Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Достойная старость по фински

  Продолжая цикл статей, начатый в номерах 39,40  о социальном обеспечении и здравоохранении  Финляндии, в сегодняшнем номере газеты  мы попытаемся нарисовать общую картину принципов и методов обслуживания в этой стране лиц пожилого возраста.  Мы благодарны за теплый прием и подробные разъяснения Рейя Хейнола – руководителю по развитию и  Анье Норо  - директору по научно-исследовательским работам отдела по социальному обслуживанию лиц пожилого возраста Государственного агентства здравоохранения и социального развития Финляндии.


     Прежде всего, следует сказать несколько слов о самом Агентстве здравоохранения и социального развития.  Оно было создано не так давно слиянием двух других учреждений и напрямую подчинено Министерству здравоохранения и социального обеспечения. Его персонал  насчитывает 1200 человек, которые призваны содействовать здоровью и благополучию населения, а также профилактике заболеваний и социальных проблем.
     Основные направления деятельности Агентства: научные исследования в области развития, оценки, продвижения новых решений в социальной сфере, международной сотрудничество. Оно состоит из  14 департаментов и 65 отделов. 
    Проблемами пожилых людей занимается отдел, который входит в подразделение по услугам социальной сферы департамента систем обслуживания. Главным образом отдел решает задачи  по проведению исследований, развитию и мониторингу услуг для пожилых людей.
     На него также возложены задачи по развитию концепций обслуживания, усилению профилактических мероприятий, обеспечению качества и эффективности расходов  в данной области. С этой целью выработана специальная система, которая позволяет в частности оценивать уровень, как самообслуживания отдельного человека, так и дает информацию об эффективности и качестве работы социальных центров, которые предоставляют услуги пожилым людям.
     Система позволяет собирать и анализировать информацию непосредственно о пожилых, находящихся на обслуживании, а на уровне учреждений информацию о затратах,  штатах и методах оказания социальной помощи. После обработки и анализа полученных данных, Агентство выдает сравнительные характеристики с национальными показателями и вырабатывает рекомендации для конкретных муниципалитетов.  Такая оценка производится 2 раза в год.
    Как уже знают наши читатели, в Финляндии значительная роль по предоставлению социальных и медицинских услуг населению отводится местным властям. Оказание всевозможной помощи пожилым также возложено на муниципалитеты. Им дано право собирать налоги, на средства от взимания которых эти услуги  закупаются в государственных, коммерческих и общественных организациях. По словам сотрудников Агентства  здравоохранения и социального развития услуги в данной области большей частью финансируются именно за счет налоговых доходов. Пожилые люди доплачивают за них около 16% стоимости.
   Сами услуги для пожилых разделены  на социальные и медицинские. Так как в каждом муниципалитете имеется собственная стратегия развития обслуживания престарелых, на общегосударственном уровне выработаны рекомендации, определяющие минимальный объем и качество  услуг. Они были утверждены совместно Министерством здравоохранения и социального обеспечения и Союзом муниципальных образований Финляндии.
   Для лиц, проживающих дома в перечень услуг входят, в частности, питание на дому, например готовые обеды, транспортные услуги, различные технические решения, обеспечивающие безопасность, стирка одежды и уборка квартиры.
    Случайно, нам удалось самим увидеть работу транспортной службы для пожилых. К частному дому подъехал микроавтобус с очень низко расположенной подножкой. Водитель – мужчина средних лет вышел сам и помог выйти пожилой женщине, под руку довел ее до квартиры и все это с такой осторожностью, как будто это была его родная мать.
   Другим видом услуг являются, как их называют в России, досуговые центры. Здесь люди преклонного возраста могут заниматься физкультурой, общаться друг с другом, проводить свой досуг в различного рода занятиях.
   Услуги по проживанию предоставляются людям, которые уже не в состоянии жить у себя дома. Эта вид включает в себя обеспечение жильем и обслуживание. В некоторых из таких домов для престарелых персонал присутствует круглосуточно. Для людей, болеющих склерозом, имеются специально спроектированные дома.
   Главной стратегической целью в области социального обслуживания пожилых в Финляндии является увеличение к 2012 году до 92%  количество пожилых людей старше 75 лет, проживающих у себя дома. При этом 13-14% из них должны получать регулярный уход на дому. А 5-6% - специальную финансовую поддержку в виде пособия для родственника, ухаживающего за своим близким. Его размер   сегодня  составляет 400 евро в месяц.
   Квартиры и дома пожилых людей специально подготавливают для их проживания: ремонтируют, удаляют пороги, расширяют двери, устанавливают различные опоры и перила. 
    Наиболее затратным видом услуг является стационарное обслуживание, которое включает необходимое лечение, уход и социальную реабилитацию. Стационарное обслуживание может быть кратковременным, длительным и некруглосуточным. Кратковременное и периодическое стационарное обслуживание направлены на облегчение проживания дома и облегчение работы родственника, обслуживающего близкого человека дома.
         5-6 % престарелых людей Финляндии должны проживать к 2012 году в специальных домах, где они оплачивают аренду и отдельно покупают 24 часовую поддержку. И 3% могут получить место в специальном доме для престарелых.
      Задача Агентства состоит в отслеживании и мониторинге качественных и количественных показателей выполнения этих целей. Как признают его сотрудники, на данный момент цифры говорят, что к 2012 году им не удастся достичь заявленных результатов.
   Нам была предоставлена возможность ознакомиться с работой Центра по уходу за пожилыми людьми «Esperi Care Tiikka». До 2005 года здесь располагался Центральный военный госпиталь, который был отремонтирован и перепрофилирован в дом для престарелых.   В нем пожилые люди могут проживать, им предоставляется медицинская помощь, питание, уход. Большинство из клиентов Центра находится дома, получая необходимую поддержку. Все клиенты этого учреждения, а их 22 тысячи, получают тревожную кнопку  вне зависимости от того проживают они в стационаре  или дома. Вызов при ее нажатии поступает к опытным дежурным, которые в процессе разговора по телефону определяют объем необходимой помощи. Примерно 30% процентов таких вызовов заканчивается выездом специалистов на дом (речь идет о пожилых, проживающих дома). Стоимость обслуживания «тревожной кнопки» составляет 35 евро в месяц.
     Таким образом, концепция обслуживания пожилых в Финляндии включает две ступени. Сначала человек живет дома, получая максимальную помощь и поддержку, чтобы иметь возможность как можно дольше там оставаться.  Когда жить ему дома становится затруднительно, он переселяется на постоянное место проживания в дом для престарелых. При этом финны постоянно усиливают профилактические меры для пожилых, проживающих дома, их медицинское консультирование, посещение персоналом пожилых на дому. Проводятся консультации специалистами Агентства всех участников  процесса обслуживания престарелых в том числе муниципальных и общественных организаций. Основной их целью является содействие в сохранении здоровья и  благополучия престарелых, повышение их активности в жизни, подбор таких видов занятий и деятельности, которые бы были им полезны.
    Остается добавить, что возраст выхода на пенсию в Финляндии сейчас составляет 63 года, но люди имеют право продолжать работать до 68 лет одинаково как для мужчин, так  и для  женщин. Средний возраст людей, которые находятся на постоянном уходе в стационарах 79 лет, проживающих дома 83-84 года.

У.М.

Вернуться к заголовкам статей

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+