Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


«Динамика» - это жизнь!

В необычной школе для необычных детей педагоги и дети творят чудеса

Как помочь родителям, у которых тяжело больные дети, вырастить их полноценными членами общества, и  духовно расти самим родителям, мы и хотим вам рассказать.

Малочисленные классы и укороченные уроки

В школе- центре «Динамика» №616 обучаются дети с тяжелой и средней формой церебрального паралича, требующих особых условий обучения.

- В нашей школе работает 244 человека: педагогических сотрудников – 173, медицинских работников – 14, молодых специалистов – 42 (и все они – учителя или в службе сопровождения), - начинает свой рассказ директор школы Сания Эльмаровна Поршнева.- А учеников в школе – 226.

Меньше, чем школьных сотрудников. Да, и то сотрудников еще мало, считает директор!

Эта необычная школа была создана по инициативе родителей в феврале 1991 года.

«Динамика» работает в режиме эксперимента, участвует в международных проектах.

В этой школе не только необычные ученики, но и необычные подготовительные классы, в которых по… пять человек. Так что  педагогу дойти можно в полном смысле до каждого ученика. Это классы с образовательной программой начального общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой психического развития.

В этой школе не только малочисленные классы, но и укороченные уроки: они длятся по 35 минут вместо обычных 45 минут. Но побольше длится здесь большая перемена.

Здесь есть и группы продленного дня. Длиннее, чем в обычной школе здесь и каникулы. А для первоклашек есть дополнительные каникулы в феврале.

И классов ребята заканчивают не 11, а 12. Но получают стандартный аттестат полной средней школы.

Есть и свой автопарк

Дети приезжают сюда учиться из разных мест СПб. Перед руководством школы первоначально стояла серьезная проблема: как доставить учеников из разных районов города!?

- В первые годы своего существования школа, которая собирает своих учеников школьными автобусами, это было, конечно, непостижимо, удивительно, необычно и признавалось родителями, как что-то из будущего,- вспоминает директор Сания Эльмаровна. - Наша «служба доставки» заслуживает внимания: через весь город, из 18 районов собираем детей. Три года нас возили автопарки. Это было чудесное благое дело. Иногда родители обращались к трудовым коллективам автобусных предприятий, и они на собрании принимали решение: «Будем помогать детям».

Иногда само руководство автопарков принимало такое решение. Пятью маршрутами по городу собирались дети. И вдруг все изменилось. Практически разом отказали все в помощи. У школы только один автобус.

Пригласила 18 депутатов законодательного собрания. Пришли трое. Помог один. Вот и второй автобус появился. Иду на совещание в Смольный. Поднимаю два вопроса: транспорт, межведомственная школа. Комитет по социальной защите приобрел еще 3 автобуса. Два автобуса подарил школе и губернатор Георгий Полтавченко.

Развивается дистанционное обучение

В Центре "Динамика" с января 2008 года открыто структурное подразделение школы "Центр Дистанционного обучения для учащихся 1-12 классов (общеобразовательная программа)».

- В последнее время появились оригинальные технические средства и компьютерные технологии, предназначенные для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями,- говорит Сания Эльмаровна.- Это делает доступными знания для тех, кто не имеет возможности учиться в школе. Эта технология делает процесс обучения гибким, адаптированным под каждого ученика с его способностями.

Сания Эльмаровна написала замечательное эссе о своей школе, педагогах, ребятах. Предлагаем вашему вниманию отрывки из этого эссе.

«Такую форму обучения потребовали в первую очередь дети. И задолго до нацпроекта мы об этом заговорили, пытаясь, сначала, по электронной почте отправлять задания. В 2007 – первое оборудование получили, и только в 2009 стартовал нацпроект.

Опять же, надо было ответить на вопрос: чем привлечь сюда родителей? Просила дополнительных специалистов на дистанционное обучение ввести в штат: логопеда, и психолога, тьюторов – у нас на «дистанционке» работает пять тьюторов. Дети набраны, разделены по классам, одна из задач – смешение детей, а они все разновозрастные – с 1 по 12 класс, не по возрасту, а по «вливанию» в очную школу. Дети на дистанционном обучении – очень интересно работают, например, создают свои мультфильмы, на конкурсы отправляют, в праздниках участвуют, т.е., они полноправные члены школьного коллектива, только приезжают сюда два-три раза, а то и раз в неделю. А кто-то вообще не приезжает, потому что не может, и участвует в праздниках опять же по скайпу, через онлайн трансляцию и т.д. И все совершенствуем и будем дальше совершенствовать технически видеосвязь.

В письме губернатору Санкт-Петербурга излагаю основные позиции, говорю о том, что дистанционное обучение должно стать привлекательным для семьи, что нужно освободить родителей от поиска необходимых специалистов; что ребенок, обучающийся дистанционно, имеет такое же право на все услуги школы, как и ребенок, обучающийся по традиционной очной форме. Убеждаю, что в школе, где каждый уголок доступен любому ребенку-инвалиду, модель дистанционного обучения должна быть очно-заочной с индивидуальным штатным расписанием.

Собираясь в школе на разных уровнях, в разных составах, разрабатывая детально каждое направление в дистанционном обучении, мы проговаривали, доводили до сознания коллектива:

- создаем максимально доброжелательную атмосферу, окружаем вниманием,

- каждого ребенка встречаем как самого желанного и долгожданного,

- не допускаем организационных сбоев,

- обеспечиваем высокий профессионализм в преподавании и в сопровождении,

- предлагаем творческие проекты для создания детских коллективов.

Мы держали экзамен перед родителями, детьми и друг другом. Это мы уговаривали и убеждали в принятии такого способа обучения. Мы понимали, что семья, имеющая серьезную социальную поддержку, может лучше справиться с трудностями в период адаптации к болезни ребенка. Мы сознавали, что негативный опыт спровоцирует в семье специфические меры в адрес ребенка.

Мы были уверены в успехе, и мы начали его создавать.

Мои сотрудники прошли испытание, они подарили детям радость школьной жизни. Школа в качестве пилотной площадки обучала 35 учащихся. Мы не потеряли ни одного ученика, и никто не вспомнил об очной форме обучения. Об этом как будто забыли.

А в моей зачетной книжке свой список вопросов: кого выбрать на «тьюторство», кто проведет первообуч родителей, как всех детей обеспечить сопровождением специалистов, в каком режиме должна работать техническая служба поддержки, как в кратчайшие сроки познакомиться с 18-тью новыми сотрудниками, а из них семь молодых специалистов, каков стиль работы каждого, в чем проявляется индивидуальный педагогический почерк, в каком направлении его развивать, что будет удаваться именно у этого учителя.

Все работают до сих пор. Педагоги со стажем обогатили школу своим опытом, например, создали мультстудию. Молодые учителя порадовали трудолюбием и ответственностью. Они объединились в творческий коллектив – самодеятельный ансамбль. Пишут песни, выбрав образ чудаковатых «бабушек», веселятся вместе с детьми.

Мы отмечали для себя проблемы, которые появлялись у педагогического коллектива. Учили их размышлять, учили рефлексии, естественным становился анализ каждого занятия, каждой ситуации. Информационный обмен как воздух необходим для каждого следующего верного шага.

В ходе собеседований, анкетирования, посещения уроков выделили трудности на первом этапе внедрения дистанционного обучения. Они связаны с проблемами готовности преподавателей:

технологическая готовность (умение использовать ИКТ для решения разнообразных задач),

педагогическая готовность (умение выбрать педагогические технологии, адекватные задачам дистанционного обучения),

методическая готовность (умение использовать готовые разработки в конкретной предметной области и создавать свои разработки) – представление информационного материала; разработка системы диагностики; разработка рефлексивных аспектов.

Также выделили необходимые умения, которые должны быть у учителя:

уметь понимать детское поведение и уметь быть понятым,

иметь представление о психологических и медицинских аспектах инвалидности,

уметь общаться с социально дезадаптированными детьми и их родителями,

обладать способностью к эмпатии,

уметь принимать демократическую педагогическую парадигму,

уметь работать в мультидисциплинарной команде специалистов.

Определили порядок действия всех организационных составляющих:

техническое сопровождение,

соотношение уроков очных и онлайн,

расписание в режиме «верхней» и «нижней» недели,

План действий при зачислении, в котором предусмотрены такие позиции: составление индивидуальной образовательной программы, подбор команды педагогов и организация комплексного сопровождения.

Опыт работы, результаты анализа трудностей и проблемы, которые мы предъявляли на городских семинарах, российских и международных конференциях, дали возможность спланировать мероприятия, необходимые для дальнейшего развития дистанционного обучения в Санкт-Петербурге.

В первую очередь необходимо осуществлять разные способы подготовки учителей, а это модульная и накопительная системы подготовки, многоуровневость, дистанционные технологии и живое общение.

Почему для меня было так важно внедрять информационно-коммуникативные технологии, развивать дистанционное обучение?

Эти направления работают на миссию школы – привить желание, потребность учиться всю жизнь. Для многих наших детей это есть и будет единственной возможностью самореализации в послешкольной жизни.

Пока такова действительность, которую мы стремимся изменить.

Сегодня четко прослеживается переориентация системы специального коррекционного образования на интеграционную форму обучения, возникает проблема поиска педагогических новаций, направленных на развитие инклюзивных процессов в современной школе. И мы с учителями понимаем – созданная модель очно-заочного обучения со временем должна перерасти в модель инклюзивного обучения с применением дистанционных технологий.

Уже сегодня, войдя в школу, вы не увидите стендов, на вашем пути – информационный киоск. И не удивляйтесь, если в коридоре столкнетесь с роботом, который представится вам: «Здравствуйте! Я – робот, просто робот».

Основы жизнедеятельности школы

-  Сания Эльмаровна! Скажите, а как ваши ученики проводят в школе досуг?

- На базе Школы действуют музей, мультстудия, киностудия. Школа предлагает ученикам широчайший спектр занятий в кружках: плетение из бисера и из лозы, рукоделие, информатика, Петербурговедение, туризм, хор, танцы на колясках, стрельба из лука, резьба по дереву. Более того, ученики активно участвуют в культурной и спортивной жизни Петербурга.

- Ваша школа была первооткрывателем. Было трудно?

- В эти годы действующая образовательная система не предусматривала объективно необходимых форм работы с детьми, страдающими особо тяжёлыми, комплексными нарушениями. Мы же их создавали.

Мы объединили специалистов в Координационный административно-методический совет, и опять работа в режиме опытно-экспериментальной площадки (она не прекращается до сих пор). В течение нескольких лет:

Отработаны принципы разноуровневого и разнотемпового обучения.

Опробованы варианты предъявления индивидуальных образовательных маршрутов.

Утверждено безотметочное обучение на уроках адаптивной физкультуры, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки.

Созданы авторские программы в коррекционной области.

Принята общая идеология – тяжесть поражения не может ограничивать участие в мероприятиях, например, вопрос поездки «колясочников» на экскурсии не ставится, решается – сколько привлечь помощников.

Становится традиционной награда «Открытие года», где герой – ребёнок, который вдруг проявил себя. Как правило, это самый «зажатый», замкнутый, стеснительный ученик.

Определено количество уроков адаптивной физкультуры – 4 часа в неделю на класс, индивидуальных занятий – от 3 до 5 часов в неделю.

Организовано соблюдение ортопедического режима в течение школьного дня.

Развивается Служба сопровождения: заработали консилиумы, появляется понимание и необходимость в «мультидисциплинарной команде».

Становится традиционной «школа матерей».

Танец выводит ребенка в большой мир

 

«Танцуют все!» - таков девиз этой удивительной школы. Это танцевальное движение возникло в начале 90-ых годов. И его основателями стали учителя физкультуры Галина Ивановна Алова и Валентина Александровна Хлынова.

Никто тогда и подумать не мог, что впереди у юных танцоров красивые бальные платья, заграничные поездки и даже звания чемпионов Европы и мира! И этого всего достигли дети, которые раньше из квартиры-то выйти не могли и занимались дома.

Дети танцевали, кто как может: сидя на гимнастических скамейках, на стульях, на полу и в инвалидных колясках. Сегодня у ребят танцевальные лёгкие и бытроходные коляски. Дебют ансамбля случился на городском конкурсе "Вера. Надежда. Любовь." для учащихся специальных коррекционных школ. На 15-летие школы ребята выступали в Молодёжном театре. И поразили гостей своими танцами, пением и декламацией стихов! А танец «Вальс цветов» исполняли практически все дети.

Выпускникам «Динамики» повезло, что в этот же период в городе появляется Федерация "Танцы на колёсах" с Еленой Лазко во главе. И выпускники "Динамики" продолжают свою танцевальную карьеру в этой организации. Летом 2015 года трое выпускников школы, членов Федерации стали мастерами спорта в танцах на колёсах - Александра Бердник, Сергей Антонов, Максим Седаков. А в сентябре этого года ансамбль "Динамика" завоевал первое место на Кубке Континентов.

Ансамбль "Динамика" включает в себя много детей. И не только детей-инвалидов, вместе с ними танцуют и здоровые сверстники. Танцы отличаются изящной пластикой, красотой и фантазией. И в этом большая заслуга руководителей ансамбля. Вместе с Галиной Аловой и Валентиной Хлыновой занимаются с ансамблем и танцующие учителя - Светлана Кукушкина и Максим Седаков.

Школьные вопросы рассматриваются коллегиально

- Внедряя новое и даже сверхновое, вы не боялись запретов, ошибок, непонимания?

- В первый период мне часто задавали вопрос: «А кто разрешил … ?». И мой постоянный ответ: «А никто и не запрещал… Я не спрашивала». Мы всегда предъявляли результат, достигнутый поиском, подбором того, что принесет пользу детям, без оглядки на «можно» и «нельзя».

Мне хотелось стереть условности и рамки, хотелось слышать «безумные» идеи, мечты и планы каждого, с кем работаю, хотелось, возможно, рискуя, осуществлять задуманное ими, мною, нами. Хотелось и получилось. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!

Так родился танцевальный ансамбль «Динамика», известный сегодня на мировом уровне. Так сложилась служба адаптивной физкультуры, которая приводит детей в паралимпийский спорт. Так началось наше участие и даже победы в олимпиадах для общеобразовательных школ. Так началось и многое другое.

- Где и как вы находите единомышленников-педагогов для вашей школы?
- Я отдаю предпочтение и очень люблю привлекать сильных творческих учителей из обычных школ, они сами научатся работать с нашими детьми, у них для этого достаточно опыта. Дефектологи ведут классы по программам VIII вида, они могут преподавать любой предмет в этих классах, поэтому есть предел в глубоких предметных знаниях, а нам нужны сильные «предметники».

- Есть ли среди ваших педагогов молодежь?

- Очень много молодежи, и я люблю принимать на работу молодых, у меня примерно 40 человек в возрасте до 30 лет работает. А когда мы набирали детей на дистанционное обучение, у меня сразу появились 20 специалистов, из них половина – со студенческой скамьи. У нас очень развито наставничество, поэтому молодые специалисты у нас в хороших руках.

- Сегодня молодежь не слишком-то стремится работать в школе. Хлопот и нервов тратится много, а зарплата маленькая. Чем вы заманиваете учителей?

- Чем я учителей заманиваю? Конечно, зарплаты у нас повыше, чем в обычных школах. Но у учителей, конечно, и большие нагрузки за счет надомной «дистанционки», а от этого зарплата тоже зависит. Кроме того, я им предоставляю всегда отдых, обязательно, часть каникул они на работу не приходят. Зато мы выдвигаем их на различные конкурсы, как и во всех школах. Всегда готова помочь во всем: от личных ситуаций до профессиональных советов.

Есть интересный показатель. У меня в школе работает 22 семьи, из них 7 супружеских пар, остальные мамы и дети, дочери или сыновья. Это огромный показатель атмосферы в коллективе, потому что мама не приведет своего ребенка работать в плохой коллектив, или жена мужа.

- Как вы общаетесь со своим педагогическим коллективом?

- Как мы взаимодействуем в таком большом коллективе? Ведь это очень важно, чтобы они между собой все общались. У меня есть несколько советов в школе, 4 больших педагогических совета, несколько малых медико-психологических советов, есть совет по здоровьесбережению, есть административно-хозяйственный совет, несколько комиссий, консилиум работает, 14 методобъединений, семь творческих групп, исследовательских – две, есть еще Центр информатизации образования, есть медпункт, гараж… Самое трудное – регулярно получать информацию о том, чем живет коллектив, планировать все встречи и быть в курсе событий.

- Как выстроить систему управления, чтобы иметь возможность слышать, чувствовать каждого, сохранив в себе восприятие всего коллектива, как коллектива единомышленников, сохраняющих дух школы?

- Координационный административно-методический совет решает озвученную проблему. Члены этого совета умеют производить идеи и их оценивать, разрабатывать максимально возможные варианты решений и осуществлять выбор.

В результате все педагогические сотрудники, с одной стороны, традиционно участвуют в работе методических объединений, с другой стороны, им предоставлена свобода выбора творческих, исследовательских групп современных педагогических технологий, межпредметных проектов, модулей воспитательной работы…

Кроме того, учителя и специалисты встречаются на малых медико-педагогических советах в разных составах, на медико-психолого-педагогическом консилиуме, на площадке «Школа педагогического мастерства» и в «песочнице» - «Школе молодого специалиста».

- А работают ли у вас родители учеников? Как вы к этому относитесь?

- Беру ли я в школу родителей в качестве сотрудников? Я пришла в школу, когда в ней изначально среди работников было много родителей. Сначала я отказывалась от их помощи, и считала, что не нужно, чтобы родители здесь работали. Но потом я поняла, что это бесполезно, и во многом – это опора, особенно помощники воспитателей. Но я и сейчас считаю, что их брать не надо, потому что они должны отдыхать от своих детей, они это право заслужили. Но иногда поскольку на самую тяжелую часть работы – обслуживание детей – мне тоже не найти сотрудников, мне приходится брать родителей. У меня работают 12 родителей, из них 4 человека – учителя, 8 человек – помощники воспитателей. 

Проводятся собрания и консилиумы с родителями

- Как вы сотрудничаете с обычными родителями?

- В школе проводятся спортмероприятия, например, «Мама, папа, я – спортивная семья», консилиумы с родителями, собрание родительского комитета, обязательно приглашаем их и на педсоветы, они очень любят их посещать, на них мы разыгрываем ситуации с детьми. Родители тогда наблюдают себя со стороны, ведь это то, что они нам «приносят». Родители у нас непростые, но мы как-то справляемся, и я их очень люблю – своих родителей. Самых требовательных люблю больше всего, потому что они борются за права своих детей, я их понимаю, и они знают, что я их понимаю.

- У вас есть трудные дети и родители?

- У нас очень мало детей из неблагополучных семей. У нас благополучные семьи, даже процент полных и неполных семей у нас примерно точно такой же, как и в обычных школах. А есть, к примеру, семьи, где мамы ушли, и папы сами ведут этих тяжелых детей, есть браки, где мужчина женился на женщине с таким ребенком, есть семьи, где два ребенка и оба – инвалиды, есть семьи, где двое-трое детей и кто-то из них в обычной школе учится, а кто-то у нас.

А там, где семьи неблагополучные, там чаще от них отказываются еще при рождении, или в раннем детстве.

- Дети у вас необычные. Как вы оцениваете их знания и навыки?

- Мы из года в год никак не можем правильно выбрать и зафиксировать систему оценивания детей. Потому что дети с разной степенью поражения, обучаются по разным программам и не могут оцениваться одинаково, и даже с одним и тем же заболеванием дети проявляют себя по-разному. Конечно, часть предметов у нас безотметочная – музыка, пение, труд, физкультура – все это не оценивается никак. Есть дети, которые освобождаются от каких-то предметов, но все-таки над системой оценивания мы продолжаем работать, и, скорее всего мы будем вводить оценку только по итоговым результатам и сообщать сугубо лично родителям.

«Инвалидность - не приговор, а особенность»,- любят повторять в этой школе. При правильном отношении и профессиональном подходе со стороны семьи и государства, физические ограничения не только не являются препятствием к счастливой жизни, но и напротив, могут стать поводом для впечатляющих побед и достижений, вдохновляющим примером для людей с возможностями «неограниченными».

А вот что думают о школе родители учеников: «Школа № 616 под названием "Динамика" полностью оправдывает свое название. Под руководством динамичной, грамотной, отзывчивой Сании Эльмаровны с прекрасным коллективом учителей, воспитателей, помощников, медиков и всего персонала ребенок окунается в теплую заботливую атмосферу. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто занимается с нашими детками!!!»

Подготовила Татьяна Зазорина

 

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+