Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Уполномоченный по правам инвалидов

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению А.А. горшечников

Решение проблем инвалидности является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Необходимость решения проблем инвалидности вызвана масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает:
разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
потребность в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений инвалидов.
В этой связи в последние время активно обсуждается на всех уровнях власти учреждение должности уполномоченного по правам инвалидов. Об этом заявил Президент РФ В.В. Путин, подчеркнув, что поддержка инвалидов – важный вопрос в политике государства.
В свою очередь в 2013 году идея учреждения в России института уполномоченного по правам инвалидов уже обсуждалась и вызвала неоднозначные отклики среди некоммерческих организаций, работающих с инвалидами. Уже тогда эксперты отмечали, что в случае создания новой структуры, необходимо исключить возможность дублирования ею уже существующих институтов.
Учреждение должности уполномоченного по правам инвалидов в целом соответствует тренду последнего времени, а именно расширении круга специализированных уполномоченных для отдельных категорий граждан.
В настоящий момент на федеральном уровне были учреждены следующие должности специализированных уполномоченных: уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка (с 2009 г.), уполномоченный по правам студентов в Российской Федерации (с 2012 г.), уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (с 2013 г.). Должности уполномоченных по правам ребенка и по защите прав предпринимателей были учреждены и на уровне субъектов Российской Федерации.
В целом следует отметить, что длинный перечень специализированных уполномоченных на нынешнем этапе лишен какой-либо системной организации: различаются нормативные акты, учредившие должности, нет четкой координации как правовой, так и организационной, между федеральными уполномоченными и уполномоченными, созданными на уровне субъектов РФ, не предпринимаются попытки унификации законодательства, регулирующего деятельность специализированных уполномоченных по правам человека разных видов.
Предтечей осмысленного создания механизма реализации и защиты прав человека в Российской Федерации можно считать ст. 2 Конституции РФ, в рамках которой государство возлагает на себя обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Заложенная идея подкреплена ст. 17 Конституции РФ: провозглашены гарантии, направленные на реализацию и функционирование внутригосударственного механизма защиты прав человека. Однако декларация гарантий не означает их эффективного действия. В отличие от субъективного права, которое можно рассматривать как безусловное явление человеческой жизни, гарантии условны и производны. Поэтому на данный момент развития правового регулирования государства в лице его органов на всех уровнях власти столкнулось с необходимостью зафиксировать статус специализированных уполномоченных по правам человека, существование которых представляется важной гарантией обеспечения прав человека.
Институт уполномоченного по правам инвалидов должен предстать в качестве гаранта государственной защиты прав граждан с ограниченными возможностями, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления.
Задачи, стоящие перед уполномоченным, предполагают независимый характер его деятельности. Независимость деятельности уполномоченного гарантируется его иммунитетом.
К основным направлениям деятельности уполномоченного по правам инвалидов относятся: рассмотрение индивидуальных жалоб, случаев массовых нарушений прав и свобод, инспектирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и т.д.
3 декабря 2014 года группой депутатов партии ЛДПР в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «Об уполномоченном по правам инвалидов в РФ». Согласно документу, уполномоченный будет назначаться Президентом РФ с учетом мнения общественных организаций инвалидов. Срок его полномочий составит пять лет, один и тот же человек не сможет занимать этот пост более двух сроков подряд.
Уполномоченным сможет стать гражданин не младше 30 лет, имеющий высшее образование. На этот пост не может быть назначен депутат Госдумы, региональный депутат или член Совета Федерации. Уполномоченный не должен будет заниматься какой-либо оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Он может состоять в партиях или общественных объединениях, но не должен руководствоваться в своей деятельности их решениями.
Целью создания данного института является необходимость контроля соблюдения Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году.
Один из авторов законопроекта, вице-спикер ГД Игорь Лебедев, убежден, что появление такой должности, как уполномоченный по правам инвалидов существенно облегчит жизнь людям с ограниченными возможностями, поскольку зачастую у них нет средств и возможности отстаивать свои права, где бы то ни было.
В настоящие время должность уполномоченного по правам инвалидов включена в систему органов государственной власти ряда регионов, например, в Томской области и Республике Татарстан.
Говоря о предпосылках выделения уполномоченного по правам инвалидов в России, многие исследователи среди прочего ссылаются на передовой мировой опыт, на непомерно широкую компетенцию уполномоченного по правам человека в РФ, которая вследствие этого нуждается в уточнении, а также низкий уровень защиты прав лиц с ограниченными возможностями.
В целом о несовершенстве внутригосударственного механизма защиты прав человека как о предпосылке введения специализированных уполномоченных заявлял В.П. Лукин (Уполномоченный по правам человека в РФ с 2004 по 2014 гг.), хотя и высказывает опасения о возможном дублировании полномочий соответствующих отделов, созданных в аппарате уполномоченного по правам человека (отдел по рассмотрению жалоб военнослужащих и членов их семей, отдел по вопросам миграции и национальным отношениям, отдел трудового законодательства и др.).
С одной стороны появление омбудсмена по правам инвалидов поможет проводить качественный мониторинг и анализ ситуации в отношении людей с ограниченными возможностями в России, облегчит работу общественных организаций, которые отстаивают права инвалидов, а также информацию о многих проблемах инвалидов станет легче доводить до высшего руководства государства.
Однако институт уполномоченного по защите прав инвалидов, рождает больше вопросов, чем дает ответов в силу своей новизны и малой изученности мирового опыта. К потенциальным проблемам данного института можно отнести проблемы взаимодействия уполномоченного с органами государственной власти и с иными специализированными уполномоченными в части эффективности их деятельности.
На данный момент на практике редки соглашения о взаимодействии специализированных уполномоченных по правам человека, заключенные на уровне субъекта РФ. Например, в начале 2014 г. было заключено Соглашение о взаимодействии уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Данное соглашение представляется необходимым регулятором отношений между уполномоченными в рамках одного субъекта РФ, так как позволяет не только обмениваться документами и информацией в рамках одного предмета жалоб, но и делает правозащитную деятельность в регионе эффективней. Соглашение обязывает каждого уполномоченного принимать жалобы от субъектов защиты, даже если жалобы не относятся к его компетенции, с целью незамедлительной передачи такой жалобы надлежащему уполномоченному. Одновременно образуется совет уполномоченных для совместного рассмотрения комплексных обращений, выходящих за рамки компетенции одного специализированного уполномоченного.
В свою очередь, говоря о взаимоотношении с органами власти следует отметить, что права инвалидов в специальном порядке могут быть защищены как в органах общей компетенции (Государственная Дума, городская дума, прокуратура и т.д.), так и в органах специальной компетенции (органы социальной защиты, органы управления образованием). Причем зачастую в указанных органах создаются приемные (общественные приемные), в частности, общественные приемные полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, общественные приемные мэра города и т.п.
«Если довести ситуацию до полного абсурда, то тогда придется создавать дублер-правительство из отраслевых уполномоченных. Задача уполномоченных — не подменять собой те или иные ведомства, а добиваться того, чтобы министерства и ведомства в полной мере выполняли возложенные на них функции, будь то Минздрав, Минтруд или ФСИН», — заявила  Элла Памфилова (Уполномоченный по правам человека в России).
По ее мнению, полномочий федерального и региональных уполномоченных по правам человека в России вполне достаточно для того, чтобы защищать как права инвалидов, так и гражданские, политические, этнокультурные, социально-трудовые, религиозные, жилищные, экономические, экологические и другие права граждан.
Неразрешенным остается вопрос установления критериев учреждения должности специализированного уполномоченного для защиты прав лиц определенной категории. Справедливо будет указать, что права человека в принципе неделимы, а усиление защиты лиц одной категории, например, инвалидов, может вообще при определенной ситуации рассматриваться как проявление дискриминации по отношению к лицам другой категории – ветеранам, например.
Таким образом, введение специализированных уполномоченных по правам человека, в том числе по правам инвалида, будет эффективным если, во-первых, такое введение явится результатом общественных дискуссий и тем самым укрепит обратную связь между государством и обществом.
Во-вторых, новые нормативные акты, учреждающие должности специализированных уполномоченных по правам человека, будут не просто соответствовать духу Конституции РФ, но и оживлять сформулированные в Конституции РФ права и свободы людей.
В-третьих, деятельность специализированных уполномоченных по правам человека будет иметь результат как для защиты прав обратившихся в определенной ситуации, так и для государства, исполняющего свою конституционную обязанность по защите прав человека посредством учреждения подобных институтов.
В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает более 730 тыс. инвалидов, что фактически составляет 1/5 населения города. В этой связи, в Санкт-Петербурге институт уполномоченного по правам инвалидов наиболее актуален и востребован.
Более подробно вопрос о возможности внедрения института Уполномоченного по правам инвалидов предлагается рассмотреть на круглом столе с участием депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представителей соответствующих государственных органов и общественных организаций.

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+