога». – Они выходили из большого шикарного автобуса, все были хорошо, ярко и разнообразно одеты. Улыбались, друг другу помогали. И они ведь делают это, не задумываясь, не из корысти. Просто у них такое желание жить. А мы, здоровые, и только и знаем, что воюем. То с соседом на даче, то с соседями по дому. Я уж не говорю уж о войнах мирового значения. Мы должны у этих детей учиться.


Екатерина Ефимова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.


ОФИЦИАЛЬНО

Из письма Минтруда России № 12-3/10/В-5309 от 12 июля 2017 года
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения рекомендовано обеспечить:
- реализацию права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (ДДИ), посредством их включения в образовательный процесс на базе образовательных организаций системы образования;
- проведение повторной оценки соответствия ДДИ требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- приведение режима дня воспитанников ДДИ в части пребывания детей на свежем воздухе и продолжительности сна в соответствие с нормами, установленными СанПиН 2.4.3259-15;
- внедрение технологий развивающего ухода за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития в практику деятельности работников ДДИ, в том числе с использованием информационно-методического сборника «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития»;
- предоставление детям-инвалидам, имеющим родителей или законных представителей, нуждающимся в социальном обслуживании, необходимых видов социальных услуг и социального сопровождения, которые не будут ухудшать условия их жизнедеятельности, в том числе не будут препятствовать сохранению родственных связей, привязанностей родителей к детям, детей к родителям и другим родственникам. При определении перечня социальных услуг и форм социального обслуживания детям-инвалидам, имеющим родителей (законных представителей), обеспечить преимущественное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе с применением стационарозамещающих технологий. Предоставлять детям-инвалидам, имеющим родителей (законных представителей) социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания или пятидневном круглосуточном проживании в организации социального обслуживания, только в случаях, когда существует реальная угроза их жизни и здоровью.

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+