Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


ФНПР предлагает

Антикризисные предложения Федерации независимых профсоюзов России

 

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

 

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

В соответствии с Вашим Указом от 15.01.2016 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» до 1 мая 2016 г. Правительству Российской Федерации поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функции администрирования страховых взносов, уплачиваемых в социальные внебюджетные фонды, формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации.

В период 2001 – 2009 гг. налоговыми органами собирался единый социальный налог (ЕСН), то есть практика единого механизма сбора налоговых платежей в социальные фонды на базе ФНС уже существовала. Полученный отрицательный опыт показал, что к страховым сборам не применимы те же самые методы администрирования, которые работают по отношению к налогам, пошлинам и акцизам в силу особенностей различных систем социального страхования. Так, регионы вносят взносы за неработающее население непосредственно в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Более чем в 2/3 субъектов  РФ страхователи Фонда социального страхования (ФСС) используют зачетный метод выплат пособий из собранных страховых взносов внутри предприятий и организаций. В Пенсионный фонд России (ПФР) вместе с платежами страхователи направляют отчетность и персональные данные. Разделение финансового и информационного потоков в прошлом серьезно осложняло работу ПФР и приводило к массам ошибок в отношении застрахованных граждан.

Уже на стадии запуска функции сбора страховых взносов налоговиками потребуются дополнительные крупные ассигнования из госбюджета на развитие собственно налоговой службы и формирование Единого федерального информационного ресурса (ЕФИР), содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе о регистрации актов гражданского состояния. В условиях кризиса найти на это бюджетные ресурсы, видимо, практически невозможно. Если на эти цели изыскивать соответствующее финансирование в бюджетах ПФР, ОМС и ФСС, то за счет страховых средств будет осуществлено перекрестное субсидирование организации сбора налогов, акцизов и таможенных пошлин. Одновременно это будет означать нецелевое расходование средств страховых взносов. Рационально сначала решить проблемы создания ЕФИР, а лишь затем обсуждать вопрос о методике сбора страховых взносов.

Опыт ЕСН также показал, что социальные внебюджетные фонды более эффективно обеспечивают платежную дисциплину страхователей, поскольку у страховщиков есть экономическая мотивация: сколько соберут, настолько и обеспечат установленные выплаты, в том числе обеспечат собственную зарплату. Именно поэтому в 2009 году было принято решение отменить ЕСН, вернуться к реальному социальному страхованию и возвратить функции администрирования взносов от ФНС Пенсионному фонду и Фонду социального страхования РФ.

Возврат к налоговому администрированию в условиях продолжения кризиса опасен образованием долгов во взаиморасчетах, что приведет, с одной стороны, к задержкам в социальных выплатах, а с другой – стремлению ограничить их размеры. Сбор страховых взносов налоговой службой изменит организацию социальной защиты наемного работника. Будут фактически разрушены страховые принципы, она превратится в социальное обеспечение и, как в критикуемом советском прошлом, будет осуществляться по остаточному принципу. Если заменить целевой страховой сбор нецелевым налоговым, то есть опасность, что органы власти сознательно пойдут на демонтаж института обязательного социального страхования, нарушив многие основополагающие нормы публичного права. Кроме того, недопустимо, что, вопреки декларируемому принципу открытости деятельности Правительства, подготовка документов по данному вопросу велась тайно, келейно и никогда не выносилось на обсуждение со страхователями и застрахованными, хотя эти документы напрямую затрагивают социально-трудовые отношения.

В ряде государств мира имеется опыт финансирования социального страхования с использованием налоговых методов. Однако в таких системах налогообложение личных доходов производится по прогрессивной шкале – иначе средств не хватает. Поэтому реальный экономический выбор идет между отдельным сбором страховых взносов по регрессивной шкале (как в Российской Федерации) или прогрессивным налогообложением как трудовых доходов, так и доходов от собственности (как в Великобритании).

В прошлом ЕСН не уменьшил число проверяющих работодателей государственных инстанций и число оспариваемых в судах решений. Конституционный суд Российской Федерации своими постановлениями установил, что страховые взносы представляют собой законодательно зафиксированные, особые обязательные платежи, отчуждаемые только на цели обязательного социального страхования работников.

Федерация Независимых Профсоюзов России предлагает всесторонне изучить и просчитать все возникающие риски в случае принятия предлагаемых решений, сосредоточиться на создании Единого федерального информационного ресурса и только после этого определиться с порядком и сроками их реализации.

 

Председатель ФНПР

М.В.Шмаков

 

 

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+