Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Как, потеряв зрение, не потерять вкус к жизни

Выпускники Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению общаются в соцсетях и читают книги в смартфонах


ТАК ЖЕ, КАК ВСЕ
Когда слепой отставной полковник разведки Фрэнк Слэйд в фильме «Запах женщины» гоняет по Нью-Йорку на Ferrari, это кажется безумием и выдумкой режиссёра. Конечно, на дороге, где есть другие участники движения, в обычном автомобиле, это безумие. Но всё же научиться управлять автомобилем, созданным специально для слепых, реально. В Вирджинском политехническом университете в США даже построили и испытали такой автомобиль. Так что, может быть, в недалёком будущем и радость вождения станет доступной людям, чей мир ещё вчера был ограничен четырьмя стенами и наполнен мрачной безнадёжностью.
То, что невозможное – возможно, начинаешь понимать, побывав в Санкт-Петербургском Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. Здесь людей, родившихся слепыми, учат максимально возможной полноценной жизни в темноте. А тех, кто стал незрячим уже во взрослом возрасте, в результате болезни или несчастного случая, учат просто жить. Для начала. Такими, какие стали. И принимать окружающий мир, таким, каким он теперь будет. И это сложнее всего. Тем, кто видел свет и вдруг навсегда лишился этой ценнейшей способности и возможности, нужно сначала суметь не сломаться, найти новый смысл существования в таком необычном качестве. Жизнь – всегда борьба, но у всех – разная. У инвалидов по зрению – своя борьба.
Для начала нужно перестать думать о том, что жизнь кончилась. В Центре медико-социальной реабилитации преодолеть отчаяние помогают специалисты по реабилитации и психолог.
– Люди, потерявшие зрение, приходят к нам в тяжёлом эмоциональном состоянии, с чувством тревоги о будущем, – рассказала заведующая социально-реабилитационным отделением Светлана Козлова. – Теряется смысл жизни, к тяжелым мыслям подталкивает не только сам факт инвалидности, но и много других причин. Становится меньше друзей. Родственники по-другому начинают относиться. Поэтому сначала требуется серьёзная психологическая работа.
Потом, когда незрячий или слабовидящий человек освоится со своим новым положением, его начинают учить многим вещам, которые сделают его жизнь не просто терпимой, а даже приносящей удовлетворение. Прежде всего – это умение обслужить себя в быту. Это не просто полезные бытовые навыки, но и возможность быть независимым от окружающих, а значит, не превратиться в обузу. Для самооценки человека это тоже очень важно.
Один из учебных кабинетов Центра – кухня с полным набором бытовой техники. Там есть всё, что может пригодиться в повседневности: посудомоечная машина, кофеварка, мультиварка, чайники. На уроках домоводства учат готовить еду, гладить, пришивать пуговицы. Трудно себе представить, как незрячий человек может вдеть нитку в иголку, что и для зрячих иногда становится проблемой. Но, оказывается, это не предел возможностей – инвалиды по зрению так же, как все, пользуются сенсорными телефонами и общаются в соцсетях.
– Наши выпускники ведут активную жизнь в социальных сетях, а наши специалисты помогают освоить новые знания и в этой области, – говорит Светлана Сергеевна. – Также учим письму и чтению по системе Брайля. Сейчас это очень востребовано – в городе формируется доступная среда, всё больше надписей дублируется шрифтом Брайля. Инвалиды детства, которые приходят к нам из коррекционных школ, его знают, а те, кто приобрёл инвалидность позже, конечно, нет. Но когда освоят шрифт, то читают бегло.

НЕ ХВАТАЕТ РЕКЛАМЫ
Со стороны посмотришь – сидит человек, листает себе смартфон. И не догадаешься, что глаза его не видят, а читает он руками в специальной программе. Для этого нужно сначала изучить и запомнить расположение значков на смартфоне. В Центре два основных направления работы. Первое – реабилитация, то есть, возвращение человека в общество. Второе – дополнительное обучение, обращённое к высокотехнологическим средствам реабилитации. К ним можно отнести и смартфоны со встроенными специальными программами, в том числе GPS-навигатором, который управляется голосом. Или приложения, помогающие распознавать купюры и цвета, подсказывающие человеку что-то сделать, например, «выключить свет». Кстати, в Центре деньги и на ощупь учат различать. Чувствительность пальцев развивается, как и многие другие компенсирующие отсутствие зрения качества. Например, память.
На занятиях по компьютерной грамотности учат пользоваться «говорящей» программой JAWS – это когда незрячий человек получает информацию с экрана через её озвучивание, а клавиатура ему доступна благодаря обучению методом «слепой печати».
После курса реабилитации многие снова возвращаются, и их принимают на повторную реабилитацию. Людей привлекает ещё и возможность общения. Здесь они встречаются с теми, у кого такие же проблемы, делятся опытом, учатся ещё и друг у друга. Кроме того, в Центре большая культурно-досуговая программа: поездки в театр, на концерты, выставки, в музеи. К счастью, в Петербурге становится всё больше специальных экскурсий для людей с ограниченными возможностями.
Есть одна проблема в Центре – инвалиды по зрению мало о нём знают. Естественно, они не могут найти информацию в интернете. Звуковой рекламы нет. Теоретически рассказать о Центре могут в отделах социальной защиты, в Медико-социальной экспертизе или в первичных организациях Всероссийского общества слепых (ВОС). Но могут и не рассказать – нет системы обязательного информирования. Поэтому люди чаще всего узнают о Центре по «сарафанному радио», друг от друга. Не хватает социальной рекламы.
– В этом году и в следующем мы планируем вести более широкую информационную компанию, рассказывать о нашем Центре, – обещает директор Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Анатолий Талятов. – Напечатаем брошюры, которые передадим в Медико-социальную экспертизу, чтобы там инвалидам по зрению разъясняли, какие у них есть возможности реабилитации.


Екатерина Ефимова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

ВАЖНО ЗНАТЬ
Санкт-Петербургский Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению работает по направлениям социальные услуги и дополнительное обучение.
Программа социальных услуг включает:
обучение пространственному ориентированию, в том числе с использованием спутниковой навигации, основам работы на персональном компьютере, навыкам и приёмам ведения домашнего хозяйства и самообслуживания, чтению и письму по системе Брайля;
проведение занятий по адаптивной физической культуре и танцевально-двигательной терапии;
подбор индивидуальных тифлотехнических средств реабилитации (трости, оптические средства и т.д.);
психологическую помощь инвалидам по зрению и их родственникам;
проведение социокультурных мероприятий: встречи в литературной гостиной, посещение театров, концертных залов, музеев;
медицинское сопровождение клиентов.
Продолжительность программы составляет 2,5 месяца.
Для получения социальных услуг в полустационарной форме необходимо предоставить:
документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его представителя;
документ, подтверждающий полномочия представителя;
документ, подтверждающий место жительства или пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг или его представителя;
документы, подтверждающие наличие у гражданина обстоятельств, послуживших основанием для признания его нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
индивидуальную программу предоставления социальных услуг, выданную уполномоченным органом в Санкт-Петербурге;
документы, необходимые для определения среднедушевого дохода получателя социальных услуг для предоставления их бесплатно.
Отделение дополнительного образования Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению проводит обучение по образовательным программам:
«Основы компьютерной грамотности для лиц пожилого возраста»;
«Новые технические средства реабилитации и современные реабилитационные технологии для инвалидов и пожилых людей»: «Пространственное ориентирование с помощью GPS-навигация», «Основы взаимодействия незрячих пользователей с мобильными устройствами, имеющими сенсорный экран на базе IOS и Android».
Программы разработаны по следующим направлениям:
- знакомство с русской и английской раскладкой клавиатуры, с операционной и файловой системой, программой экранного доступа, Интернетом и электронной почтой;
- обучение работе со сканером, средствами общения в Интернете (социальные сети, форумы, Skype);
- обучение пользованию мобильным устройством, имеющим сенсорный экран на базе IOS и Android и приобретение навыков ориентирования с помощью GPS-навигации.

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+