Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Информатизация, эффективный менеджмент, инновации

Три кита развития Александровской больницы


Отметившая в апреле 175-летие Александровская больница сегодня один из ведущих и наиболее современных стационаров города. Учреждение со славной историей берет курс на информатизацию, инновации и новое качество менеджмента.

По плану, рассчитанному на два года, в больнице будет развернута новая медицинская информационная система, которая позволит обеспечить автоматизацию всех ключевых процессов в стационаре. В рамках инновационной деятельности, изучения и внедрения новых моделей управления Александровская больница начала совместную работу с Технопарком «Санкт-Петербург» на основе долгосрочного соглашения, подписанного в мае этого года.

Информатизация: данные на страже здоровья
Эффективное развитие медицинских учреждений невозможно без внедрения современных решений по информатизации, а также инновационных методик диагностики и лечения, в первую очередь, созданных в России. И речь здесь идет об экономической эффективности и работающих решениях. О том, что реально применимо в государственных больницах, о том, что идет на пользу, как пациентам, так и самому учреждению.
- Сегодня для эффективного управления и качественного усиления менеджмента необходим большой объем данных, объективно отражающих ситуацию в учреждении. Конечно, решение новых задач невозможно без информационных технологий. Наличие медицинской информационной системы уже не является инновацией, это скорее необходимый элемент выживания в сложной экономической среде, – говорит главный врач Александровской больницы, Юрий Линец.
В конце 2015 года больница взяла курс на информатизацию. Начать пришлось с базовых вещей – замены оптоволоконных сетей во всем стационаре, закупки дорогостоящих серверов, оснащения рабочих станций для врачей. Ведь имевшаяся инфраструктура не отвечала требованиям для современных решений в области информационных технологий, а в некоторых случаях она попросту отсутствовала. Решать эту задачу пришлось в максимально короткие сроки и за счет собственных средств больницы.
Еще одним важным аспектом во внедрении новых информационных систем является четкое понимание процессов и процедур, обеспечивающих административную и медицинскую логистику. «В рамках внутреннего аудита процессов был выявлен ряд системных проблем, которые необходимо было решить до внедрения медицинской информационной системы. В частности, был полностью пересмотрен процесс закупок, что позволило усилить контроль над затратами. Качественному пересмотру и улучшению была подвергнута система обеспечения лекарственными средствами и расходными материалами, изменена логистика приемного отделения, внедрен внутрибольничный рейтинг, позволяющий оценить качество работы отделений и определить значимые контрольные показатели деятельности. Все это на самом деле и является основой для успешной информатизации.
- Если изначально в процессах хаос, то с внедрением информационных технологий этот хаос увеличивается в геометрической прогрессии. Информационные системы не работают сами по себе, они основываются на основных процессах и позволяют пользоваться статистическими данными для планирования, – поясняет главный врач.
В мае этого года Александровская больница начала внедрение полноценной медицинской информационной системы, которая позволит автоматизировать ключевые процессы в стационаре. Это важно и для пациентов – информационная система открывает новые возможности для более эффективного использования рабочего времени медицинских специалистов, оперативного получения информации от диагностических служб, доступности всей истории пациента на экране компьютера, а не в формате устаревших рукописных историй болезни. Также система даст возможность внедрить полноценную электронную запись, что позволит пациентам экономить время и заранее резервировать визит к нужному специалисту.

Инновации
Лечебное учреждение в современном мире – это не закрытая система, оно не может развиваться без значительного интеллектуального ресурса специалистов из разных областей. За границей уже давно практикуют такое понятие, как отраслевые центры компетенций – структуры, объединяющие в себе экспертов из разных областей, которые совместно вырабатывают решения для конкретных отраслей, решают специфические задачи. В мире, где все меняется с колоссальной скоростью, использование таких моделей позволяет идти в ногу со временем и не оставаться в технологическом арьергарде.
- Мы понимаем, что существуют проекты, которые мы, как учреждение, не можем успешно создать в одиночку, но и без нас такие проекты невозможны, – говорит главный врач.
Руководствуясь этим принципом, Александровская больница подписала соглашение с Технопарком «Санкт-Петербург», работающим при поддержке Комитета по промышленной политике и инновациям. На базе технопарка работают эксперты международного класса, которые проводят первичную оценку проектов, занимаются инвестированием и развитием технологических компаний России. Больница со своей стороны обеспечит углубленную отраслевую экспертизу для тех проектов, которые создают свои продукты с прицелом на государственную медицину.
- Для нас экспертиза проектов от одного из ключевых игроков медицинской отрасли Санкт-Петербурга является крайне важным фактором. Большинство проектов создаются технологами, и не всегда в их командах представлены клиницисты или специалисты, глубоко понимающие все аспекты государственной медицины. Из-за этого сильно повышается риск создания продукта, который не отвечает требованиям государственных лечебных учреждений – либо по своей бизнес-модели, либо, что происходит гораздо чаще, продукт не вписывается в медицинскую и административную логистику,– комментирует Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора Ингрия (является частью Технопарка «Санкт-Петербург»). В свою очередь, для больницы это ранний доступ к технологиям, возможность тестировать их на своей базе и получать версии готового продукта на наиболее выгодных условиях. Также Технопарк дает доступ к экспертам в различных областях, которых больница в принципе не может иметь в своем штате, ведь в задачи медицинского учреждения входит организация лечебного процесса, и зачастую вопросы развития остаются за бортом.
Ключевой задачей партнерства является создание уникального не только для Санкт-Петербурга, но и России центра компетенций в области здравоохранения. По сути, это целая экосистема, которая объединит экспертов на независимой площадке технопарка.
- Сегодня такие проекты как, к примеру, медицинский туризм могут быть реализованы только в междисциплинаром формате. Это как раз тот проект, где один в поле точно не воин. Он требует высокого уровня координации и вовлечения интеллектуального ресурса не только специалистов в области организации здравоохранения и туризма, но и событийного менеджмента, маркетинга, рекламы, информационных технологий. Это проект, который способен сделать город брендом, но только в том случае, если в этот проект будет вложено достаточное количество, в первую, очередь экспертизы, – говорит Юрий Линец.

Эффективные модели управления
В качестве пилота началась экспертиза проекта одного из резидентов Технопарка – компании DroiceLabs. В данном случае речь идет об информационном продукте, который позволит улучшить логистику лекарственных препаратов не за счет устаревших моделей, построенных на традиционных статистических алгоритмах. Система построена на алгоритмах машинного обучения – это значит, что она самообучаема и реагирует на изменения большого количества факторов. Также она позволяет качественно улучшить работу с листами назначений, упростить жизнь медицинской службы за счет быстрого получения рекомендаций по назначению лекарственных препаратов не просто на основе нозологии, но и с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. Система учитывает сочетаемость лекарственных препаратов, оптимальные дозировки, предоставляет до пяти альтернативных вариантов медикаментозного лечения, исключая, при этом, полипрагмазию – одновременное необоснованное назначение множества лекарственных средств, предоставляет врачу необходимую информацию о показаниях, противопоказаниях и возможных побочных эффектах от препарата. Система, безусловно, носит рекомендательный характер, финальное решение всегда принимает врач. Будучи интегрированной с основной медицинской информационной системой, технология позволяет решить сразу несколько задач: выбрать оптимальное индивидуальное медикаментозное лечение для пациента, сократить время работы врача, затрачиваемое на подбор терапии, уменьшить риск, связанных с возникновением побочных эффектов от полипрагмазии, качественно улучшить экономику лечения за счет снижения затрат на необоснованную медикаментозную терапию. В перспективе система позволит усилить планирование аптечных закупок больницы и обеспечить необходимые данные для оценки и оптимизации экономических стандартов лечения.
Подобные пилотные проекты позволят принципиально улучшить модель управления стационаром и добиться повышения эффективности основных процессов, что скажется не только на качестве предоставляемого лечения, но и финансовой стабильности учреждения.

Юлия Гуккина, заместитель главного врача 
Александровской больницы по предпринимательской
деятельности

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+