Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Медицинский туризм в Санкт-Петербурге

Брюллов против диабета


Мы продолжаем рассказывать нашим читателям, как человек может бороться со своими недугами с помощью искусства. И как в этом ему помогают музейные работники. Сегодня наш разговор будет связан с программой помощи больным диабетом. Об этом мы беседуем с автором программы Ольгой Сергеевной Шишкиной, научным сотрудником сектора социокультурных проектов и программ отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея.


В помощь тем, кто болен


- Ольга Сергеевна! Ваша программа носит поэтическое название «Прекрасный образ создавая в плоти». Каковы ее задачи и на какой контингент она рассчитана?
- Программа является экспериментальной, включающей образовательные и арт-терапевтические пункты. Она предназначена для взрослых людей, страдающих сахарным диабетом первого типа и имеющим ряд психологических проблем: депрессия, аффективные проявления, неврозоподобные состояния.
Программа представляет собой курс ознакомления с произведениями академического искусства, а также освоение практических навыков системы академического рисования. Художественные занятия носят сугубо ознакомительный характер и направлены на творческое развитие личности и на решение психологических проблем больных диабетом.

- Какие знания приобретают ваши посетители на занятиях?

- Участникам программы дается возможность на практике ощутить, как происходило становление русского художника в стенах Академии. Творчество мастеров Академии художеств и система академического рисования выбраны как оптимальные для психологической проблематики данной группы, которая, по нашему мнению, состоит в невозможности полноценно воспринять физическое тело и окружающее человека пространство физического мира.

- Но почему вы решили заниматься именно с больными диабетом?

- По медико-социальной значимости сахарный диабет занимает 3-е место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.Сахарный диабет признан в мировой практике заболеванием, имеющим психосоматическую природу. Было отмечено, что страдающие диабетом пациенты более подвержены психическим расстройствам, особенно депрессиям, чем соматически здоровые люди. Тут можно еще добавить, что я сама – диабетик с 30-м стажем и мне самой помогли именно занятия академическим рисованием.



Музеи ставят и решают новые задачи



- Ольга Сергеевна! У вашей программы прекрасные задачи. Однако, чтобы поучаствовать в ней, надо прийти в музей… А для многих музей стал чем-то застывшим, скучным, куда силком водят на экскурсию силком школьников и послушных иногородних экскурсантов между Гостиным двором и Пассажем. Так что для начала надо переломить это мнение. Но как?

-. В настоящее время интерес к музеям наоборот сильно вырос. А ввиду того, что во многих средних школах появились проблемы с преподаванием гуманитарных дисциплин (сокращение часов по литературе, истории), посещение музея приобретает особую значимость. Особенно для подрастающего поколения. На базе крупных федеральных музеев, таких как Русский музей, уже много лет ведутся самые разные программы и проекты для самых разнообразных групп. Многие из них включают интерактивное взаимодействие. У нас огромная база методических разработок. Арт-терапия – только одно из направлений.

- А можно подробнее об этих новых формах музейной работы?

- Одной из этих форм стали арт-терапевтические занятия с людьми с ограниченными физическими возможностями, а также проведение социокультурных проектов.
Сегодня музей выполняет несколько функций – это познавательная, эстетическая, знаковая, диалоговая, междисциплинарная.
Последняя указывает на то, что музей является местом сотрудничества специалистов разного профиля.

- И что их объединяет?

- 20-летний опыт работы сектора социокультурных проектов и программ Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея с самыми разными группами людей с ограниченными возможностями позволил собрать ценные сведения об их психологической специфике. В процессе взаимодействия с подобными группами были созданы самые разные методики презентации произведений искусства и их тематического структурирования. В частности и программа с людьми, больными диабетом. Психологическая специфика данной группы требует такой методики, где не искусство вводится в терапию, а терапия в искусство.

- А если подробнее…

- Принципиально новым в практике музейного дела при взаимодействии с данной группой является подход, совмещающий в себе терапевтическую и художественно-дидактическую функции искусства. Под словом «художественно-дидактический» мы понимаем изучение образа с точки зрения рисовальщика. Использование музея в качестве наглядного пособия для студентов художественных ВУЗов практикуется давно и повсеместно. Однако совмещение художественной учебной практики с арт-терапией является полем для дальнейших методических экспериментов.



Арт-терапия в действии



- Каков же краеугольный камень вашей программы?

- Реабилитационная программа построена вокруг изучения академического искусства XVIII–XIX вв., где главным изобразительным объектом являлось обнаженное человеческое тело, как источник проявления эмоций. Также академическое искусство предполагает осознание трехмерного пространства, представленного на изобразительной плоскости, как иллюзии пространства.
Программа включает в себя художественное изучение академического рисунка, занятия которым, на наш взгляд, позволяют осознать пространство на глубинном уровне. Художественное изучение и воспроизведение трехмерного пространства работает как психомоторный тренинг. Следует добавить, что формирование нового психомоторного навыка положительно влияет на бессознательные процессы, происходящие в психике. Если тренировать навык в течении длительного времени, то это сглаживает бессознательный страх перед пространством, который очень часто имеет место у людей с диабетом.
Я сама много лет занималась именно академическим рисунком. И данная практика способствовала улучшению личной ситуации в восприятии тела и пространства, а также системе взаимоотношений с внешним миром. Если этим заниматься, то необходимо сказать, что художественно верное понимание и передача иллюзии пространства наступает отнюдь не сразу и приходит с трудом.

При построении нашей арт-терапевтической программы мы использовали принципы музейной арт терапии, использующей искусство в качестве экзистенциальной поддержки личности и художественный музей, как особую поддерживающую среду, сохраняющую исторический эмоциональный опыт человечества, выраженного символическим языком.



Просвещение и личностный рост



Расскажите немного о ваших подопечных…
- В состав арт-терапевтической группы вошло 6 человек в возрасте от 20 до 45 лет. Группа была собрана Санкт-Петербургским диабетическим обществом. Все вошедшие в группу ранее посещали психолога, работающего в обществе, имея существенные психологические трудности.
Для них мы подобрали соответствующий проблематике группы изобразительный ряд (произведения мастеров живописи и скульптуры Санкт-Петербургской академии художеств), в которых главным художественным объектом и основным средством выражения эмоций является обнаженное человеческое тело. Забегая вперед, скажем, что отреагирование группы пошло очень быстро и было весьма сильным.

- А почему вы выбрали именно этот путь?

- Изображения человеческого тела и лица – главные элементы не только в академической живописи, но и в методике преподавания изобразительного искусства в Академии художеств. Можно сказать, что именно эти два компонента легли в основу и технической, и сугубо художественной составляющей данного направления.
Осознание красоты естества физического тела человека может способствовать осознанию собственного тела как источника позитивных эмоций.
Можно сказать, что в эпоху классицизма эмоциональный импульс, полученный от созерцания прекрасного и совершенного тела, служил средством духовного воспитания не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне.
Каждая эмоция влияет незаметным образом на положение тела человека, на его расположение в пространстве, на расслабленность или напряженность определенных групп мышц.
Методика занятий строилась на последовательном преодолении трудностей, связанных с изображением фигуры человека. На данной стадии обучения у учащихся развивалось чувство пропорций, точность глаза, они обретали опыт владения карандашом, сангиной и другими материалами. Образцы для копирования брались из различных иллюстрированных руководств по рисованию. Для этой же цели использовались подлинные рисунки.

- Каковы основные цели вашей программы?

- Просвещение. Приобщение к культуре русской классической живописи на основе посещения экспозиции и занятий академическим рисунком. Арт-терапевтические цели: облегчение депрессивного состояния, обретение новых внутренних ресурсов личности через процесс художественного изучения рисунка и понимания рисунка человеческого тела как способа выражения эмоций.
В рамках программы участники получают обзорные экскурсии по основной экспозиции Михайловского дворца и корпуса Бенуа. Каждое занятие кончается мастер-классом по академическому рисунку.
Это и личностный рост каждого участника группы, его творческое развитие.
И в конечном итоге - закрепление полученного опыта.
Рисуем шар, куб и… себя
- Можно подробнее о содержании программы.
- Программа состоит из 6 этапов, рассчитана на 30 занятий (2 семестра) и завершается арт-проектом.
Начинается она с обзорной экскурсии, знакомством с музеем по материалам живописи 18-19 вв.
Арт-терапевтический мастер-класс, выражение своих чувств через изображение человеческой фигуры или написание эссе по своим впечатлениям.
На занятиях слушатели осознают понятие «Объем». На примере скульптур Михайловского дворца, корпус Бенуа. А затем в студии они сами нарисуют куб, шар, конус.
Также они знакомятся с понятием «Объем и плоскость» на примере декоративного убранства залов и рельефов Михайловского Дворца. И нарисуют гипсовые рельефы.
Также члены группы изучали акдемический портрет по картинам Брюллова, Бруни, Александра Иванова и рисовали гипсовые головы Давида и Гермеса.
Одно из занятий было посвящено научению делать наброски с фигуры. Были даны объяснения как делать замеры, каковы должны быть пропорции и как рисовать схему фигуры. Участникам было предложено начать с изображения линий, определяющих наклон спины и изгиб позвоночника, а затем пометить на позвоночнике «опорные точки», которые являются ключевыми для совершения движения тела.
После этого участникам было предложено в пространстве студии изобразить себя в максимально расслабленной и свободной позе. Для удобства было поставлено зеркало в рост человека.

Также оказался весьма эффективным мастер-класс по изучению открытого и закрытого простраства. В качестве примеров были использованы дворы Михайловского Дворца (курданюр) - открытое простраство, представляющее единое композиционное целое с Площадью Искусств и Вестибюлем Михайловского дворца. И Михайловского замка – закрытое, «параноидальное» пространство. Участники анализировали свои ощущения в разных пространствах. Задачей было нарисовать себя в любом пространсве, решенным трехмерно. И вот тут на поверхность вышли очень значимые для участников вещи.
Участники программы делали наброски со статуй в пространстве экспозиции, рисовали висящую драпировку и живую модель в полный рост (волонтер в хитоне).
Создавались и эскизы картины на античный сюжет.
- Можно ли подвести какие-то, хотя бы предварительные итоги программы?
- Участники сессий очень довольны результатами своей работы и предоставили письменные отзывы о существенном улучшении своего состояния и готовы посещать дальнейшие занятия.
Рассмотренные арт-терапевтические материалы в целом подтверждают положения исходной гипотезы о проблемах восприятия тела, пространства, вследствие чего процесс налаживания коммуникаций с внешним миром затруднителен. Проигрыш обнаруживается в том, что практически все участники сессий исключены из пространства внешнего мира и находятся где-то вне его.
Скорость наступления терапевтического эффекта показывает, что методика работы с художественным образом физического тела и пространства, данного на примере академического искусства и рисования скульптур, очень эффективна.

Подготовила Татьяна Зазорина

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+