Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Cохранить школу третьего возраста

БАБУШКА ИЗ «СТАРБАКСА»
Недавно Фейсбук облетело видео с бабушкой, играющей на пианино в «Старбаксе». Пожилая, скромно одетая женщина с тележкой зашла в кафе переждать дождь. Увидела инструмент, села за него и заиграла песню Арно Бабаджаняна. Да так, как будто перед ней был Большой зал филармонии имени Шостаковича. Руки, осанка, каждое движение говорило о том, что она – профессионал. 400 тысяч человек посмотрели видео в Фейсбуке, больше пяти с половиной тысяч перепостили его на своих страничках, собрав урожай лайков и восхищенных комментариев.
А ведь ничего удивительного здесь нет. Таких бабушек, интересных, неординарных, с глубоко спрятанными талантами, очень много. Они вчера еще были при деле. А сегодня на них смотрят снисходительно и с жалостью, мол, первый тайм вы уже отыграли. Забывая, что порой как раз второй тайм решает все, а иногда и овертайм или вообще серия пенальти. Восторг, с которым пользователи Фейсбука делились друг с другом видео с бабушкой из «Старбакса», красноречиво говорит о том, как, на самом деле, нам не хватает нормального отношения к пожилым людям. Как мы хотим видеть их яркими, активными, позитивными, увлеченными. И они могут быть такими. Надо только не лишать их этой возможности.

ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ
12 лет назад в Петербурге открылась Школа третьего возраста.  Она была создана специально для людей «55 +». И не только для того, чтобы дать им что-то, научить чему-то, но и чтобы мотивировать их поделиться с другими своими знаниями, умениями, опытом и жизненными ценностями.

Идея пришла из Дании
– В 2000 году по приглашению Демократического фонда Дании я побывала в одной из старейших народных школ этой страны, Askov school, – рассказала основатель и руководитель Школы третьего возраста Светлана Чернышева. – И поняла, что это очень эффективный инструмент для сплочения людей и роста их осознания самих себя. Считается, что датские народные школы сыграли фундаментальную роль в развитии страны, что именно им общество обязано нынешним благосостоянием, высоким уровнем образования, экономики и социальной защиты.
Вдохновившись датским опытом, Светлана со своими единомышленниками основала в Петербурге общественную организацию гражданского просвещения «Дом проектов», главным направлением работы которой стала школа для взрослых. В отличие от датской, где учатся все желающие от 18 и старше, в петербургскую пригласили тех, кому за 50.
– Для обучения нет разницы, какого возраста человек, но наша Школа не исчерпывается задачей обучить, – объяснила Светлана. – На втором месте стоит потребность в новых знаниях и навыках для адаптации к меняющемуся времени. И в этом Школа – незаменимый помощник.  Но, прежде всего, к нам люди приходят за общением. Благодаря общению человек в «третьем возрасте» получает самую желаемую форму поддержки. Поэтому с первых же минут попадания в нашу Школу я предлагаю каждому войти внутрь, в буквальном смысле слова, и посмотреть на людей, которые приходят сюда, поучаствовать в мероприятиях, пройти базовый курс обучения, который по сути своей и есть пространство для общения.

ПОД КРЫЛОМ СОЦЗАЩИТЫ
В 2004 году в Петербурге действовала целевая программа «Старшее поколение». В городе при районных центрах социального обслуживания населения открывались подразделения, занимающиеся досугом пожилых граждан. Когда администрация Невского района заявила о намерении создать такой центр, Светлана Чернышева предложила Школу третьего возраста как содержательную начинку для будущей структуры.
– В феврале 2005 года мы официально открыли программу «Школа третьего возраста» на базе Центра социального обслуживания населения, нашим партнером по реализации целевой программы стал отдел социальной защиты Невского района, – вспоминает она.  – Начали регулярно проводить занятия, по три учебных семестра в год. Лично я вела базовый курс «Основы демократии. Искусство быть гражданином», обязательный для всех новичков. Я рассказывала курсистам об истоках философии Школы, о традициях народного образования взрослых в Дании.
Во время этих занятий люди знакомились, общались, создавали проектные команды, которые по завершении курса готовили совместный социально-значимый проект. Так курсисты пытались решить на практике конкретную социальную проблему или выполнить дело, равно важное как для них самих, так и для других людей.
Благодаря одному из проектов в 2007 году в Школе появилось свое издательство с типографией. Курсисты учились писать статьи в школьный альманах «Возр@асту.net», верстать и печатать. Выпускали буклеты, сборники песен.
Параллельно с базовым шли иные курсы, просветительские или прикладные: экологический, компьютерный, литературный, этнографический, издательское дело, журналистика, история города, живопись, иностранные языки… Заканчивая обучение, выпускники зачастую не расставались, создавали творческие объединения и клубы по интересам. Для того, чтобы им было, где встречаться, Светлана договорилась с библиотеками Невского района, и они предоставили свои помещения. А связь со Школой поддерживалась через Совет, в который входили представители от разных групп.
– Курсистов становилось все больше, нам предоставили уже две площадки под крышей Центра социального обслуживания, дали под программу много ставок штатных специалистов, – делится Светлана.
Выпускники могли вернуться в Школу уже в качестве преподавателей и вести свой собственный курс. Таким образом, тематика занятий все время обновлялась и пополнялась. А вокруг Школы формировалось сообщество людей, которые почувствовали вкус к саморазвитию, творчеству, волонтерской работе, к жизни.

ОТ ВИДЕОКАМЕРЫ – ДО ВЕЛОСИПЕДА
В 2011 году стартовал кинопроект – в Школе был проведен первый курс по киноискусству, который привел к зарождению собственного кинофестиваля «Третий возраст: новые возможности». Участники из разных регионов и стран демонстрировали фильмы о позитивном и не всегда позитивном долголетии, задавая общественную дискуссию на тему: как стареть, и как стареют в России. Благодаря этому проекту в Школе заработал на постоянной основе курс «Сам себе режиссер».
В 2012 году родилось новое направление, связанное с модой и стилем. Его задачей было изменить облик людей старшего возраста, сделать его современным и привлекательным.
Все шло просто отлично, да так, что в 2011 году Светлана Чернышева получила из рук губернатора Валентины Матвиенко премию как лучший социальный работник года. Денежный эквивалент премии пошел на организацию первого кинофестиваля. В 2013 году фестиваль поддержал уже Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, а в 2014 мероприятие состоялось при финансовой поддержке Комитета по молодежной политике и связям с общественными организациями.
Общественная организация «Дом проектов» несколько лет получала на развитие Школы субсидии города. Помогали и спонсоры. Дважды «Дом проектов» выигрывал гранты Совета Министров Северных стран, что позволяло развивать международное сотрудничество: 2009 году съездили в Копенгаген на выставку народной куклы в Русском институте, в 2010 побывали в Белоруссии и своим примером вдохновили минчан открыть университеты третьего возраста в девяти районах столицы.
– За двенадцать лет больше пяти миллионов рублей мы привлекли дополнительно, при том, что занятия и мероприятия в Школе были бесплатными, – уточняет Светлана.
В 2010 году датские партнеры подарили Школе велосипеды. Теперь появилось еще и спортивное занятие, благотворное для экологии города. Команда велосипедистов путешествовала по Петербургу, Ленинградской области, съездила в Финляндию.
За 12 лет Школа третьего возраста смогла собрать, обучить и сдружить более трех тысяч человек. Многие выпускники открыли в себе новые таланты, кому-то Школа помогла преодолеть депрессию, а кому-то – найти работу.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ
И вот на дворе июль 2017 года. А у Школы нет ни настоящего, ни будущего. Сейчас перед ее руководителем и вдохновителем стоит банальная и почти неразрешимая проблема: где собираться людям? Как получить помещение, которое предложил Комитет имущественных отношений? Полная арендная стоимость не по силам благотворительной организации.  Льгот нет…
Но почему вообще Школа оказалась на улице?
– С 2014 года поддержка города стала уменьшаться, мы перестали получать субсидии. В Центре социального обслуживания населения у нас осталась только одна площадка, ставки преподавателей постепенно сократили с четырнадцати до четырех, – поделилась Светлана Петровна. – Ничего не помогло – ни наши предыдущие заслуги, ни письма самих курсистов, ни огромное количество грамот и премий.
13 лет назад я пришла в социальную службу со своим проектом, потому что понимала, что помещение – это 100 процентов возможностей его реализации. Я признательна Комитету по социальной политике, отделу социальной защиты населения Невского района за то, что они нас поддерживали все это время. Без них я бы не смогла материализовать свои идеи. Но сегодня действовать приходится самостоятельно.
В 2016 году Светлана обратилась в Комитет имущественных отношений с просьбой предоставить помещение для продолжения реализации социальной программы «Школа третьего возраста». Комитет предложил осмотреть небольшой офис на проспекте Обуховской обороны, 79, который едва ли мог вместить целую Школу. Но можно было рассчитывать на льготную аренду, ведь помещение входило в перечень объектов, предназначенных для использования под социально-значимую деятельность.
– Я должна была до 29 сентября посмотреть офис и принять решение, а от входной двери ключа ни у кого не было, – вспоминает Чернышева. – Тогда в ЖКС приняли решение вскрыть помещение, это, в свою очередь, повредило дверь. В октябре я подала комплект документов в Администрацию города, где меня заверили, что решение будет принято через месяц.
Но принятие решения затянулось. Пока его ждали, установили новую дверь своими силами. И тут в конце апреля приходит ответ из Комитета имущественных отношений: в льготе отказать. Оказалось, что в 2017 году арендная ставка выросла чуть не в два раза. Не 4550, как было, а 7742 за кв. м. Помещение изъяли из списка объектов социальной значимости.
– И я теперь в щекотливом положении, – разводит руками Чернышева. – Я пытаюсь, воспользовавшись поддержкой бывших курсистов, удержать людей и программы. Но пока место юридически не закреплено, мне сложно начать работать.

ВОЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ
Светлана решилась на отчаянный шаг и обратилась с письмом к вице-губернатору Петербурга Михаилу Мокрецову с просьбой предоставить помещение в безвозмездное пользование. Ведь социальная значимость Школы третьего возраста вопросов не вызывает, а, значит, арендная плата не должна быть, как для торгового предприятия.
Светлана рассказала, что когда в апреле 2014 года ее с двумя курсистками Школы – Аллой Кочиной и Любовью Батиловой – пригласили в Москву на «Прямую линию» с Президентом РФ Владимиром Путиным, им предложили задать главе государства наболевший вопрос.
– Наш вопрос содержал просьбу разработать на правительственном уровне стратегию в отношении пожилых людей с учетом опыта реализации программы «Школа третьего возраста», – говорит Светлана. – На нас не хватило времени, хотя журналистка с микрофоном стояла уже рядом. Но в 2016 году председатель Правительства Дмитрий Медведев, словно услышав наши пожелания, подписал Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения. Там, в частности, образование отнесено к юрисдикции общественных организаций. Получается, нам дан зеленый свет, и не хватает только одного – волевого решения сверху, чтобы дать нам возможность полноценно работать в соответствии с законом.

Екатерина Ефимова

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+