Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Здоровье и образ жизни учащихся:

 взгляд врача и педагога

Для сотрудников СМИ города 16 сентября в Бизнес-центре отеля «Парк Инн Пулковская» в рамках V Российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» состоялась пресс-конференция «Здоровье и образ жизни учащихся: взгляд врача и педагога».

 Автор: Л. Голинькова

 Среди предлагаемых к обсуждению вопросов: Готовы ли педагоги Санкт-Петербурга к инклюзивному образованию? Что такое Петербургская Школа Здоровья? Что изменилось в школе с точки зрения безопасности и здоровья человека? Кто должен быть заинтересован в сохранении и укреплении здоровья ребенка: государство, общество, школа, семья, сам ребенок? Как питаются в школе дети с хроническими заболеваниями пищеварения (пищевая аллергия, целиакия)? Как мотивировать школьников на здоровое питание?
Эти и другие вопросы журналисты обсудили с ведущими специалистами в области здравоохранения и образования Санкт-  Петербурга: С.В. Пискарёвой – начальником отдела технологии, стандартизации и контроля Управления социального питания Правительства СПб; д.м.н. С.В. Рычковой – начальником отдела по организации медицинской помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению Правительства СПб; д.м.н. Е.М. Булатовой – главным педиатром Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе, вице-президентом СПб отделения Союза педиатров России; к.п.н. Л.Г. Таритой – председателем правления СПб городского отделения общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд»; д.м.н., проф. Е.И. Ткаченко – главным гастроэнтерологом Комитета по здравоохранению Правительства СПб; к.псих.н., доцентом С.А. Котовой – зав. кафедрой педагогики начального образования и эстетического воспитания РГПУ им. А.И. Герцена; к.п.н., доцентом кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО М.Г. Колесниковой; к.п.н., доцентом, зав. кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО Н. Н. Яковлевой.

Готовы ли педагоги Санкт-Петербурга к инклюзивному образованию?


Поясним, что Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН с 13 декабря 2006 года. Слово инклюзив идёт от латинского – include, что означает «включить», во французском языке – «включать в себя», отсюда, собственно и понятие – инклюзивное, включающее образование. У этого вида образования есть свои принципы, позволяющие избежать дискриминации в отношении детей с особыми потребностями быть абсолютно равноправными членами общества, объединить усилия учителя и родителей в индивидуальном развитии ребенка с различными способностями.
Как отметила Елена БУЛАТОВА, за 5 лет проходившие в СПб Форумы по педиатрии положительно сказались на выработке общности взглядов педагогов и врачей-педиатров по проблемам оздоровительного сопровождения детей, начиная с грудного возраста. Особенно, в вопросах здоровья детей с ограниченными возможностями. В последние годы Санкт-Петербург делает многое для того, чтобы дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями чувствовали себя более комфортно в нашей среде. Медиками и педагогами стали чаще обсуждаться и координироваться практические действия по реализации государственных программ с комплексным подходом к здоровью, образованию и воспитанию детей грудного, дошкольного и школьного возраста.
Педагогические вузы готовят педагогов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, учат обеспечивать им специальное сопровождение психологов, социологов, медиков. Этому учат на курсах повышения квалификации. Многое делается в этом направлении и Комитетом по образованию, и Комитетом по здравоохранению, и АППО, поэтому результаты таких совместных усилий дают неплохой результат.
По убеждению Евгения ТКАЧЕНКО сегодня человечество находится на стадии эволюционного перелома, когда коренным образом меняется представление о сущности взаимоотношений человека с окружающим миром, о сущности и мерах профилактики лечения. Человек стал решающей идеологической силой, изменившей генетические коды, ход цивилизации. Разумная деятельность человека стала реалией сегодняшнего дня.

Что такое Петербургская Школа Здоровья?


Что такое Школа Здоровья? Что изменилось в школе по отношению к здоровью? По словам Маргариты КОЛЕСНИКОВОЙ, если раньше здоровье рассматривалось как попутный результат работы педагогов, то сейчас, имея в виду образовательные стандарты, здоровье – один из важнейших аспектов деятельности школы. Например, за последние годы при содействии АППО в городе проводился конкурс «Учитель – здоровье школы», «Школы здоровья Санкт-Петербурга» – массовые мероприятия оздоровительного характера. Сегодня действует городская программа «Мониторинг здоровья». Из 700 школ СПб в конкурсе участвуют 54 школы. Условия конкурса «Школы здоровья Санкт-Петербурга» размещены на сайте Правительства СПб.
В течение последних 3 лет, по словам Любови ТАРИТА, не меньше 11 тыс. слушателей побывало на семинарах. В районы готовятся волонтёры для работы со школьниками. Для подростков работают Медико-психологические центры, которые находятся в системе образования. 

Как мотивировать школьников на здоровое питание?


Светлана ПИСКАРЁВА сообщила, что Управлением социального питания составлено единое меню для школ. В нём используются основные группы продуктов: 1-я группа – это продукты, содержащие животный жиры, 2-я – растительный белок, 3-я – углеводосодержащие продукты, 4-я – фрукты и овощи. Меню должно быть обогащено микроэлементами и сбалансировано: на 1 г белка – 1 г жира и 4 г углеводов.
Основная задача Управления – организация в школах горячего питания. В этом СПб имеет хорошие показатели. Изменение коснулось и ассортимента буфетной продукции. С 2004 года в буфетах запрещена реализация вредных для здоровья продуктов: газированных напитков, напитков с различными красителями, ароматизаторами, чипсов, сухариков. Как же приучить ребенка к нелюбимым, но полезным продуктам: рыбе, печени и тем 12 продуктам, которые повышают умственную активность?
На кафедре технологии и организации общественного питания Университета, в результате исследований было выявлено, что если в котлетную массу добавить сырую морковь, то у котлеты не почувствуется вкус рыбы. А если добавить вареную морковь, то вкус рыбы ощущается. Но дети, к сожалению, не любят морковь тоже. Поэтому технологи идут на различные хитрости, чтобы дети питались правильно и получали здоровую пищу. Жареную картошку, которую любят все дети, в пищеблоках школ не готовят. Вредно.
Почему дети не любят рыбу, рассказала Елена БУЛАТОВА. На протяжении многих лет питание беременных женщин рыбными продуктами медики ограничивали. Считалось, что рыба относится к числу аллергенов. В прошлом году закончилось серьезное исследование американских медиков, которые доказали, что потребление беременной женщиной рыбы необходимо. И если женщина во время беременности и кормления ела рыбу, то ребёнок без проблем будет её употреблять всю жизнь.

Как питаются в школе дети с хроническими заболеваниями пищеварения (пищевая аллергия, целиакия)?


В соответствии с законодательством СПб детям с такими хроническими заболеваниями положена денежная компенсация.
Сегодня из остро стоящих проблемных вопросов в СПб – это питание детей страдающих целиакией, или «булочной болезнью». Ставят такой диагноз очень редко – в мире каждый двухсотый человек страдает целиакией.
Целиакия – это врожденное хроническое заболевание, при котором происходит неполное расщепление особого белка клейковины злаков (глютена). Повреждается слизистая оболочка тонкого кишечника токсическими продуктами обмена и значительно нарушается процесс всасывания жиров и углеводов. До сих пор не выявлено, почему это происходит. Не найдено ни фермента, ни аллергена, ни вируса, на которые можно было бы воздействовать чтобы вылечить человека.
В 2010-2012 гг. СПб отделением «Союза педиатров России» сделано многое. Разработаны методические рекомендации по организации питания детей, больных целиакией: 3 варианта меню для организации питания детей до 7 лет, организация питания детей в загородных оздоровительных учреждениях.
Но организация питания детей, больных целиакией, в режиме школы – вопрос сложный. Для детей не должно быть никаких соприкосновений продуктов с мукой в пищеблоке, чего практически невозможно предотвратить. Поэтому вопрос решения проблемы остается открытым.
Новация в школах – электронные карты родителей по оплате дополнительного питания. По данной программе в школах устанавливаются терминалы по безналичной оплате за предоставленное ребёнку питание. В порядке эксперимента с предприятиями питания, прошедшими квалификационный отбор, заключены договоры сроком на три года. В течение 2 лет за счёт средств предприятий питания будут установлены 53 терминала. Предложения по данной программе направлены Губернатору. Разработчики считают, что электронная карта имеет большие возможности. Ею можно воспользоваться при оплате проезда в транспорте, при посещении музеев и библиотек. По ней родители смогут отслеживать успеваемость детей. Электронные карты – универсальное и эффективное приобретение в работе школ.
Остаётся добавить, что контроль за качеством питания школьников, анкетирование столовых осуществляют специалисты испытательной лаборатории Правительства СПб. Ведь эпидемиологическая безопасность зависит не только от чистоты детских рук и персонала, от того, как моют и высушивают посуду. Безопасность продуктов питания зависит от процесса приготовления, с щадящими здоровье технологиями запекания и тушения продуктов. Будем также помнить, что наше с вами здоровье – на 50% зависит от нас самих. 

Что изменилось в школе с точки зрения безопасности и здоровья человека? Кто должен быть заинтересован в сохранении и укреплении здоровья ребенка: государство, общество, школа, семья, сам ребенок?
На сегодняшний день всё яснее становится, по словам Светланы РЫЧКОВОЙ, что человек – это не царь природы, а её составная часть. Поэтому большого внимания требуют проблемы взаимоотношений макромира и микромира. Надо чётко понимать, что вирусы, микробы возникли за 5 тыс. лет до появления человека. Они пережили радиацию, ледниковый период. Антибиотик резко изменил взаимоотношения. Но, несмотря на действия антибиотиков, люди не прекратят болеть инфекционными заболеваниями. И более уязвимы ими дети, которые труднее вырабатывают к ним иммунитет. А последующие поколения, по выводам медиков, становятся всё более уязвимыми к микробам. Ранее, например, скарлатиной болели один раз в жизни. Сегодня это может повториться.
Поэтому надо помнить, что болезнь легче предупредить, чем лечить.
В 60-х годах нашли вакцину, предупреждающую заболевания полиомиелитом. Но паралич был и остается неизлечимым заболеванием. Этим летом полиомиелит появился на территории Израиля, которые были завезен из Египта, и куда россияне вместе с детьми ездят отдыхать на курорты. Надо помнить, что все вирусы дают осложнения. Наличие доступных лекарств и применяемых технологий позволяет бороться с вирусами. Но здоровье зависит не только от медиков, педагогов, родителей. Это на 50% зависит от самого человека, его своевременного внимания к собственному здоровью.
Поэтому, как пояснила Светлана КОТОВА, на ступенях начальной, средней и полной школы задачи по формированию здорового образа жизни школьников решаются вместе с семьёй. Но есть проблема. Сегодня всё меньше остаётся коренных петербуржцев. Все сложнее формировать культуру поведения в семье. Иммигранты не всегда проникаются пониманием исторических корней и традиций в жизни петербуржцев, поэтому вопросы религии, культуры, в том числе культуры коммуникации, социальной культуры, формирования культуры питания и в целом – привития с 1 класса здорового образа жизни – эти проблемы стоят очень остро, и займут всё ближайшее десятилетие.
Важным моментом раннего выявления заболеваний школьников, по словам Светланы РЫЧКОВОЙ, является диспансеризация подростков. Выявлено, что каждый 2-й – 3-й подросток в возрасте 14-15 лет имеет хроническую патологию желудочно-кишечного тракта, каждый 8-й подросток в возрасте 14-15 лет страдает ожирением, а каждый 15-й имеет дефицит веса, дефицит питания.
Выявлено также большое количество половых дисфункций у мальчиков и девочек – у каждого 14-го-15-го подростка. По убеждению Любови ТАРИТА, половое воспитание должно проявлять себя с раннего детства. В этом сегодня Россия отстаёт от других государств. СПб занимает 5 место в России по венерическим заболеваниям. В семьях отсутствует культура половых отношений и воспитания: ни мама, ни отец не могут найти общий язык с детьми, не умеют бережно и доверительно побеседовать с дочерью или сыном. Доврачебные осмотры школьников СПб показывают, что многие из них инфицированы ВИЧ. «Помолодел» сексуальный опыт – некоторые школьники 13 – 15 лет имеют беспорядочные сексуальные контакты.
Важное направление – репродуктивное здоровье. В СПб много бесплодных браков. В СПб и в целом по России мужское бесплодие опережает женское. Причина не только в инфекции, но и в образе жизни, травмах и ряде других причин. Поэтому вопросы профилактики заболеваний очень важны.
И как в школах заниматься профилактикой инфекций, передаваемых половым путём? СПб может гордиться охраной здоровья подростков. Великолепный подростковый центр «Ювента», основная задача которого охрана репродуктивного здоровья. Работают молодёжные консультации, где подростков могут научить пользоваться противозачаточными средствами и предохранением от не желательной беременности. Консультации позволяют снизить количество инфекций, передающихся половым путём, снизить количество абортов у девушек-подростков. Сотрудники «Ювенты» выходят в школы, проводят беседы. Участились самостоятельные явки подростков к врачам, ведущим анонимные приёмы. Поэтому, когда в школах ведётся системное половое воспитание, то половая жизнь подростков отодвигается на 3-4 года, помогая «созреть» юноше и девушке для зачатия здорового плода.
В СПб началась большая программа вакцинации от ВИЧ-инфекции, вирус которой передаётся человеку в основном половым путём, и прививаться нужно до начала половой жизни. К сожалению, подростки, начиная раннюю половую жизнь, не задумываются о том, например, что в 50 лет они могут получить рак гортани или рак шейки матки – заболевания, которые в буквальном смысле слова «выкашивают» коренное население России. В рамках профилактики инфекций в СПб, в том числе и онкологических заболеваний, начались прививки против вирусных заболеваний.
Парадоксальную ситуацию отметил Евгений ТКАЧЕНКО. У взрослых в СПб параметры по гастроэнтерологической заболеваемости лучше, чем в Москве, и в целом по России. Но гастритом чаще болеют дети. В то же время язвы у взрослых стало в 2,5 раза меньше, чем это было 20 лет назад. Рак желудка прогрессирует – у 1 из 200.
Кроме того отмечалось, что в СПб случаи передачи инфекций от матери к плоду сократились до 1,2%. И это победа петербуржских медиков, которая говорит об успешной работе с будущими мамами уже на 1-м этапе вынашивания ими плода.

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+