Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Ура! К нам едет… музей!

Сотрудники Фонтанного дома приезжают к больным детишкам в школы, больницы и квартиры. Я спросила у сотрудников музея Анны Ахматовой  в Фонтанном Доме, почему они организовали программу по работе с людьми с ограниченными возможностями. И мне удивленно ответили: «Мы не назвали бы это программой для отчета. Это наша миссия». Вот именно не о казенной программе, а о благородной миссии  мы и будем говорить.

История в чемодане


Пару десятков лет назад поход в музей для детей был скучным мероприятием. Что же тут интересного -  ходить и смотреть на витрины?! Ну, а что говорить о детях, которые передвигались на колясках или вообще годами не выходили из дома?! Они бы и рады попутешествовать по залам музея, но при всем желании сделать этого не могли…
Но вот постепенно многие музейные «скучности» словно ожили, превратились в сказочных персонажей, пришли в школы или прямо в дома больных детишек.
И в этом огромная заслуга музейных работников. А первопроходцами и лидерами этой миссии можно по праву считать сотрудников Фонтанного Дома.
Если ты не можешь пойти в музей, музей придет к тебе. И для этого сотрудники Фонтанного Дома создали интереснейшую уникальную программу «Музей в чемодане».
Программа была создана с помощью Совета Министров Северных стран и комитета по культуре Санкт-Петербурга.
В чем же она заключается?
- Несколько раз в неделю мы отправляемся  в интернаты, специализированные школы, а то и прямо по домам больных ребятишек. И привозим с собой волшебный чемодан, в котором собраны предметы быта конца 19- начала 20 века. Это шкатулки, книги, флаконы, газеты, перчатки, игрушки и другие вещи, - начинает свой рассказ  старший научный сотрудник музея Мария Николаевна  Коростелева.
Используя эти  предметы, сотрудники музея рассказывают о том, как жили наши бабушки и дедушки. Читают стихи, загадывают загадки: ребята должны угадать, для чего служил тот или иной предмет. Например, корзинка для школьных завтраков, щеточка для патефона, фонарик для свечи.
Это своеобразная игра – разговор на исторические, литературные темы, при котором можно брать в руки  предметы, читать копии рукописей и старинных газет, примерять перчатки.
Удивительное путешествие в историю, которое очень нравится ребятам. И после таких встреч школьникам хочется продолжать знакомство с искусством и историей.

В гостях у Айболита

Сотрудники Фонтанного Дома превращают музейные экспозиции в игровые, а экскурсии в настоящий спектакль с активным участием ребятишек. Первая в Петербурге игровая зона., адаптированная для детей со множественными нарушениями здоровья, была разработана  бюро «АртТерра» (которое консультировали сотрудники музея) для коррекционной школы №25 Петроградского района в 2009 году. Роспись стен, шторы, оформление пола под стиль сказки про Айболита выполнены профессиональными художниками, дизайнерами с участием педагогов врачей и даже воспитанников школы.
Выставочная экспозиция воспроизводит путешествие по сказке. У волшебного дерева располагается телефон, который с помощью трубы соединяется с другим концом комнаты. В трубку можно крикнуть пожелания, а в другом конце его услышат. Декорации изображают лес, море, горы и пустыню. Гора – это мягкий диван, с которого можно с удовольствием скатиться. А подушки дивана наполнены камешками и фасолинками. Так что их можно пощупать и перебирать, что очень полезно для развития мелкой моторики у больных детишек. В декорациях также использованы игрушки, которые издают различные звуки, которые надо учиться различать слабослышащим ребятам.
Для детских больниц был разработан развлекательный познавательный комплекс «У меня зазвонил телефон». В декабре 2010 года он был установлен в детском ортопедическом институте имени Г. И. Турнера. Здесь для больных детей была установлена необычная телефонная линия связи с героями сказок Корнея Чуковского. Из декоративной  телефонной будки можно было дозвониться до бегемота, крокодил а, кенгуру и других сказочных героев. Все это можно было осуществить с помощью особой компьютерной программы.
Эта необычная экспозиция очень понравилась детям. И в 2011 году она была установлена еще в трех больницах города.
В 2009 году была осуществлена первая театрализованная программа по мотивам детской литературы. Здесь дети могли побывать в гостях у Мумми-Троллей. В этом начинании сотрудникам музея помогала администрация Адмиралтейского района. В этой программе применялась уникальная методика с привлечением врачей специалистов по реабилитации и восстановительного лечения. Программа предназначается  для лежачих больных детишек. Был разработан и изготовлен специальный реквизит. Этот проект был представлен на выставке оборудования для инвалидов в Тампере и в 2010 году и получил высокую оценку экспертов.

Стихи на ощупь


Мария Коростелева рассказала также и о передвижной выставке для незрячих и слабовидящих детей по современной детской поэзии «Стихи на ощупь», куратором которой она была. Выставка проходила при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Комитета по образованию, Общественного благотворительного фонда
 друзей музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Института проблем гражданского общества
 - Она была адресована, прежде всего, незрячим и слабовидящим детям,-  поясняет Мария Коростелева. - И является практически первым выставочным проектом, в котором предпринята попытка создания специальной пространственной игровой среды, помогающей незрячим читателям совершить путешествие в образный мир современной детской поэзии. Стихи ведущих детских поэтов воспринимаются маленькими посетителями выставки в буквальном смысле «на ощупь».
Посетители выставки переносятся в жаркий летний день на луг с различной живностью. Центральным образом игрового выставочного пространства стали заросли густой травы в рост человека, в которых затерялся Муравей – герой стихотворения Галины Дядиной. В этой обстановке ребенок может почувствовать себя соразмерным Муравью, передвигаться и исследовать окружающие предметы можно только на ощупь.
Сами стихи, записанные в авторском исполнении, можно услышать перед входом на выставку, а потом, в ходе игры, отыскать героев поэтических текстов. В траве скрываются многочисленные насекомые, в большом Еже спрятались Уж, Жаба и Жук – персонажи стихотворения Андрея Усачева. А в конце выставки детей встречает корова из стихотворений Григория Кружкова и Галины Дядиной.
Со всеми предметами этой выставки можно поиграть – погадать на гигантской ромашке, достать из травы насекомых и позабавиться с ними, надев на руку как перчатку, «срезать» гриб или завернуться в большой мягкий лист. Вся выставка наполнена звуками, одни – жужжание насекомых, трели кузнечиков, чириканье птиц – посетители слышат  постоянно. А другие могут извлечь сами дети, дотронувшись до тех или иных обитателей луга. Сенсорные датчики, вмонтированные в объекты, позволяют получить не только звуковые эффекты. Так, в ответ на прикосновение к морде, корова «дышит» на ладонь ребенка теплом.
Все это дает детям возможность «прожить» стихотворные образы и метафоры, проиграть жизнь персонажей стихотворений и получить опыт необычного взгляда на знакомые объекты и явления.
Игровые объекты выставки  были разработаны с учетом потребностей детей с нарушениями зрения, исходя из задач тифлопедагогики реабилитации. Авторы проекта стремились максимально задействовать все сенсорные каналы, чтобы создать условия для активного освоения выставочного пространства детьми с нарушениями зрения. Модули, составляющие экспозицию, изготовлены с использованием различных материалов и текстур, позволяющих передать различные ощущения (теплое–холодное, мягкое–жесткое, агрессивное–дружественное).
Эта единая сенсорная среда была создана в  ходе совместной работы художника Александра Райхштейна, театральных художников Елизаветы Гезенцвей и Евгении Фякинской, а также музейных педагогов, экспертов – врачей и тифлопедагогов, инженеров и конструкторов.
Выставка демонстрировалась в специальной (коррекционной) школе-интернате № 1 им. К.К. Грота для слепых и слабовидящих детей, в специальной школе-интернате № 2 для слабовидящих детей, в интернате для незрячих и слабовидящих во Мге, а также в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге».

Сказки домашнего леса для детсадовцев


Фонтанный Дом  вместе с бюро «АртТерра» при поддержке Комитета по культуре, Института Финляндии и Северного культурного фонда  был также организатором программы «Сказки домашнего леса» в детском саду № 53 компенсирующего вида для слепых и слабовидящих детей.

- Основой для этой театрализованной программы послужил цикл коротких сказок, сочиненных воспитанниками детского сада вместе с финской писательницей Реетой Ниемеля и переводчиком Анной Сидоровой, - говорит Мария Коростелева. - Весной и осенью 2010 года они приезжали в детский сад, где вместе с детьми придумали серию историй про лес, в котором жили только домашние животные, и который потому так и назывался Домашний лес. Герои этой книги – Курица, Собака и Лиса – стали героями мягкого игрового модуля, созданного художницами Евгенией Фякинской и Елизаветой Гезенцвей.
Модуль был разработан совместно с сотрудниками детского сада - педагогами-дефектологами, исходя из задач коррекционной педагогики и восстановительного лечения. Фигуры животных сделаны по принципу «матрешки»: внутри большого животного спрятана маленькая фигурка, которая  может уместиться в детской руке, и дает представление о форме и внешнем виде зверей.
Детали модуля выполнены из материалов с разными фактурами, что позволяет детям получить разнообразные сенсорные ощущения и развивать тактильное восприятие. Играя с элементами модуля, ребенок получает возможность почувствовать результат своего действия или движения, что чрезвычайно важно для детей с нарушениями зрения. Так, он может надеть ошейник на собаку и покормить ее косточкой, потрогать фасоль, которую клюет курица, и даже посмотреть, как она несет яйца.
Создаем путеводитель по Петербургу вместе
Вместе с сотрудниками музея петербургские школьники создают своеобразный путеводитель по Петербургу. Например, детишки из хосписа выезжают на специальном автобусе  на экскурсию и знакомятся  с памятниками Петру I.
Ребята делают фотографии, с диктофоном берут интервью у горожан о том,  как они воспринимают те или иные памятные места Петербурга. После окончания экскурсии их встречают с пряниками и конфетами в музее. А потом дети пишут о своих впечатлениях и создают свой путеводитель по Петербургу и сайт «Мой Питер. Ру»
- Эти экскурсии очень понравились детям,-  рассказывает Мария Коростелева, - они перестали бояться города. Они подружились с ним.
Им нравится путешествовать. Делают они это на специальном, «приседающем» автобусе», который понижает свой пол, когда в него садятся дети или въезжают коляски, а потом снова поднимается.
Кстати, вместе с детьми с ограниченными возможностями отправляются на экскурсии и здоровые детишки. И те, и другие чувствуют себя прекрасно в таком содружестве.
Но надо подчеркнуть, что и в стенах музея делается все, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно.
Сюда в любое время могут прийти слабовидящие или слабослышащие люди. Экскурсовод всегда проведет с ними доступную для них экскурсию. Они смогут познакомиться с экспонатами на ощупь. В музее есть тексты экскурсий  для слепых. Приходят сюда группы и  с сурдопереводчиком.
Могут на экскурсию приехать и люди на колясках, для этого есть подиумы и подъемники. С 2006 года стали устраиваться  экскурсии  для детей-колясочников. Экскурсоводы консультировались с врачами, специалистами по реабилитации, раннему вмешательству. Свои усилия соединили сотрудники музея, художники-дизайнеры, медики, тифлопедагоги, социальные педагоги.
Бесценный опыт музея Анны Ахматовой приходят перенимать сегодня сотрудники других городских музеев. Здесь проводят занятия врачи-реабилитологи., устраиваются специализированные выставки для коррекционных школ.
За свою социальную деятельность Фонтанный дом получил звание «Европейского музея года».


Подготовила Татьяна Зазорина

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+