Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


МЯСО В РОССИИ: ИЗОБИЛИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОТВЕТСТВЕННОС

…перспективы реформ федерального законодательства в области ветеринарии не могут не вызывать беспокойства крупных игроков отечественного мясного бизнеса

Мясо в России – вопрос политический. Поколения, отягощённые социальным опытом бытия при административно-командном социализме не только с ностальгией просматривают советскую киноклассику или рассуждают о пионерской организации и патриотической духовности того периода нашей истории, но и крепко – накрепко помнят о таких понятиях как дефицит и "блат".
Одной из главных статей дефицита, кроме книг и женских импортных зимних сапог, всегда было мясо. В счастливой советской семье полноценным считался только тот муж, который регулярно мог достать "по блату", т.е. по знакомству, кусок хорошего свежего мяса. При этом, что особенно примечательно, представители старшего поколения советских семей, помнившие царизм и довоенную пору, всегда с подозрением спрашивали, вызывая негодование добытчиков: "А мясо-то это не больное? Ты откуда его взял?". Ответом въедливым ветеранам были снисходительные заявления типа: "Полноте вам! Мы живём в эпоху прогресса! Как может быть мясо больным?!". 
У советской самоуспокоенности было две причины: с одной стороны высокая степень дефицита продукции животного происхождения не предоставляла советскому потребителю роскошного права выбора, c другой стороны, на страже противоэпизоотического благополучия всей цепочки поступления животноводческой продукции на прилавки, стояла мощнейшая по тем временам государственная ветеринарная служба. Советская ветеринария имела свою эффективную научную и учебную базу, вела широчайшую лечебно-профилактическую работу и была эффективно централизована в соответствии с принципами административно-командного управления советским государством.
С тех пор прошло уже достаточно много времени, чтобы от тщетной ностальгии перейти к конструктивному анализу сегодняшнего положения дел с обеспечением безопасности продукции животного происхождения в ветеринарном отношении.
Сегодня только патологический скептик или неудачник - злопыхатель может не замечать изобилия мясной продукции в России. А изобилие, по мнению Дмитрия Позднякова – исполнительного директора Северо-Западной Мясной Ассоциации – всегда предполагает ответственность. При этом ответственность эта – обоюдная, подчеркивает Дмитрий Владимирович.
Согласившись с Дмитрием Поздняковым, стоит отметить, что как элемент свободы, изобилие требует ответственного выбора от потребителей. Эпоха дефицита миновала и покупателя ничто уже не заставляет "хватать, не задумываясь", первую же попавшуюся под руку продукцию. Уже много лет законодательная база позволяет, а общественные организации по защите прав потребителей помогают покупателям защищать своё право приобретать качественные товары.
С другой стороны – экономические свободы, конкуренция, по идее, должны обязывать быть ответственными и поставщиков мясной продукции, и производственников. Или, как сейчас принято выражаться, активных игроков мясного рынка. Предприниматели, вкладывающие большие средства в модернизацию и расширение производства мясопродуктов, заинтересованы в гарантированном здоровье продукции животного происхождения, которая поступит на их предприятия, а затем на прилавки и на стол к потребителю.
В изменившихся, после социально-экономических реформ конца 80-х – начала 90-х гг.,  экономических условиях, начинающим игрокам отечественного мясного рынка потребовались обновлённые правила ведения безопасного бизнеса. Составной частью этих правил стал федеральный закон "О ветеринарии", принятый в уже далёком 1993г. По объективным причинам закон ещё не мог учесть всех нюансов грядущих инновационных перемен в области логистики и технологий поставок, производства и реализации продукции животного происхождения. Устарел ФЗ "О ветеринарии" и с точки зрения технологий обеспечения подтверждения безопасности продукции сопроводительными документами. И с точки зрения надёжности идентификации продукции животного происхождения. И недостаточно совершенны прописанные в законе механизмы обеспечения правоприменения. Но, как известно, критиковать легче, чем созидать.
Тем не менее, реалии социально-экономического развития потребовали совершенствования федерального законодательства в области ветеринарии.
Не смотря на традиционное для практики отечественного парламентского права формальное отношение к общественным слушаниям, дискуссия вокруг нового законопроекта, представленного в Государственную думу РФ, стала более – менее активной уже после того, как законопроект прошёл первое чтение.
Начались взаимные консультации руководителей, специалистов и экспертов федеральных министерств, ведомств и служб, уже давно обсуждавших очевидную необходимость укрепления отечественной ветеринарии.
В не меньшей степени озадачился и крупный бизнес, если и тяготившийся ветеринарным надзором, то, как теперь выясняется, исключительно в аспекте его чрезмерной забюрократизированности и рутинности алгоритмов исполнения.
Закон "О ветеринарии" следует реформировать в тех аспектах, которые бы способствовали перераспределению нагрузки на ветеринарного инспектора, считают некоторые руководители петербургских профильных предприятий. Большую часть своего рабочего времени ему, при содействии всего научно-технического потенциала госветслужбы, следует посвящать исследованию продукции животного происхождения на наличие угроз ветеринарному благополучию и профилактике болезней общих для человека и животных. И меньшую часть времени тратить на укрощение немыслимо раздувшегося бумагооборота.  Очевидно, что для того, чтобы ветнадзор стал эффективным, требуются серьёзные информационно-коммуникационные инновации.
Руководителям предприятий и производств, входящим в Северо-Западную Мясную Ассоциацию важно заранее понимать, как будет работать новое федеральное законодательство в области ветеринарии.
"Несомненно, укрепление государственной ветеринарной службы могло бы способствовать развитию бизнеса. Безопасность продукции животного происхождения вопрос слишком серьезный, чтобы решать его "по быстрому". Он требует серьёзной проработки стратегических вопросов безопасности перед лицом таких эпизоотических угроз, как африканская чума свиней, способных уничтожить свиноводство, как подотрасль животноводства на долгие – долгие годы", - считает исполнительный директор Северо-Западной Мясной Ассоциации Дмитрий Поздняков
У некоторых представителей малого и среднего бизнеса, в процессе обсуждения направлений реформирования федерального ветеринарного законодательства, сложилась иллюзия, что скрупулёзный ветеринарный надзор необходим только крупным компаниям. Мол, если получил ветеринарно-сопроводительные документы на крупную партию товара, зачем ещё получать и на средний, и на мелкий опт? "Опасные болезни не различают, чей бизнес малый и средний, а чей крупный, - комментирует законодательную дискуссию Дмитрий Поздняков. Эпизоотическая угроза – она для всех одинакова. Законодательно занижать порог безопасности продукции в ветеринарном отношении ради иллюзии снижения барьеров для развития малого и среднего бизнеса – это вряд ли целесообразно.
 Бюрократические препоны для развития малого и среднего бизнеса стоит поискать в других областях учёта и контроля. Но только не в области обеспечения безопасности продукции животного происхождения в ветеринарном отношении.
Реформирование ветеринарного законодательства – необходимо. При этом вектор этого реформирования – понятные, недвусмысленные, коррупционно устойчивые "правила игры", которые обеспечат честную конкуренцию и, как её следствие, снижение издержек на производство качественной мясной продукции".
Общественная дискуссия о путях реформирования федерального законодательства в области ветеринарии будет продолжена. Интерес представителей бизнеса и ветеринарии уже принёс свой ощутимый результат. Сегодня на сайтах заинтересованных министерств и ведомств появилась уже 15-я (!) редакция законопроекта. И это количество свидетельствует о том, что экспертам законодательной, исполнительной власти и бизнеса предстоит ещё большая и кропотливая работа, цель которой – благосостояние и безопасность самых широких слоёв российского общества.

Евгений Карпов
доцент юридического факультета СПбГАУ 

Вернуться к заголовкам статей

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+