Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


ОМС для пожилых

Пожилые петербуржцы имеют право на достойную медицину
 
В Ленэкспо прошел международный форум «Старшее поколение». Наш обозреватель побывал на круглом столе, посвященном правам пожилых пациентов, проведенным территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.
Послушать выступления руководителей Фонда собрались сотрудники социальных служб, медицинских учреждений, члены благотворительных организаций и просто активные пенсионеры-пациенты.
 
Оценку медицине ставит пациент
 
Каков уровень петербургской медицины? Как работают больницы и поликлиники? Обычно этот вопрос задают городским властям, сотрудникам комитета по здравоохранению, районному звену, главврачам больниц и поликлиник, руководству страховых компаний и территориального фонда. А что, если спросить об этом пациентов? Ведь ради них собственно и работают врачи и чиновники.
Взглянуть на медицину с другой стороны, со стороны пациента решили в Петербурге в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования. И вот в конце 2012 года в нашем городе было проведено пилотное социологическое исследование уровня удовлетворенности граждан амбулаторной медицинской помощью.
- Напомним, что опрос жителей города проводился независимой социологической организацией в 18 лучших поликлиниках города, - начал свое выступление начальник управления организации защиты прав застрахованных граждан ТФОМС Санкт-Петербурга Павел Юрьевич Окунев. - Было опрошено более 2000 респондентов.
Павел Юрьевич представил вниманию участников форума результаты этого исследования в разрезе мнений пациентов пожилого возраста. Ведь именно эта категория петербуржцев чаще всех обращается в поликлиники за медицинской помощью.
И что же показали опросы?
Практика показывает, что с возрастом значительно увеличивается частота обращений пациентов за медицинской помощью. По всем представленным параметрам наиболее значительный рост обращаемости наблюдается при получении лечебно-восстановительных процедур с 13 процентов в возрастной группе 18-34 года до 40 процентов в старшей возрастной группе.
 
Две трети пожилых людей удовлетворены здравоохранением
 
Результаты исследований показали, что в целом работой поликлиник удовлетворены более двух третей (70 процентов) пожилых людей. При этом почти каждый четвертый пациент в целом медицинским обслуживанием не удовлетворен.
Важно отметить, что показатель удовлетворенности работой поликлиник существенно отличался в разных поликлиниках города от 54 до 86 процентов.
- Пациентам была дана возможность оценить доступность различных медицинских услуг в своей поликлинике, - говорит Павел Юрьевич. В этом разделе почти каждый четвертый пациент был в целом неудовлетворен доступностью диагностических исследований, почти каждый третий – доступностью врачей-специалистов. Существенно ниже был показатель неудовлетворенности доступностью услуг участкового врача и лабораторных исследований (11 и 8 процентов соответственно).
Почему же люди недовольны этими параметрами? В первую очередь это объясняется длительными сроками ожидания получения медицинской помощи, а также наличием очередей непосредственно перед кабинетом врача.
Результаты исследований показала, что почти каждый третий опрошенный был вынужден ожидать диагностических исследований и приема врачей-специалистов более двух недель.
Теперь относительно очереди у кабинета врача. Почти каждый пятый пожилой пациент проводил в очереди к участковому врачу более одного часа. И данное обстоятельство приводит к тому, что после часового ожидания пациент уже не сможет объективно оценить качество медицинской помощи.
Вместе с тем, в отдельных поликлиниках более половины опрошенных ожидали приема участкового врача менее получаса.
С очередями к специалистам дело обстоит несколько лучше. Только 17 процентов опрошенных пожилых людей в очереди к врачу-специалисту проводили более часа.
 
Записаться к врачу стало легче
 
- Важно отметить, что 92 процента опрошенных граждан затрачивали на ожидание в очереди в регистратуру менее 30 минут, - подчеркнул Павел Юрьевич. – И это является результатом внедрения в 2010-2012 годах современной формы дистанционной записи. Записи на прием к врачу поликлиники через районные центры телефонного обслуживания.
Если брать в целом, то во время опроса организацией записи на прием к врачу в той или иной степени были удовлетворены 63 процента.
Как же петербургские пенсионеры предпочитают записываться к врачу?
- Граждане старшего возраста предпочитают записываться на прием к врачу через регистратуру, а также по телефону в Центре записи (46 и 45 процентов соответственно), – отвечает Павел Окунев.
Надо заметить, что пациенты более молодого возраста наиболее удобным для себя способом запаси на прием к врачу считают Интернет.
Теперь перейдем к качеству медицинских услуг в поликлиниках. Здесь пациенты выше всего оценили лабораторные исследования (82 процента) и работу участкового врача (74 процента).
Пока несколько ниже опрошенные оценили качество работы врачей-специалистов и диагностических исследований.
Скажем еще об одном факторе, который не относится ни к качеству медицинской техники, ни к количеству врачей. Речь пойдет о внимании, заботе, добром слове, которое тоже лечит. Известно, что на удовлетворенность медицинской помощью, в особенности у пожилых людей, влияет доброе отношение, внимание врача и медсестры к пациенту. К сожалению, не во всех поликлиниках пока это понимают. Так каждый десятый опрошенный пациент указал на невежливость и недостаточное внимание медицинского персонала. Почти каждый пятый пожилой пациент считает, что врачи уделили ему недостаточно времени на приеме и не рассказали подробно и доступно об его болезни и лечении.
 
Выстроим рейтинг проблем
 
Сейчас попытаемся выстроить своеобразный рейтинг проблем, которые встречаются в наших поликлиниках. Среди основных проблем в работе поликлиники, вызывающих наибольшую неудовлетворенность у пациентов пожилого возраста, первое место занимают очереди у врачебных кабинетов. Ее отметили 38 процентов респондентов.
Второе место с результатом 28 процентов занимает трудность попадания на прием к врачу.
Третье – это длительные сроки ожидания плановых медицинских услуг, ее отметил почти каждый четвёртый участник опроса.
В анкете для пациентов содержался и вопрос о том, видят ли они какие-либо изменения в работе своей поликлиники, произошедшие за последние три года.
И тут ответы пожилых пациентов порадовали.
- Почти половина опрошенных указали на улучшение санитарно-гигиенических условий, 28 процентов отметили, что стало более удобно записываться на прием к врачу, - говорит Павел Окунев.
Почти каждый четвертый пациент отметил улучшение в оснащении поликлиник современным медицинским оборудованием.
В анкете присутствовал еще один важный вопрос: не хочет ли пациент поменять свою поликлинику на другую? Думается, этот вопрос очень важен для главврачей поликлиник. Но они могут гордиться тем, что три четверти пациентов не желают уходить из своей поликлиники.
 
 
Новое оборудование и обучение специалистов
 
Начальник сектора мониторинга доступности медицинской помощи ТФ ОМС Павел Михайлович Панков рассказал об оборудовании кабинетов врачей-специалистов городских поликлиник и консультативно-диагностических центров по итогам программы модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге. Основными направлениями программы были: укрепление материально-технической базы, внедрение информационных систем, внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи. Поликлиники и центры оснащены оборудованием для лучевой диагностики, восстановительного лечения, офтальмологии, лабораторной диагностики, оториноларингологии, урологии.
Среди видов оборудования для проведения восстановительного лечения и реабилитации можно назвать: физиотерапевтическое оборудование, оборудование для кинезо- и механотерапии при реабилитации пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, оборудование для восстановительного лечения пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и неврологической патологии, оборудование для водо- и грязелечения, аппараты для ингаляционной терапии.
За счет средств страховых медицинских организаций было проведено обучение врачей-специалистов отделений восстановительного лечения работе на современном медицинском оборудовании. Обучено около 140 врачей, на что направлено свыше 1,6 млн. рублей.
 
Полис можно получить без хлопот и очередей
 
Как можно получить полис ОМС единого образца подробно рассказал начальник отдела финансово-экономического анализа и планирования управления по работе со страховыми медицинскими организациями ТФ ОМС Санкт-Петербурга Константин Михайлович Лапин.
В этом году ТФ ОМС Санкт-Петербурга отмечает двадцатилетний юбилей системы ОМС. Столько же времени выдаются в нашем городе и полисы обязательного медицинского страхования. Но это были полисы, которые каждая страховая медицинская компания выпускала по своему образцу. А в 2011 году ситуация изменилась, так как, Федеральным законом от 29 ноября 2010 года был введен полис обязательного медицинского страхования единого образца.
Каковы же основные особенности или нововведения выдачи единого полиса ОМС?
- Это введение полисов ОМС единого образца на всей территории Российской Федерации, - поясняет Константин Михайлович. – Двухэтапная выдача полиса: сначала застрахованному лицу выдается временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса, а через 30 рабочих дней – уже непосредственно сам полис ОМС. Полисы изготавливаются централизованно в Московской типографии “Гознак”.
Сведения о полисах ОМС, выданных застрахованным гражданам, учитываются в Едином регистре застрахованных лиц и его региональном сегменте, который ведется в Территориальном фонде ОМС.
Еще один важный момент. Застрахованное лицо само выбирает страховую медицинскую организацию, а не его страхователь, как это было прежде.
Полис ОМС единого образца является бессрочным. Поэтому некоторые горожане задают такой вопрос: нельзя ли его для сохранности ламинировать?
- Нельзя! Потому что на оборотной стороне полиса предусмотрено место для отметки СМО, которую выбрал застрахованный гражданин. При смене СМО полис не меняется, а в нем проставляется новая отметка, - поясняет Константин Лапин.
В Санкт-Петербурге полисы ОМС выдаются в 120 пунктах выдачи полисов девяти страховых медицинских компаний. Подчеркнем, что ранее работающие граждане самостоятельно не обращались в пункты выдачи полисов СМО за полисами.
А теперь каждый сам отвечает за выбор страховой медицинской организации и за свой полис. И для получения его созданы комфортные условия.
 
Пункты должны быть комфортными для всех
 
Правда, и здесь не без вопросов. Так, пункты выдачи полисов неравномерно распределены по районам. К сожалению, не все пункты выдачи полисов в полной мере отвечают требованиям правил ОМС. А они должны быть комфортными для всех. При обслуживании лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, помещения оборудуются пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение инвалидных колясок. Глухонемым, инвалидам по зрению и другим гражданам с ограниченными возможностями при необходимости оказывается соответствующая помощь.
Кроме того, полис на другого человека, в том числе и на лежачего больного, может получить его родственник или близкий человек по простой доверенности.
Константин Михайлович рассказал о том, что полис можно также получить в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг.
Напомним, что в Петербурге сегодня действуют 34 МФЦ, в которых созданы и поддерживаются условия, отвечающие самым современным стандартам комфортности. Все они работают без выходных дней, с 9.00 до 21.00. Полисы выдаются по принципу экстерриториальности, т.е. петербуржцы, независимо от места проживания, могут обратиться за полисом ОМС в любой из Многофункциональных центров, расположенных во всех районах города. Причем в этих центрах можно выбрать любую страховую медицинскую организацию из числа осуществляющих деятельность в сфере ОМС Санкт-Петербурга. Хочется отметить, что к концу прошлого года каждый пятый полис ОМС нового образца в Санкт-Петербурге выдавался через Многофункциональные центры. А среди всех услуг, оказываемых в МФЦ выдача полисов ОМС, вышла на первое место и достигла 15%.
Таким образом, петербуржцы положительно оценили возможность получения полиса ОМС при обращении в МФЦ. Это на практике позволило гражданам выбирать страховую медицинскую организацию непосредственно при обращении за полисом ОМС. А также горожане оценили комфортные условия, созданные в МФЦ, удобный режим работы и выбор наиболее подходящего места получения полиса.
 
Участники форума «Старшее поколение» с интересом выслушав доклады сотрудников ТФ ОМС, задавали вопросы о работе страховых компаний. Они получили информационные листки, в которых указывались адреса и телефоны Многофункциональных центров.
Сотрудники терфонда напомнили, что с информацией об ОМС можно ознакомиться насайте ТФОМС WWW.SPBOMS.RU, а с деятельностью МФЦ на сайте государственных услуг WWW.GU.SPB.RU.
Телефон горячей линии ТФ ОМС Санкт-Петербурга: 703-73-01. И не забывайте, что телефон вашей страховой компании указан в вашем полисе. Это ваши главные помощники при получении бесплатной медицинской помощи по ОМС и защитники вашего здоровья и интересов. Обращайтесь к ним!
 
Подготовила Татьяна Зазорина
 

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+