Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Ура! К нам едет… музей!

Сотрудники Фонтанного дома приезжают к больным детишкам в школы, больницы и квартиры. Я спросила у сотрудников музея Анны Ахматовой  в Фонтанном Доме, почему они организовали программу по работе с людьми с ограниченными возможностями. И мне удивленно ответили: «Мы не назвали бы это программой для отчета. Это наша миссия». Вот именно не о казенной программе, а о благородной миссии  мы и будем говорить.

История в чемодане


Пару десятков лет назад поход в музей для детей был скучным мероприятием. Что же тут интересного -  ходить и смотреть на витрины?! Ну, а что говорить о детях, которые передвигались на колясках или вообще годами не выходили из дома?! Они бы и рады попутешествовать по залам музея, но при всем желании сделать этого не могли…
Но вот постепенно многие музейные «скучности» словно ожили, превратились в сказочных персонажей, пришли в школы или прямо в дома больных детишек.
И в этом огромная заслуга музейных работников. А первопроходцами и лидерами этой миссии можно по праву считать сотрудников Фонтанного Дома.
Если ты не можешь пойти в музей, музей придет к тебе. И для этого сотрудники Фонтанного Дома создали интереснейшую уникальную программу «Музей в чемодане».
Программа была создана с помощью Совета Министров Северных стран и комитета по культуре Санкт-Петербурга.
В чем же она заключается?
- Несколько раз в неделю мы отправляемся  в интернаты, специализированные школы, а то и прямо по домам больных ребятишек. И привозим с собой волшебный чемодан, в котором собраны предметы быта конца 19- начала 20 века. Это шкатулки, книги, флаконы, газеты, перчатки, игрушки и другие вещи, - начинает свой рассказ  старший научный сотрудник музея Мария Николаевна  Коростелева.
Используя эти  предметы, сотрудники музея рассказывают о том, как жили наши бабушки и дедушки. Читают стихи, загадывают загадки: ребята должны угадать, для чего служил тот или иной предмет. Например, корзинка для школьных завтраков, щеточка для патефона, фонарик для свечи.
Это своеобразная игра – разговор на исторические, литературные темы, при котором можно брать в руки  предметы, читать копии рукописей и старинных газет, примерять перчатки.
Удивительное путешествие в историю, которое очень нравится ребятам. И после таких встреч школьникам хочется продолжать знакомство с искусством и историей.

В гостях у Айболита

Сотрудники Фонтанного Дома превращают музейные экспозиции в игровые, а экскурсии в настоящий спектакль с активным участием ребятишек. Первая в Петербурге игровая зона., адаптированная для детей со множественными нарушениями здоровья, была разработана  бюро «АртТерра» (которое консультировали сотрудники музея) для коррекционной школы №25 Петроградского района в 2009 году. Роспись стен, шторы, оформление пола под стиль сказки про Айболита выполнены профессиональными художниками, дизайнерами с участием педагогов врачей и даже воспитанников школы.
Выставочная экспозиция воспроизводит путешествие по сказке. У волшебного дерева располагается телефон, который с помощью трубы соединяется с другим концом комнаты. В трубку можно крикнуть пожелания, а в другом конце его услышат. Декорации изображают лес, море, горы и пустыню. Гора – это мягкий диван, с которого можно с удовольствием скатиться. А подушки дивана наполнены камешками и фасолинками. Так что их можно пощупать и перебирать, что очень полезно для развития мелкой моторики у больных детишек. В декорациях также использованы игрушки, которые издают различные звуки, которые надо учиться различать слабослышащим ребятам.
Для детских больниц был разработан развлекательный познавательный комплекс «У меня зазвонил телефон». В декабре 2010 года он был установлен в детском ортопедическом институте имени Г. И. Турнера. Здесь для больных детей была установлена необычная телефонная линия связи с героями сказок Корнея Чуковского. Из декоративной  телефонной будки можно было дозвониться до бегемота, крокодил а, кенгуру и других сказочных героев. Все это можно было осуществить с помощью особой компьютерной программы.
Эта необычная экспозиция очень понравилась детям. И в 2011 году она была установлена еще в трех больницах города.
В 2009 году была осуществлена первая театрализованная программа по мотивам детской литературы. Здесь дети могли побывать в гостях у Мумми-Троллей. В этом начинании сотрудникам музея помогала администрация Адмиралтейского района. В этой программе применялась уникальная методика с привлечением врачей специалистов по реабилитации и восстановительного лечения. Программа предназначается  для лежачих больных детишек. Был разработан и изготовлен специальный реквизит. Этот проект был представлен на выставке оборудования для инвалидов в Тампере и в 2010 году и получил высокую оценку экспертов.

Стихи на ощупь


Мария Коростелева рассказала также и о передвижной выставке для незрячих и слабовидящих детей по современной детской поэзии «Стихи на ощупь», куратором которой она была. Выставка проходила при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Комитета по образованию, Общественного благотворительного фонда
 друзей музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Института проблем гражданского общества
 - Она была адресована, прежде всего, незрячим и слабовидящим детям,-  поясняет Мария Коростелева. - И является практически первым выставочным проектом, в котором предпринята попытка создания специальной пространственной игровой среды, помогающей незрячим читателям совершить путешествие в образный мир современной детской поэзии. Стихи ведущих детских поэтов воспринимаются маленькими посетителями выставки в буквальном смысле «на ощупь».
Посетители выставки переносятся в жаркий летний день на луг с различной живностью. Центральным образом игрового выставочного пространства стали заросли густой травы в рост человека, в которых затерялся Муравей – герой стихотворения Галины Дядиной. В этой обстановке ребенок может почувствовать себя соразмерным Муравью, передвигаться и исследовать окружающие предметы можно только на ощупь.
Сами стихи, записанные в авторском исполнении, можно услышать перед входом на выставку, а потом, в ходе игры, отыскать героев поэтических текстов. В траве скрываются многочисленные насекомые, в большом Еже спрятались Уж, Жаба и Жук – персонажи стихотворения Андрея Усачева. А в конце выставки детей встречает корова из стихотворений Григория Кружкова и Галины Дядиной.
Со всеми предметами этой выставки можно поиграть – погадать на гигантской ромашке, достать из травы насекомых и позабавиться с ними, надев на руку как перчатку, «срезать» гриб или завернуться в большой мягкий лист. Вся выставка наполнена звуками, одни – жужжание насекомых, трели кузнечиков, чириканье птиц – посетители слышат  постоянно. А другие могут извлечь сами дети, дотронувшись до тех или иных обитателей луга. Сенсорные датчики, вмонтированные в объекты, позволяют получить не только звуковые эффекты. Так, в ответ на прикосновение к морде, корова «дышит» на ладонь ребенка теплом.
Все это дает детям возможность «прожить» стихотворные образы и метафоры, проиграть жизнь персонажей стихотворений и получить опыт необычного взгляда на знакомые объекты и явления.
Игровые объекты выставки  были разработаны с учетом потребностей детей с нарушениями зрения, исходя из задач тифлопедагогики реабилитации. Авторы проекта стремились максимально задействовать все сенсорные каналы, чтобы создать условия для активного освоения выставочного пространства детьми с нарушениями зрения. Модули, составляющие экспозицию, изготовлены с использованием различных материалов и текстур, позволяющих передать различные ощущения (теплое–холодное, мягкое–жесткое, агрессивное–дружественное).
Эта единая сенсорная среда была создана в  ходе совместной работы художника Александра Райхштейна, театральных художников Елизаветы Гезенцвей и Евгении Фякинской, а также музейных педагогов, экспертов – врачей и тифлопедагогов, инженеров и конструкторов.
Выставка демонстрировалась в специальной (коррекционной) школе-интернате № 1 им. К.К. Грота для слепых и слабовидящих детей, в специальной школе-интернате № 2 для слабовидящих детей, в интернате для незрячих и слабовидящих во Мге, а также в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге».

Сказки домашнего леса для детсадовцев


Фонтанный Дом  вместе с бюро «АртТерра» при поддержке Комитета по культуре, Института Финляндии и Северного культурного фонда  был также организатором программы «Сказки домашнего леса» в детском саду № 53 компенсирующего вида для слепых и слабовидящих детей.

- Основой для этой театрализованной программы послужил цикл коротких сказок, сочиненных воспитанниками детского сада вместе с финской писательницей Реетой Ниемеля и переводчиком Анной Сидоровой, - говорит Мария Коростелева. - Весной и осенью 2010 года они приезжали в детский сад, где вместе с детьми придумали серию историй про лес, в котором жили только домашние животные, и который потому так и назывался Домашний лес. Герои этой книги – Курица, Собака и Лиса – стали героями мягкого игрового модуля, созданного художницами Евгенией Фякинской и Елизаветой Гезенцвей.
Модуль был разработан совместно с сотрудниками детского сада - педагогами-дефектологами, исходя из задач коррекционной педагогики и восстановительного лечения. Фигуры животных сделаны по принципу «матрешки»: внутри большого животного спрятана маленькая фигурка, которая  может уместиться в детской руке, и дает представление о форме и внешнем виде зверей.
Детали модуля выполнены из материалов с разными фактурами, что позволяет детям получить разнообразные сенсорные ощущения и развивать тактильное восприятие. Играя с элементами модуля, ребенок получает возможность почувствовать результат своего действия или движения, что чрезвычайно важно для детей с нарушениями зрения. Так, он может надеть ошейник на собаку и покормить ее косточкой, потрогать фасоль, которую клюет курица, и даже посмотреть, как она несет яйца.
Создаем путеводитель по Петербургу вместе
Вместе с сотрудниками музея петербургские школьники создают своеобразный путеводитель по Петербургу. Например, детишки из хосписа выезжают на специальном автобусе  на экскурсию и знакомятся  с памятниками Петру I.
Ребята делают фотографии, с диктофоном берут интервью у горожан о том,  как они воспринимают те или иные памятные места Петербурга. После окончания экскурсии их встречают с пряниками и конфетами в музее. А потом дети пишут о своих впечатлениях и создают свой путеводитель по Петербургу и сайт «Мой Питер. Ру»
- Эти экскурсии очень понравились детям,-  рассказывает Мария Коростелева, - они перестали бояться города. Они подружились с ним.
Им нравится путешествовать. Делают они это на специальном, «приседающем» автобусе», который понижает свой пол, когда в него садятся дети или въезжают коляски, а потом снова поднимается.
Кстати, вместе с детьми с ограниченными возможностями отправляются на экскурсии и здоровые детишки. И те, и другие чувствуют себя прекрасно в таком содружестве.
Но надо подчеркнуть, что и в стенах музея делается все, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя комфортно.
Сюда в любое время могут прийти слабовидящие или слабослышащие люди. Экскурсовод всегда проведет с ними доступную для них экскурсию. Они смогут познакомиться с экспонатами на ощупь. В музее есть тексты экскурсий  для слепых. Приходят сюда группы и  с сурдопереводчиком.
Могут на экскурсию приехать и люди на колясках, для этого есть подиумы и подъемники. С 2006 года стали устраиваться  экскурсии  для детей-колясочников. Экскурсоводы консультировались с врачами, специалистами по реабилитации, раннему вмешательству. Свои усилия соединили сотрудники музея, художники-дизайнеры, медики, тифлопедагоги, социальные педагоги.
Бесценный опыт музея Анны Ахматовой приходят перенимать сегодня сотрудники других городских музеев. Здесь проводят занятия врачи-реабилитологи., устраиваются специализированные выставки для коррекционных школ.
За свою социальную деятельность Фонтанный дом получил звание «Европейского музея года».


Подготовила Татьяна Зазорина

Наши партнеры:

 






  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
 
    

  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+