Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Социальная политика Санкт-Петербурга

Интервью с председателем Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга А. Н. Ржаненковым
 
 
- Александр Николаевич, каковы основные показатели развития по отрасли «Социальная политика» в Санкт-Петербурге за 2012 год и что пришлось сделать для их достижения
 
- Прежде всего, это усиление социальной направленности бюджета нашего города. В частности, объем бюджетных ассигнований Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в 2012 году составил более 35 млрд 190 млн рублей, что более чем на 1 млрд превышает сумму 2011 года. Объем социальных выплат в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился почти на миллиард рублей и составил более 29 млрд руб.
 
- Какие меры социальной поддержки оказываются отдельным категориям петербуржцев за счет средств городского бюджета?
 
- В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» в 2012 году денежные выплаты предоставлены более 816 тысячам гражданам на общую сумму 4,6 млрд руб.
В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга «О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным» ежемесячную пожизненную компенсационную выплату получили 12,9 тыс. человек из числа реабилитированных лиц на общую сумму более 221 млн руб.
На выплаты труженикам тыла, которых в городе более 42 тысяч человек, в соответствии с Законом «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении тружеников тыла в Санкт-Петербурге», из бюджета было выделено более 383 млн руб.
                   По закону «О доплате к пенсии отдельным категориям военнослужащих и членам семей военнослужащих в Санкт-Петербурге» ежемесячную доплату к пенсии получили 900 военнослужащих, проходивших службу по призыву и ставших инвалидами в результате участия в боевых действиях в «горячих точках», и членов семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, на общую сумму около 27 млн руб. А в соответствии с Законом «О доплате к пенсии по случаю потери кормильца в Санкт-Петербурге» доплаты к пенсии членам семей лиц офицерского состава, погибших при исполнении обязанностей военной службы, предоставлены 905 человека на общую сумму более 29,4 млн руб.
В 2012 году продолжена реализация Закона Санкт-Петербурга «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатным зубопротезировании отдельных категорий граждан Российской Федерации, местом жительства которых является Санкт-Петербург», в соответствии с которым оказаны услуги по бесплатному протезированию более 20,6 тыс. гражданам на общую сумму почти 475 млн руб. Отмечу, что в прошлом году очередь на бесплатное зубопротезирование граждан была ликвидирована, и направления выдаются в текущем режиме.
Единовременная социальная компенсация на погребение в 2012 году была предоставлена, в соответствии с Законом «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге», 152 петербуржцам на общую сумму более 984 тыс. рублей.
В рамках реализации Закона «О единовременной денежной выплате на погребение ветерана Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге» в 2012 году выплату получили 910 человек на общую сумму более 5,7 млн руб.
                   Правом, предусмотренным Законом «Об обеспечении техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», в прошлом году воспользовались более 10 тысяч человек, которые были обеспечены более 19,6 тыс. наименований ТСР: протезами, ортезами, ортопедической обувью, тростями опорными и тактильными, костылями, опорами, слуховыми и голосообразующими аппаратами, специальными средствами при нарушениях функций выделений. На эти цели из средств регионального бюджета было выделено более 74 млн рублей.
В соответствии с Законом «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге» в 2012 году без малого 14 тысяч человек обеспечены более 25 тыс. дополнительными техническими средствами реабилитации на общую сумму более 73 млн руб.
В рамках реализации Закона «О дополнительных мерах социальной защиты отдельных категорий инвалидов» ежемесячное пособие предоставлено более 6 700 петербуржцам на общую сумму 361 млн руб.
                   В соответствии с Законом «О предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» в 2012 году предоставлена бесплатная юридическая помощь 6 868 жителям города, которым оказано 27 327 услуг, затраты бюджета Санкт-Петербурга составили около 25 млн руб. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь и вопросов, по которым она предоставляется, постоянно расширяется.
                   В соответствии с Законом «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» денежные выплаты предоставлены около 500 тыс. чел. на общую сумму более 5 млрд руб.
В соответствии с Законом «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» дополнительные меры социальной поддержки спортсменов и тренеров, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге и являющихся получателями пенсии, в виде ежемесячной денежной выплаты предоставлены 668 гражданам на общую сумму более 63 млн руб.
В соответствии с Законом «О звании «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» ежемесячные социальные выплаты в 2012 году предоставлены 18 гражданам Российской Федерации, удостоенным звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга», а также 4 нетрудоспособным супругам (в случае смерти лица, удостоенного звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга») на общую сумму более 3,5 млн руб.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О премии Правительства Санкт-Петербурга «Золотым и бриллиантовым юбилярам супружеской жизни» в 2012 году выплачена премия 2 245 супружеским парам на общую сумму более 8,4 млн руб. В декабре 2011 года принят Закон «О единовременных выплатах семейным парам к юбилеям их супружеской жизни», который установил с 1 января 2012 единовременные выплаты семейным парам к юбилею их супружеской жизни: в связи с 50-летием – 50 000 руб. на семью; в связи с 60-летием – 60 000 руб. на семью; в связи с 70-летием – 70 000 руб. на семью. В 2012 году выплаты предоставлены 4 456 супружеским парам на общую сумму более 230 млн руб.
 
- Насколько известно, петербуржцам оказывается адресная социальная помощь за счет бюджета города.
 
- Безусловно. Например, государственную социальную помощь в прошлом году получили 20 843 малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан на общую сумму более 228,5 млн руб. Экстренная социальная помощь была оказана 478 горожанам, оказавшихся в экстремальной ситуации,на общую сумму более 38 млн руб. Материальную помощь в виде денежных средств получил 44 461 человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, на общую сумму около 180 млн руб. Материальную помощь в натуральном виде получили почти 210 тыс. человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на общую сумму более 135,5 млн руб.
 
 
- Известно, что Санкт-Петербург вновь стал городом-пятимиллионником, каковы демографические показатели ушедшего года?
 
- Да, 22 сентября 2012 года родился пятимиллионный житель Санкт-Петербурга – девочка.
По предварительной оценке Петростата численность постоянного населения составила 5 014,7 тыс. человек и с начала года увеличилась на 61,5 тыс. чел.. Рост численности населения в январе–октябре 2012 года произошел за счет миграционного и естественного прироста. Именно в прошлом году, впервые за многие годы, число рождений превысило число смертей. Однако доля лиц моложе трудоспособного возраста по-прежнему снижается, в 2012 году - 12,4%. Жителей трудоспособного возраста - 62,0%, а старше трудоспособного возраста - 25,6%, и этот процент год от года повышается. Иными словами, ежегодно растет коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население.
Но не могу не отметить, что только в январе–октябре 2012 года родилось 51 904 малышей, что на 4968 чел. (или на 10,6%) больше, чем за аналогичный период 2011 года. А многодетных семей стало на 2 234 больше, и сейчас в нашем городе проживает более 17 400 многодетных семей, в которых воспитывается более 55 800 детей.
Позитивные изменения в динамике рождаемости, безусловно, связаны с реализацией мер как федеральной демографической политики (материнский капитал, увеличение размера федеральных пособий), так и региональной (увеличение размера пособий семьям, имеющим детей; расширение круга получателей пособий, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга; предоставление новых мер социальной поддержки).
В последние годы в Санкт-Петербурге наметилась устойчивая тенденция снижения смертности населения. Так, в 2012 году показатель младенческой смертности сохранился на уровне 4,7%, а продолжительность жизни увеличилась до 67,8 лет для мужчин и 77,7 лет для женщин.
 
- Каковы финансовые, правовые и организационные механизмы поддержки института семьи, материнства, детства в Санкт-Петербурге
 
- Мы всегда уделяли большое внимание институту семьи, действует и постоянно совершенствуется система мер социальной поддержки, все основные позиции и долгосрочный план мероприятий – в Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы. Разработана «Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы», которая предусматривает осуществление мероприятий по следующим основным направлениям: семейная политика, поддержка семейных ценностей и семейного образа жизни; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; социальная интеграция в общество детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; участие детей в общественной жизни города и в реализации стратегии.
В рамках реализации Закона «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» января 2012 года существенно увеличены размеры пособий и выплат семьям, имеющим детей.
Так, единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка увеличена: до 20 152,84 руб. – при рождении первого ребенка; до 26 870,45 руб. – при рождении второго ребенка; до 33 588,06 руб. – при рождении третьего и последующего ребенка.
Размер ежемесячных пособий составлял:
ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет:
на первого ребенка – 2 242,81 руб.;
на второго и последующих детей – 2 893,95 руб.;
на первого ребенка из неполной семьи – 2 532,20 руб.;
на второго и последующих детей из неполной семьи – 2 893,95 руб.;
ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 1,5 лет до 7 лет:
в обычном размере – 651,61 руб.;
на детей из неполных семей– 940,46 руб.;
ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 (18) лет;
в обычном размере – 604,58 руб.;
на детей из неполных семей – 873,28 руб.;
ежемесячное пособие на ребенка-инвалида от рождения до 18 лет – 4 437,32 руб.;
а ребенка-инвалида из семьи, где оба родителя (единственный родитель) являются инвалидами I и (или) II группы – 6 162,95 руб.;
ежемесячное пособие на ребенка из семьи, где оба родителя (единственный родитель) являются инвалидами I и (или) II группы:
на ребенка-инвалида в возрасте от рождения до 7 лет – 4 437,32 руб.;
на ребенка-инвалида в возрасте от 7 лет до 18 лет – 3 081,47 руб.;
Размер ежегодной компенсационной выплаты на детей из многодетных семей с составил – 2 893,95 руб.
За счет средств городского бюджета в 2012 году выплачено: 53 205 единовременных компенсационных выплат при рождении ребенка на общую сумму 1 248,4 млн руб.; 137 432 пособия на ребенка в возрасте от рождения до 16 (18) лет
на общую сумму 2 440,7 млн руб.; 17 865 детям из многодетных семей компенсационные выплаты на общую сумму 52,9 млн руб.
Только в рамках реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» за прошлый год 98 215 петербургским семьям были выплачены пособия на 150 509 детей.
                   Порядок предоставления многодетным семьям в Санкт-Петербурге транспортного средства (пассажирского микроавтобуса), предусматривающий бесплатное предоставление семьям, имеющим в своем составе 7 и более несовершеннолетних детей, в том числе приемным семьям и семьям, имеющим опекаемых (подопечных) детей, проживающих в указанных семьях более трех лет, транспортного средства пассажирского микроавтобуса был утвержден еще в 2009 году. Только в 2012 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга был приобретен и вручен 21 пассажирский микроавтобус.
В соответствии с Законом «О социальной поддержке семей работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге, имеющих (воспитывающих) двух и более детей» в 2012 году ежемесячное пособие получили 3 202 семьи на общую сумму 86,4 млн руб. (Размер ежемесячного пособия составлял 2 687,05 руб.).
В соответствии с Законом «О дополнительной мере социальной поддержки студенческих семей в Санкт-Петербурге» в 2012 году 241 студенческой семье выплачивались ежемесячно социальные выплаты на общую сумму 4,6 млн руб. (размер ежемесячной социальной выплаты по состоянию составлял 2 465,18 руб.).
 
- А что делается в Санкт-Петербурге для развития института опеки и попечительства, приемной семьи?
 
- Сразу хочу уточнить, что ситуация в Санкт-Петербурге по данному вопросу во многом отличается от ситуации по другим российским регионам, так как у нас – 111 муниципальных округов. Все по порядку: в декабре 2006 был принят Федеральный закон № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», в соответствии с которым осуществление полномочий по опеке и попечительству отнесено к компетенции органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.
В январе 2007 года в Петербурге был принят закон «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге».
В 2012 году на реализацию отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, израсходовано без малого 844 млн руб.
Большое внимание Правительство Санкт-Петербурга уделяет развитию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, в том числе в приемные семьи.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, составляет 10 060 человек, из них усыновленных – 3 478 детей, под опекой (попечительством) – 5 369 детей, в приемных семьях – 1 213 детей, в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 2 571 ребенок. Я привожу данные по состоянию на 31 декабря 20012 года.
В соответствии с Законом «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекойили попечительством, и детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и детей в приемных семьях, в 2012 году с учетом индексации составлял 6 717,61 руб.
Число детей, находящихся под опекой или попечительством, а также переданных на воспитание в приемные семьи, на содержание которых выплачиваются денежные средства, составило 6 495 человек.
В Санкт-Петербурге продолжает активно развиваться такая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья.
В 2012 году размер вознаграждения, причитающийся приемным родителям, в соответствии с Законом «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», составлял:1 приемный ребенок – 6 948,0 руб.; 2 приемных ребенка – 10 422,0 руб.; 3 приемных ребенка – 13 896,0 руб.; 4 приемных ребенка – 17 370,0 руб.; 5 приемных детей – 20 844,0 руб.; 6 приемных детей – 24 318,0 руб.; 7 приемных детей – 27 792,0 руб.; 8 приемных детей – 31 266,0 руб..
Количество приемных семей, естественно, в Санкт-Петербурге растет с геометрической прогрессией: в начале 2006 года их было 35 (в них воспитывались 48 детей), в 2012 году в приемных семьях жили 1 213 детей, число приемных родителей, на вознаграждение которых выплачиваются денежные средства, составляет 993 человека.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии
с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в 2012 году получили 760 человек на общую сумму более 9,3 млн руб.
В государственном региональном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 31 декабря прошлого года были сведения о 2 842 детях   .
Активная работа органов опеки и попечительства внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга совместно с нашим комитетом, эффективная реализация городской социальной программы «Ищу маму», а также предоставление мер социальной поддержки гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, и детям, передаваемым на воспитание в семьи, способствуют ежегодному увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей и переданных на семейные формы устройства.
В Санкт-Петербурге особое внимание уделяется вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2012 году на предоставление дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Законом «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» из бюджета Санкт-Петербурга было выделено более 122,2 млн руб., из них:
возмещение расходов на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования получили 67 человек на общую сумму 873,6 тыс. руб.;
ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей получили 6 254 человека на общую сумму 14 493,2 тыс. руб.;
единовременное денежное пособие и единовременную денежную компенсацию на покупку одежды, обуви, мягкого инвентаря и мебели выпускникам образовательных учреждений Санкт-Петербурга получили 676 человек на общую сумму 40 248,5 тыс. руб.;
единовременную денежную компенсацию для приобретения комплекта новой сезонной одежды и обуви, мягкого инвентаря, оборудования при поступлении в образовательное учреждение Санкт-Петербурга начального, среднего и высшего профессионального образования получили 947 человек на общую сумму 23 526,2 тыс. руб.;
единовременное денежное пособие при поступлении в образовательные учреждения Санкт-Петербурга начального, среднего и высшего профессионального образования получили 840 человек на общую сумму 4 880,9 тыс. руб.;
компенсацию оплаты проезда к месту отдыха, лечения и обратно и один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы получили 1 916 человек на общую сумму 19 217,2 тыс. руб.;
единовременное пособие при передаче ребенка в семью на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью получили 888 человек на общую сумму 19 031,3 тыс. руб.
Одновременно, в части, касающейся предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в 2012 году жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга обеспечены 265 семей (284 человека) из числа детей-сирот, которым предоставлено 7,5 тыс. кв. м. общей площади, в том числе 5,5 тыс. кв.м. в домах нового строительства.
 
- Что делается и что сделано в Санкт-Петербурге для создания современной системы социального обслуживания горожан.
 
- В Санкт-Петербурге действует двухуровневая система учреждений социального обслуживания - городского и районного подчинения.
В ведении комитета - 37 государственных учреждений (1 автономное, 31 бюджетное и 5 казенных). 23 стационарных учреждения социального обслуживания населения предназначены для постоянного проживания граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, лиц без определенного места жительства, несовершеннолетних детей и женщин, находящихся в кризисной ситуации. В стационарных учреждениях социального обслуживания проживают и получают услуги более 8 100 человек.
В 2012 году выписаны 1 186 путевок на поступление в стационарные учреждения социального обслуживания, в том числе: 901 путевка в психоневрологические интернаты; 53 путевки в дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии; 232 путевок в дома-интернаты общего типа. В наши учреждения поступило 952 человека, в том числе: 710 - в психоневрологические интернаты; 41 - в дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии; 201 - в дома-интернаты общего типа.
В целях ликвидации очереди в стационарные учреждения социального обслуживания Правительством Санкт-Петербурга был принят ряд документов, в соответствии с которыми проведены проектные, строительные, ремонтные работы. В 2012 году на реализацию мероприятий, предусмотренных в указанных документах, израсходовано без малого 447 млн руб.
На развитие и совершенствование материально-технической базы 35 городских учреждений в прошлом году было израсходовано более 121 млн руб.: закупка и установка технологического и медицинского оборудования, оргтехники, оснащение мебелью для жилых и нежилых помещений, обновлены автопарки.
Немаловажно, что в прошлом году нами была подготовлена проектная документация на установку резервных источников электроснабжения для 17 учреждений. На проектирование, приобретение и установку агрегатов потрачено более 11 млн руб.
Я счастлив, что в наших учреждениях не было ни серьезных возгораний, ни, тем более, жертв. На реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях только в 2012 году израсходовано более 61 млн руб.; заключено более 200 государственных контрактов на устранение замечаний государственного пожарного надзора на общую сумму почти 60 млн руб. Во всех учреждениях организовано обслуживание комплексных систем обеспечения безопасности, заключены государственные контракты со специализированными организациями. Системы противопожарной автоматики и пожарного водопровода обслуживаются специализированными организациями, регулярно проверяются и поддерживаются в рабочем состоянии.
 
- Очевидно, что развитие учреждений социального обслуживания населения позволяет повысить уровень доступности и качества социальных услуг, а также увеличить численность граждан, получающих эти услуги. По какой схеме развиваются учреждения социального обслуживания петербуржцев в районах?
 
- За шесть последних лет на территориях 18 районов Санкт-Петербурга создано 31 учреждение социального обслуживания населения, в том числе: 11 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; 14 центров социальной помощи семье и детям; 6 социально-реабилитационных центов для несовершеннолетних.
На сегодняшний день районная система учреждений соцобслуживания в Санкт-Петербурге включает 57 учреждений, в том числе: 20 комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН); 14 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; 15 центров социальной помощи семье и детям; 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; 1 дом ночного пребывания в Кронштадском районе. Поясню, что в остальных районах дома ночного пребывания входят в структуру КЦСОН.
Открываются новые отделения в действующих учреждениях. Так, только за прошлый год дополнительно открыто 20 отделений: 13 отделений, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста (в структуре КЦСОН); 2 отделения, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам; 5 отделений по работе с детьми и семьями.
Учреждения системы социальной защиты населения обслужили без малого 800 тыс. человек (в 2011 году – 760 тыс.), в том числе: более 590 тыс. пожилых петербуржцев; более 56 тыс. инвалидов и детей-инвалидов;150 500 детей.
К 2015 году мы планируем завершить создание оптимальной системы учреждений социальной защиты населения и оказания социальных услуг.
 
- Инновационные технологии в социальном обслуживании – далекая перспектива или реальность для Санкт-Петербурга и его горожан?
 
- Сразу назову три примера таких технологий: «тревожная кнопка», услуги сиделок и «социальное такси».
В 2006 году мы приняли закон «О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», который установил дополнительные меры социальной поддержки петербуржцев в виде предоставления «социального такси».
За 2012 год от жителей города поступило и было реализовано транспортными организациями более 640 тысяч заявок, затраты бюджета Санкт-Петербурга составили более 388 млн руб. Количество граждан, имеющих право на специальное транспортное обслуживание, составило более 316 тыс. человек. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга дополнительные меры социальной поддержки получили 51 215 человек.
Перечень должностных лиц и видов социально значимых объектов, до которых можно доехать на «социальном такси» постоянно увеличивается.
В 2010 году в Петербурге был принят закон «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому», в соответствии с которым из городского бюджета получателю услуги компенсируется 90% от ее стоимости. В прошлом году услуги сиделок получили 1 300 петербуржцев на общую сумму более 267 млн руб.
«Тревожная кнопка» – это технология предоставления специализированных услуг экстренной социально-медицинской помощи различным категориям граждан посредством их экстренной связи с диспетчером путем нажатия кнопки на специальном устройстве (на браслете, на брелоке) либо на мобильном телефоне.
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуги «тревожной кнопки» предоставлены 12 000 гражданам на общую сумму более 88 млн руб. (в 2011 году – 10 608 чел. на общую сумму более 48 млн руб.).
 
- Доступность среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения это ведь тоже социальная гарантия государства, региональных властей?
 
- Абсолютно согласен. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга в начале 2011 года был утвержден Перечень мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге, на 2011-2012 годы, который являлся документом организационного характера, но позволил поэтапно решать проблему доступности городской среды для инвалидов за счет имеющихся бюджетных источников, а также контролировать и координировать работу различных ведомств по этому вопросу в городском масштабе.
В целях реализации Перечня мероприятий в 2012 году было обследовано 3 203 объекта социальной инфраструктуры на предмет доступности для инвалидов, из них: полностью доступны 1 200 (37,5%) объектов, в том числе для инвалидов-колясочников доступны 894 (27,9%), для инвалидов по зрению - 308 (9,6%) и для инвалидов по слуху - 660 (20,6%).
На каждый обследованный объект социальной инфраструктуры в подсистеме «Доступная среда» автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» формируется электронный паспорт и составляется карта доступности объектов, в том числе для использования гражданами с инвалидностью через интернет-сайт www.city4you.spb.ru.
В соответствии с адресными программами районов Санкт-Петербурга в 2012 году выполнены работы по обеспечению средствами доступа для инвалидов на 746 государственных объектах социальной инфраструктуры, из них на 359 объектах сверх плана.
В 2012 году доля подвижного состава городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения (низкопольный транспорт), составила 42% от общего количества городского пассажирского транспорта. Устройствами звуковой сигнализации оснащены 1 382 светофорных объекта.
В 2012 году выполнены работы по организации 489 парковочных мест для транспорта инвалидов по 197 адресам в различных районах Санкт-Петербурга.
Проведены мероприятия по обустройству наземных нерегулируемых пешеходных переходов с понижением бордюрного камня по 315 адресам.
В конце 2012 года Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» до 2015 года, и Петербург продолжил начатую работу с большей силой, в частности была разработана Программы по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге на 2013-2015 годы.
Среди многочисленных проблем особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. В Санкт-Петербурге численность детей-инвалидов составляет почти 14 тысяч чел. (это 1,8% от общей численности инвалидов города), из них: с нарушением опорно-двигательного аппарата более 2 тысяч чел., в том числе инвалидов-колясочников – без малого 1 тысяча чел.; с нарушением сенсорных функций (инвалидов по слуху и зрению) – более 1 тысячи чел.; с нарушением психических функций – 500 чел.
            В Санкт-Петербурге всегда проходили самые разные мероприятия, направленные на интеграцию людей с инвалидностью. Безусловно, полезные, но проводимые общественными организациями. Поэтому появилась идея межрегиональной культурно-просветительской программы «Город равных возможностей», которая была бы интересна для всех, независимо от социального статуса и состояния здоровья. Программа проводится комитетом при поддержке общественных объединений, учреждений культуры и бизнес-сообщества c 2008 года и включает в себя ряд уникальных мероприятий, направленных на объединение творческих и жизненных устремлений людей с инвалидностью и без нее: «Театр за равные возможности», «Рок за равные возможности» «Кино за равные возможности», «Искусство за равные возможности». Итогом этого большого проекта на протяжении всего времени становится гала-концерт «Звезда надежды».
Акция «Театр за равные возможности» традиционно проходит на площадке ДК «Выборгский» (московские и петербургские театры представляют на этой сцене свои кассовые спектакли), акции «Рок за равные возможности» и «Кино за равные возможности» проходят на лучших площадках города, в них участвуют ведущие российские рок-группы и андеграунд, демонстрируются шедевры российского и зарубежного кинематографа, документальные ленты, что немаловажно. В рамках программы пару лет назад состоялся Рождественский бал-маскарад «Зимняя сказка» для детей с инвалидностью и детей, оставшихся без попечения родителей, в Константиновском дворце. Очень красивое действо и чрезвычайно нужное как детям, так и взрослым. Уверен, что бал-маскарад в этом году предстанет перед широкой публикой, так как будет проводиться в историческом центре Петербурга, и даже на балюстраде Исаакиевского собора.
Программа «Город равных возможностей» – не только возможная, но и необходимая форма работы, поскольку помогает понять: интеграция – не самоцель, а средство исцеления общества.
 
- Многие регионы, насколько известно, перенимают у Санкт-Петербурга уникальный опыт создания системы специализированного жилья для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, которую также можно отнести к одной из форм социального обслуживания населения. Расскажите о «соцдомах» подробнее.
Строительство специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста, а также специальных жилых домов для молодых инвалидов с отклонениями в умственном развитии – очень востребованное направление развития социальной сферы.
В Санкт-Петербурге действует 18 специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в 13-ти районах города на 1 114 квартир. В 2012 году осуществлялось строительство еще двух «социальных домов», они будут введены в эксплуатацию в этом году.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О проектировании и строительстве зданий домов системы социального обслуживания населения для одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов с отклонениями в умственном развитии в Санкт-Петербурге» до конца 2016 года планируется завершить проектирование и строительство еще трех специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста. Предусмотрено строительство двух «соцдомов» для инвалидов.
Особенностью специальных жилых домов является то, что службы социального, медицинского, культурно-бытового обслуживания расположены непосредственно в помещениях «соцдома»; квартиры, лифты, лестничные площадки полностью приспособлены для маломобильных групп населения. При этом проживающие не находятся на гособеспечении, заселение в эти дома осуществляется по договору социального найма жилого помещения. Квартиры в специальном жилом доме не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем, аренду. Эта особенность играет большую роль в обеспечении безопасности одиноких пожилых людей, как имущественной, так и личной. Жителям таких домов можно не опасаться быть жертвами мошенников, поскольку квартиры в этих домах находятся в собственности Санкт-Петербурга.
 
- В Санкт-Петербурге проживает более 1,3 млн людей пенсионного возраста, и, наверное, поэтому именно в вашем городе проводится Международный форум «Старшее поколение»…
 
- Да, в этом году он пройдет уже в восьмой раз, традиционно в Ленэкспо, в последних числах марта.
В 2012 году в форуме приняли участие более 800 представителей, в том числе из 46 регионов России, а также из стран дальнего и ближнего зарубежья. В рамках форума традиционно состоялись Международный конгресс «Социальная адаптация, поддержка и здоровье пожилых людей в современном обществе», выставка социальной, медицинской, благотворительной помощи, товаров и услуг для пожилых людей «Забота, помощь, милосердие» и выставка – ярмарка товаров «Все для здоровья». А посетили форум более 19 тыс. человек. Все желающие получили консультации по вопросам социального и пенсионного обеспечения, занятости, социального и медицинского страхования, получения государственных услуг, предоставляемых на базе СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг».
На организацию и проведение Форума из бюджета Санкт-Петербурга в 2012 году было выделено около 1,5 млн руб.
 
- Обычно на вопрос: «Как органы исполнительной власти взаимодействуют с общественными организациями?» - получаешь ответ: «Хорошо взаимодействуем, проводим совместные мероприятия»… Если говорить конкретно: в цифрах и фактах, - то как Комитет по социальной политике помогает НКО?
 
- Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) – важнейшая общественно-политическая задача. Вот вам и цифры и факты.
Общий объем субсидий на поддержку СО НКО только через наш комитет в 2012 году составил более 539,5 млн руб., из них: более 108 млн руб. – субсидии, предоставляемые СО НКО на конкурсной основе (субсидии получили 54 СО НКО); более 393 млн руб. - субсидии, предоставляемые по отдельным целевым статьям (79 СО НКО); более 37,5 млн руб. – субсидии, предоставляемые СО НКО на конкурсной основе за счет средств, поступивших в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета (субсидии получили 69 СО НКО).
Объем субсидий на поддержку СО НКО через комитет в 2013 году составляет более 486,4 млн руб., из них: на конкурсной основе –  почти 342 млн руб., по отдельным целевым статьям – более 144,5 млн тыс. руб.
К тому же, в 2012 году 82 СО НКО, включая региональные отделения, получили компенсацию на оплату коммунальных услуг на общую сумму 4 501,4 тыс. рублей.
Реестр СО НКО, содержащий сведения об организациях-получателях помощи исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, сформированный комитетом и включающий в 2012 году 223 организации, опубликован на официальноим портале Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru.
В Санкт-Петербурге в течение сентября-октября 2012 года обучение на базе Северо-Западного института управления РАНХиГС прошли 238 сотрудников из 141 СО НКО, а также 35 государственных и муниципальных служащих.
Мы совместно с Центром поддержки добровольческих инициатив, созданным на базе подведомственного комитету Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр международных гуманитарных связей», продолжили работа по развитию добровольчества в Санкт-Петербурге.
Центром на постоянной основе предоставляется базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества: информационная и методическая поддержка организаций, предоставление гражданам и организациям информации о наличии видов работ, предлагаемых для выполнения на основе добровольчества, консультирование координаторов добровольной работы, привлечение и предоставление организациям добровольцев для работы в социальной сфере Санкт-Петербурга. В течение года осуществлялась подготовка и размещение на интернет-cайтах www.kdobru.ru и www.dobrovolno.spb.ru информационных материалов по тематике добровольчества.
Услуги Центра распространяются на организации любых организационно-правовых форм, действующих в социальной сфере и организующих добровольную работу граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, на потенциальных и действующих добровольцев.
Количество постоянных организаций-клиентов Центра – 55 государственных и негосударственных организации социальной сферы; 1100 - получателей информационных и консультационно-методических услуг в области добровольчества.
Комитет принимал непосредственное участие в проведении ежегодных консолидированных добровольческих акций «Весенняя неделя добра в Санкт-Петербурге». В период акции 2012 года 3 370 добровольцев нашего города спланировали и провели 110 общественно полезных добровольческих акций, которые были поддержаны 68 негосударственными и государственными организациями социальной сферы. Благополучателями стали 11 882 человека.
В 2012 году постановлением Правительства Санкт-Петербурга утверждены Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере поддержки добровольчества на период до 2015 года для дальнейшего совершенствования механизмов взаимодействия государства и общества, развитие гражданских инициатив.
 

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+