Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Христа Бога ради!

    Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей, известен почти каждому. Монастырь, основанный в 1473 году ни разу за всю свою историю не закрывался, что особенно ценится верующими. Монастырь славится чудотворными иконами Богоматери, летописцы называют его "домом пречистой Богородицы".
   В числе наиболее почитаемых местных святых - игумен Корнилий, умерщвленный в 1570 по приказу Ивана Грозного. В современной истории обитель стала одним из главных центров возрождения православных традиций, в том числе традиции старчества. В 1967–2006 годах в монастыре совершал монашеский подвиг архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из самых почитаемых старцев нового времени.
   Социальное служение или диакония присуща христианству и Русской Православной Церкви. С самого начала Церковь неизменно проповедовала идеал диаконии или служения как неотъемлемой части христианской жизни наряду с литургией и мученичеством или свидетельством. О социальной работе в монастыре и ее духовных основах мы попросили рассказать наместника Свято-Успенского Псково-Печерского    монастыря,   архимандрита Тихона.
 
Отец Тихон, какова роль социального служения в духовной жизни монастыря?
 
     Серьезное отношение к жизни вносит в нашу душу мысли о смерти, суде Божием, вечности. В Священном писании сказано: "Помни последняя твоя – и во веки не согрешишь". Мы знаем, что душа вечная, а смерть, как следствие грехопадения, состояние для человека не естественное. Человек создан для вечной жизни в Царствии небесном. Об этом Господь прямо говорит, что только он путь истинной жизни. Войдет же в эту вечность исключительно человек с добрым сердцем, милосердный человек. А пропуском в царствие Божие, как пишет святитель Иоанн Златоуст, будут дела милосердия: голодного накормить, больного посетить, раздетого одеть, принять странника, простить обиды ближним.
          Однако, в результате грехопадения человек не только стал смертным, но и малосильным на добро. Легко декларировать добро, но трудно его делать. И это понятно с духовной точки зрения. Господь говорит: «Без меня не можете творить ничего». Это ничуть не оправдывает жестокость, это говорится о том добре, добре высоком ради Христа. Для творческого, жизнеутверждающего оптимистического жития необходимо исполнять заповедь Божию о милосердии.
      На самом деле быть милосердным естественно для человека и легко. Иоанн Златоуст объясняет: - Господь не говорит, что для голодного надо устроить пиршество. Достаточно дать возможность подкрепить свои силы самой простой пищей. Господь не требует придти и исцелить больного. Милосердие заключается уже в том, чтобы навестить его. Такие поступки делают нашу вечную душу доброй, а потом и святой. Дела милосердия ради Христа - это пропуск в вечность.
    Какая же мотивация при этом должна быть у человека. Добро ради добра -это крайне не стойкая мотивация, в чем мы многократно убеждаемся. Стойкое только добро ради Христа.
   Есть такой рассказ в Отечнике (сборник благочестивых рассказов IV, Vвеков н.э.). Один пустынник, достигнув духовного совершенства с Божией помощью, помыслил, а есть ли еще человек у которого я мог бы поучиться добру. Тогда Господь привел его в город к обычному человеку. Этот пустынник очень удивился, чему он может научиться у него. И тогда Господь открыл пустыннику, кто живет у мирянина в отдельной комнате.  Это был человек без рук, без ног, за которым мирянин ухаживал и даже разжевывал пищу, чтобы накормить. Увидев пустынника, этот калека закричал, что будь у него руки и ноги он бы убил своего благодетеля. Невзирая на ужасный характер калеки, человек ради Христа ухаживал за больным…
   Подобное бывает и в наших семьях, когда пожилые родители теряют разум и начинают ругать своих детей, ухаживающих за ними. Если дети заботятся о своих родителях только ради добра, в конце концов, они обычно сдают таких родителей в дома для престарелых. Добро же ради Христа, оно твердое, придает нам терпения и силы. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что самая трудная добродетель - это ухаживать за больным.
 
Расскажите, пожалуйста, о направлениях социального служения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре?
 
     У нас есть служба милосердия, которая обслуживает 5 человек на дому. Двадцать один человек проживает в доме милосердия монастыря. Ежедневно мы выдаем около 100 благотворительных обедов. И это не просто БОМЖи, это действительно люди, оказавшиеся не по своей воле в тяжелых жизненных обстоятельствах. Ежегодно мы  удовлетворяем более 300 различных социальных прошений.
 
Все ли монахи монастыря участвуют в социальном служении?
 
    Социальное служение для нас в духовном плане более широкое понятие, чем принято в миру. Это не только материальная помощь, но и доброе слово, душепопечение. Направить человека на путь истинный - это тоже социальное служение. И в этом понимании в нем участвует каждый монах. Дежурный батюшка выслушивает наших прихожан и дает ответы на их вопросы, другие отвечают на письма из тюрем, и т.п. На Пасху и Рождество мы посещаем лагерь для заключенных с духовным концертом.
 Каждый, кто участвует в душепопечении, исполняет свою часть духовного социального служения. Эти дела делаются осмысленно ради Христа, и мы получаем помощь Божию в них. Бог хранит сердце, делающего добро. Повторяя слова преподобного Серафима Саровского, добро ради Христа приносит Духа Святого, и это цель жизни христьянина. А Дух Святой укрепляет веру, надежду и любовь. Благодать хранит делающего добро от скатывания к порокам, в том числе и корысти в делании добра.
 
У.М.

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+