Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Роспотребнадзор ЛО

Роспотребнадзор на страже здоровья и благополучия населения Ленинградской области

 

Интервью с руководителем Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области С.А. Горбаневым

 

 

Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, об основных показателях эффективности и результативности контрольно-надзорных мероприятий Управления в 2015 году?

 

Необходимо отметить, что основная деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области была направлена на достижение запланированных показателей плана Роспотребнадзора по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, решение задач по обеспечению устойчивой санитарно-эпидемиологической ситуации в Ленинградской области, эффективной защите прав потребителей, повышению эффективности нашей контрольной и надзорной деятельности.

За отчетный 2015 год специалистами Управления проведено 3963 проверок и административных расследований в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей. Нарушения законодательства выявлены при проведении 3144 надзорных мероприятий (79,3% от общего количества проведенных надзорных мероприятий).

С целью получения объективной информации при проведении надзорных мероприятий Управлением активно привлекались экспертные организации – 68,5% надзорных мероприятий проведены с привлечением экспертных организаций, с применением лабораторных и инструментальных методов исследований. Всего за отчетный год при проведении надзорных мероприятий выполнено 248156 исследований и испытаний, проведено 3304 санитарно-эпидемиологические экспертизы.

Управлением в 2015 г. за нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и в сфере защиты прав потребителей составлено 4212 протоколов об административных правонарушениях, что на 1,7% меньше, чем в прошлом году.

Было рассмотрено 4557 материалов из них 4536 с применением штрафных санкций на сумму 39 млн. 266 тыс. руб., что на 18,3 % больше показателей прошлого года.

Должностными лицами Управления вынесено 1332 постановления о наложении административных штрафов в отношении юридических лиц. Удельный вес вынесенных постановлений на юридических лиц от общего числа штрафов составляет 29,4% (28,7% в 2014). Удельный вес привлеченных юридических лиц без материалов, поступивших из правоохранительных органов, составил 34,7% .

Средняя сумма штрафа увеличилась на 973 руб. и составила 8100 руб. (7127 руб. в 2014 г.).

По результатам рассмотрения всех материалов, направленных в суд для привлечения к административной ответственности, вынесено 305 постановлений о привлечении к ответственности.

Управлением в рамках реализации полномочий по судебной защите прав потребителей подано 95 исков в защиту неопределенного круга потребителей.

Иски в защиту прав неопределенного круга потребителей поданы за нарушения в следующих сферах потребительского рынка:

– несоблюдение правил торговли;

– предоставление некачественных услуг (ХВС, ГВС, транспортные услуги);

– содержание общего имущества в многоквартирном доме;

– по заключению договоров с условиями, ущемляющими права потребителей (образовательные услуги, платные медицинские услуги, ЖКХ, финансовые услуги);

– несоблюдение правил общественного питания;

– отсутствие необходимой информации.

Судами удовлетворено 93,3 % от общего количества рассмотренных исков в защиту неопределенного круга потребителей.

Управлением подано 104 иска в защиту неопределенного круга лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Иски подавались по следующим темам:

– невыполнение в срок законного предписания;

– медицинское обслуживание (профилактика гриппа, медицинские осмотры, медицинская помощь);

– отсутствие или невыполнение программы производственного контроля;

– некачественное водоснабжение (температура ГВС, ХВС; качество воды);

– отсутствие санитарно-защитных зон от предприятий;

– не организован сбор и вывоз ТБО;

– не соблюдение требований к зонам санитарной охраны водоисточников;

– нарушение санитарных правил при осуществлении торговли;

– бытовое обслуживание (неудовлетворительное содержание помещений бани);

– нарушение санитарных правил при осуществлении общественного питания.

Судами удовлетворено 92,5% от общего количества рассмотренных исков о понуждении к соблюдению требований санитарного законодательства.

 

А какова санитарно-эпидемиологическая обстановка в области в 2015 году и каковы уровни инфекционных заболеваний?

В результате выполнения комплекса организационных, надзорных, профилактических мероприятий в 2015 году обеспечено снижение и стабилизация инфекционной заболеваемости по 30 из 43 регистрируемых нозологических форм, в том числе: дизентерией - в 2,4 раза, сальмонеллезом - на 43%, ОКИ установленной этиологии - на 13,2%, ОКИ вирусной этиологии на 14,5%, острым гепатитом В – на 25%, острым гепатитом С - на 45%, хроническим гепатитом В - на 13,2%, корью - в 14 раз, эпидпаротитом - в 3 раза, чесоткой  -  на 20%.

В целях обеспечения устойчивой санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактики инфекционных и паразитарных болезней среди населения Ленинградской области Главным  государственным санитарным врачом по Ленинградской области  в  2015 году  изданы  9 Постановлений и 8 приказов.

Вопросы профилактики инфекционных заболеваний выносились на рассмотрение Губернатором Ленинградской области на совещаниях с руководителями органов исполнительной власти,  рассматривались на заседаниях Правительства области, принято 6 решений СПЭК при Правительстве Ленинградской области и 74 на уровне Администраций муниципальных районов.

  Управлением подготовлено 11 проектов комплексных планов мероприятий, 3 из которых утверждены на уровне Правительства Ленинградской области - заместителем председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам и 5 планов мероприятий Главным государственным санитарным врачом Ленинградской области и председателем Комитета по здравоохранению ЛО.     

Многолетняя плановая вакцинация населения в рамках реализации национального календаря профилактических прививок доказала свою эффективность. Доля вакциноуправляемых инфекций в сумме инфекционных болезней (без гриппа и ОРЗ) сократилась с 20,3% в 2002 г. до 0,15% в 2015 г. Не регистрировались в 2015 году случаи дифтерии, полиомиелита, краснухи, эпидемического паротита.

На всех административных территориях обеспечено поддержание охвата прививками детей декретированного возраста против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, и взрослого населения отдельными профилактическими прививками на уровне более 95%.

В результате реализации национального проекта в области привито против вирусного гепатита В более 1,0 млн. человек, достигнуты регламентируемые уровни охвата иммунизацией: детей до 1 года - 96,5%; от 1 года до 17 лет - 99,1%; взрослых 18-59 лет –80,4%.

С 2000 г. в области определилась четкая тенденция к снижению заболеваемости острым гепатитом В, и в 2015 г. показатель заболеваемости достиг самого низкого за все годы наблюдений (0,36 на 100 тыс. населения, что в 3 раза ниже показателя по РФ). Заболевания регистрировались только в 5-ти районах Ленинградской области.

В отчетном периоде зарегистрировано 5 групповых очагов инфекционных заболеваний с общим числом пострадавших 32 чел., в том числе детей и подростков до 17 лет включительно - 31. Групповая заболеваемость регистрировалась в 3-х районах. Групповые заболевания ОКИ были вызваны возбудителями вирусной этиологии (норо- и ротовирусами).

Проведение своевременных и адекватных противоэпидемических мероприятий позволило купировать вспышки в течение одного инкубационного периода и не допустить дальнейшее распространение инфекции среди населения Ленинградской области.

Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Ленинградской области остается сложной. За истекший период 2015 г. в области произошл рост на 8,2 % числа вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции в сравнении с 2014 г., выявлено 1143 новых случаев ВИЧ-инфекции, показатель превышает показатель по РФ - на 16,5%.

В 2015 году в целом по области удалось привлечь к диспансерному наблюдению 88% от числа подлежащих. Охват ВИЧ-инфицированных противовирусной терапией составил 89,7%. Полный трехэтапный курс химиопрофилактики проведен у 85,7% пар мать–ребенок, что по-прежнему ниже среднероссийского уровня (86,6%).

 

Что сделано по профилактике гриппа и ОРВИ? Какова ситуация и прогноз?

 

Учеными всего мира признано, что вакцинация является самым эффективным средством профилактики гриппа.

Прививка против гриппа защищает ни только от самого заболевания, а, прежде всего, от тяжести его течения, продолжительности, осложнений и летального исхода. Кроме гриппа во время сезонного подъема циркулирует еще более 200 вирусов острых респираторных инфекций, от которых нет вакцин. В течение эпидемического сезона гриппа и ОРВИ каждый человек, в среднем, переболевает 2 раза, но только грипп имеет самые серьезные последствия, а т.к. вирус гриппа обладает изменчивостью, то против гриппа каждый год производится новая вакцина, несмотря на все сложности ее производства.

Случаев необычных реакций, осложнений на введение вакцины в Ленобласти за последние 16 лет не зарегистрировано.

Суммарный охват прививками против гриппа достиг в 2015 году 30% от численности населения области, что на 2% больше, чем в 2014 г. (28 %), при планируемом значении – не менее 28% (по РФ – более 30%).

В Ленинградской области эпидемический подъем заболеваемости гриппом  и ОРВИ начался с 4 недели 2016 года и уровень заболеваемости превысил пороговые значения среди совокупного населения и во всех возрастных группах от 24% до 53%, за исключением среди детей в возрасте от 0 до 2лет. В настоящее время заболеваемость острыми респираторными инфекциями и гриппом в области остается на высоком уровне и превышает недельные пороговые значения среди совокупного населения на 13,5%, но ниже уровня прошлой недели на 44%. По состоянию на 10 февраля ситуация стабилизировалось ежедневно регистрируется около 3000 случаев гриппа и ОРВИ, что в 2 раза меньше чем 2 февраля. В соответствии с прогнозом  ожидается постепенное снижение уровня заболеваемости, так как в период подготовки к эпидсезону в области против гриппа было привито более 500 тыс. человек.

 

Каковы гигиенические параметры среды обитания населения Ленинградской области и, прежде всего, детей и подростков?

 

    Особое внимание Управлением уделяется созданию оптимальных условий пребывания детей и подростков в образовательных учреждениях, в учреждениях отдыха и занятости детей в период летней оздоровительной кампании.

В 2012 году начата работа по ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет на территории области.

При участии Управления в области реализуется подпрограмма «Модернизация региональной системы дошкольного образования» в рамках Государственной целевой программы «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014-2020 годы», проводятся мероприятия по реализации «дорожной карты» в рамках ликвидации очередности в дошкольных учреждениях.

Только в 2015 году введено в эксплуатацию 16 детских дошкольных учреждений, с общим количеством 2054 места, в том числе 12 вновь построенных, и 4 после капитального ремонта. Продолжается строительство 13 детских дошкольных учреждений.

 На 01.01.2016 года в Ленинградской области очередь в дошкольные организации для  детей в возрасте от 3 до 7 лет отсутствует.

В результате проведения определенной  организационной и контрольно- надзорной деятельности за условиями оздоровления детей в летних оздоровительных учреждениях области в 2015 году не регистрировалась групповая заболеваемость и случаи присасывания клещей в детских оздоровительных учреждениях. Выраженный оздоровительный эффект составил 94,1% (2014г.- 93,7%).

По итогам летней кампании 2015 года мы превысили среднероссийский показатель выраженного оздоровительного эффекта (93,1%). Понимая приоритетность данного направления, нами активно уже в настоящее время проводится работа по подготовке к летней оздоровительной компании 2016 года.

Питание является основным фактором, определяющим нормальное развитие и состояние здоровья ребенка.

Управлением осуществляется постоянный мониторинг за организацией питания детей и подростков на территории Ленинградской области. Анализ результатов мониторинга свидетельствует, что охват школьников области горячим питанием в динамике за 5 лет увеличился на 12 % и составил 96,0 %, в том числе охват учеников двухразовым горячим питанием в 2015 году составил почти 40%.

За родительскую плату питается 72% учащихся, за счет областного бюджета - 24% детей; получают «буфетную продукцию» – 4%.

По – прежнему остается наиболее актуальной проблема обеспечения населения Ленинградской области доброкачественной питьевой водой.

По поручению Правительства Российской Федерации в течение августа-сентября 2015 года в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее Управление) проведены внеплановые проверки в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области оказания населению услуг водоснабжения и водоотведения на предмет соблюдения требований к качеству и безопасности питьевой воды.

Проверки проведены в отношении 85 юридических лиц, осуществляющих деятельность в области оказания услуг водоснабжения. В ходе проведения проверок было обследовано 177 водоочистных сооружений и 239 артезианских скважин, которые эксплуатируются без дополнительной очистки питьевой воды.

С применением лабораторных и инструментальных методов исследования обследовано 432 объекта (97,7% от всех проверок). При обследовании 292 объектов (67,6%) выявлены нарушения санитарного законодательства.

По результатам проверок составлено 150 протоколов об административном правонарушении (на юридических лиц – 94, на должностных лиц – 41, передано в суд для привлечения к административной ответственности – 15). Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 млн. 043тыс. руб.

В суд направлено 17 исковых заявлений о понуждении юридических лиц к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства. В настоящее время судами уже удовлетворено 7 исков. Материалы проверки в отношении ООО «Водоканал Мгинского городского поселения» направлены в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела в связи с систематическими нарушениями требований санитарного законодательства при обеспечении населения питьевой водой.

В соответствии со ст.ст. 23, 24 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в 2015 году Управлением в адрес водоснабжающих организаций и органов местного самоуправления было направлено 107 уведомлений о неудовлетворительном качестве питьевой воды по холодному водоснабжению для разработки Планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (2014 – 122), из них выданных повторно 71. При этом планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями были разработаны в 55% случаев.

В целом по области отмечается стабилизация показателей качества водопроводной воды.

Проведенный комплекс мероприятий входящих в полномочия Управления, в том числе контрольно-надзорные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, при активной позиции и помощи Прокуратуры Ленобласти позволили увеличить количество населения области, обеспеченного безопасной питьевой водой с 71,6% в 2013 году до 74,9% в 2015 году.

В 2015 году одним из приоритетов в деятельности Управления является осуществление государственного надзора (контроль) за соблюдением требований Технических регламентов Таможенного Союза.

Контроль за соблюдением требований Технических регламентов в 2015 году осуществлен при проведении  878  плановых проверок, что составляет 69,7% от общего количества плановых проверок (2014 год - 867 плановых проверок, 67,2%) и при проведении 1170  внеплановых проверок, что составляет 53,7% от общего количества внеплановых проверок (2014 год - 818 внеплановых проверок, 34,9%).

Всего в 2015 году в ходе проверок было проверено 2048  объектов - 8,9 %  от общего количества объектов, состоящих на надзоре в Управлении (в 2014г. - 7,5%).               

Нарушения требований Технических регламентов выявлены при проведении 473 проверок, что составляет 23% от общего количества проверок,  при которых осуществлялся контроль за выполнением требований Технических регламентов (2014 год - 298 проверок, 17,6 %) .

В ходе проведения надзорных мероприятий  выявлено 676 нарушений  требований к продукции, 742 нарушения к процессам производства. Кроме того, выявлено 296 нарушений в отношении требований к маркировке продукции, из них 244 в части порядка и объема сведений о продукции, 12 - в части достоверности.

За выявленные нарушения требований Технических регламентов в течение 2015 года составлено в два раза больше протоколов об административных правонарушениях (500), чем в 2014 году (2014г. - 229 протоколов).

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» за 2015 год при проведении надзорных мероприятий изъято из обращения более 14 тонн продовольственного сырья и пищевых продуктов не соответствующих требованиям нормативных документов; с явными признаками недоброкачественности; без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; без соответствующей информации для потребителя.

 

Приоритетные направления деятельности Управления по защите прав потребителей в 2015 году?

 

 

Одним из основных направлений деятельности Управления является дальнейшее совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей, реализация планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей, совершенствование судебной зашиты прав потребителей в рамках гражданского судопроизводства.

В 2015 году особое внимание уделялось вопросам повышения финансовой грамотности населения, увеличению количества граждан, которым была оказана помощь по консультированию и информированию по вопросам защиты их потребительских прав, обеспечению контроля за реализацией алкогольной продукции, снижению масштабов употребления табачной и алкогольной продукции.

Общее число консультаций граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей, оказанных специалистами Управления и ФБУЗ «ЦГиЭ в ЛО» в 2015 году – 3726, проведено 74 превентивных мероприятия с субъектами потребительского рынка («круглые столы», семинары).

В рамках реализации государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области на 2014-2020 годы», включающей подпрограмму «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области» на базе муниципальных районов Ленинградской области в 2015 году продолжили деятельность 18 информационно - консультационных центров (ИКЦ).

Специалистами ИКЦ за истекший период 2015 года потребителям дано 40352 консультации, составлено 979 претензий и 219  исков; создано 10 новых информационных блоков Инфотеки; изданы информационно-справочные материалы по защите прав потребителей:

- «Справочник потребителя» (6 000 экз.);

- Брошюра на тему: «Об итогах реализации системы защиты прав потребителей в Ленинградской области» (800 экз.);

- Памятка на тему: «Защита прав потребителей» (14 000 шт.)

В декабре 2015 года в помещении выставочного зала «Смольный» в рамках реализации подпрограммы «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области» состоялся обучающий семинар по теме «Законодательство о защите прав потребителей». В качестве лекторов выступили специалисты Управления, представители Регионального отделения Объединения потребителей России в Ленинградской области. На семинаре присутствовали юридические лица, индивидуальные предпринимателями и население Ленинградской области, а также специалисты органов местного самоуправления и сотрудники информационно-консультационных центров по защите прав потребителей при администрациях муниципальных районов Ленинградской области.

В 2015 году Управлением проведено 1555 проверок за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей, в том числе плановые проверки составляют 464 (29,8%), внеплановые проверки - 1091 (70,2%). Результативность проводимых мероприятий по контролю (число выявленных нарушений норм законодательства о защите прав потребителей в расчете на одну проверку) остается на высоком уровне – 2,8 (2014 г. – 2,7), что выше среднего показателя по РФ в 2014 году (2,4).

В 2015 году приоритетным направлением деятельности Управления оставалась судебная защита прав потребителей. Была активизирована работа, направленная на повышение эффективности судебной защиты прав потребителей. В суды подано 157 исковых заявлений в защиту прав потребителей, из них 95 исков - в защиту неопределенного круга потребителей (рост показателя с 2013 года в 1,6 раза); 62 иска в защиту прав конкретного потребителя (рост показателя за три года в 2,6 раза). Достигнутые показатели превышают средние показатели по Российской Федерации более чем в 2,6 раза.

 

 

Коротко об основных задачах Управления на 2016 г.?

 

Приоритетными остаются  задачи :

1. Совершенствование во взаимодействии с Правительством Ленинградской области региональной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием и защиты прав потребителей путем обеспечения контроля за разработкой и реализацией Государственных программ, включая:

-         подпрограмму «Повышение качества пищевых продуктов» в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Ленинградской области на 2014-2020 годы»;

-         обеспечение доступного дошкольного образования, качественного и полноценного питания и охраны здоровья организованного детского населения в рамках государственных программ, «Современное образование Ленинградской области» и «Развитие здравоохранения в Ленинградской области»;

-         подпрограмму «Санитарно-эпидемиологическое обеспечение благополучия населения, проживающего на территориях с повышенной техногенной нагрузкой, включая работающих на данных предприятиях на 2015-2018 годы», с приоритетным проведением мероприятий в г. Светогорск, г. Тихвин, г. Гатчина, в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области»;

-         корректировку подпрограммы Обеспечение качества питьевого водоснабжения населения Ленобласти» в рамках соответствующей государственной программы.

2. Контроль на системной основе за реализацией мероприятий, предусмотренных Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года и основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года;

3. Проведение эффективных мероприятий по профилактике и снижению уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией и недопущения возникновения местных случаев заболевания корью.

4. Совершенствование деятельности по контролю (надзору) с учетом риск-ориентированной модели в цельях минимизации фактов нарушения обязательных требований.

5. Обеспечение информационной открытости Управления для бизнес-сообщества

6. Дальнейшее развитие взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере общественного контроля и антикоррупционной деятельности. 

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+