Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Пациентов опросили

Может ли пациент участвовать в модернизации медицины?
Может и должен - решили в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга и провели пилотное исследование уровня удовлетворенности медицинской помощью в лучших амбулаторных медицинских организациях для взрослых.
 Как работают наши поликлиники? Кто должен и может оценивать их работу? Руководство, врачи? А если спросить мнение у самих пациентов, ради которых собственно и работает огромная индустрия здоровья?
Так, в Петербурге провели пилотное исследование уровня удовлетворенности граждан медицинской помощью в лучших амбулаторных медицинских организациях для взрослых. 5 марта с его результатами познакомили журналистов ведущих петербургских изданий. Сайды, представленные на этой встрече, мы начинаем публиковать на странице 6. 
Социологи идут в поликлиники
Это исследование было организовано территориальным фондом обязательного медицинского страхования по поручению вице -губернатора Санкт-Петербурга Ольги Александровны Казанской.
Вопрос был рассмотрен на правлении Фонда. Члены Правления  его одобрили и дали поручение двум страховым компаниям РОСНО и МАКС-М осуществить финансирование проекта за счет средств поступающих в СМО на решение социально-значимых задач. Общая сумма средств, выделенная на этот проект составила 1,5 миллионам рублей.
Как же проходило это исследование? По заданию территориального фонда ОМС  Санкт-Петербурга в ноябре-декабре прошлого года независимая социологическая организация провела социологическое исследование уровня удовлетворенности граждан амбулаторной медицинской помощью. Для опроса решено было взять по одной поликлинике из каждого района города, а также рассмотреть работу всех поликлиник одного из районов – Красногвардейского. Организаторы проекта говорят, что в районах были взяты лучшие полклиники, а Красногвардейский район в целом по результатам работы является одним из самых благополучных районов в сфере медицинского обслуживания. Лучшие поликлиники предлагали сами администрации районов. Так что отбор был добровольный.
Итак, в ходе исследования социологами было опрошено более 2000 респондентов, пациентов поликлиник. Причем, для объективности опрашивались жители районов не по телефону или на улицах. А прямо в поликлинике.  Для того чтобы было ясно, что в опросе участвуют именно пациенты данной поликлиники, а не случайные люди, которые знают о поликлинике понаслышке.
Методика опроса позволяла сравнить удовлетворенность пациентов различными параметрами медицинского обслуживания городских поликлиник. Таблица параметров было очень обширной, рассматривалось 56 параметров. Пациенты отвечали на 32 вопроса. Перечислим некоторые из них:
-удовлетворенность уровнем доступностью медицинской помощи (удовлетворенность организацией записи на прием к врачу, сроки ожидания медицинской помощи, длительность ожидания в регистратуре, перед кабинетом врача)
- удовлетворенность качеством амбулаторной помощи (уровень подготовки врачей, материально- техническая оснащенность поликлиники)
- условиями оказания медицинской помощи
- определение объемов личных финансовых затрат граждан на оплату медицинских услуг
- определение уровня информированности граждан о возможностях реализации их прав при получении амбулаторных услуг по полису ОМС
- определение рейтинга проблем граждан при получении амбулаторных медицинских услуг (большие очереди, невозможно получить консультацию врача, диагностическую или лечебную процедуру).
 
Результаты исследования порадовали
Результаты исследования были обработаны и проанализированы социологами. И вот итоги работы.
Они свидетельствуют о том, что жители города положительно оценивают те изменения, которые произошли в поликлинической области за последние три года. Почти каждый пятый опрошенный пациент отметил улучшение в оснащении поликлиник современным медицинским оборудованием. Почти треть респондентов считают, что стало более удобно записаться на приме к врачу. Кстати, к месту отметим, что 40 процентов пациентов записываются к врачам через центры записи по телефонам, интернетом для записи пользуется треть пациентов, только шесть процентов идут через терминалы. Остальные предпочитают брать номерки к врачам по старинке. В регистратуре.
Более 36 процентов опрошенных признали, что видят и ощущают на себе улучшение санитарно-гигиенических условий в поликлиниках. Действительно, ведь во многих поликлиниках прошли прекрасные ремонты, радуют не только кабинеты, но, извините, и туалеты, что тоже не маловажно для больных людей, приобретена новая мебель. И даже ждать в очереди к врачам стало комфортнее.
Но надо отметить, что исследование было рассчитано не только на то, чтобы выяснить положительные стороны модернизации амбулаторной сферы. Опрос подтвердил и наличие ряда проблем, с которыми граждане сталкиваются, придя на прием даже в самые лучшие поликлиники города.
Основная из этих проблем знакома почти всем из нас – очередь перед кабинетом врача. Так, более часа затрачивали  на ожидание в очереди к участковому врачу более пятой части пациентов, к врачу-специалисту – 16 процентов. Но вместе с тем, в некоторых поликлиниках более половины опрошенных ожидали приема участкового врача менее получаса.
Почему же в поликлиниках все же образуются очереди? С одной стороны это дефицит кадров, а с другой – это может быть и недоработка руководства поликлинике в организации рабочего времени врачей поликлиники. Немалую роль играет и запись к врачам. За последние два года благодаря электронной записи к врачу через районные центры по телефону, очереди в регистратуру значительно сократились. И теперь пациент проводит в них менее 30 минут.
Удовлетворены пациенты и работой лабораторных служб поликлиник. Если раньше пациент в очереди проводил чуть ли часы, люди занимали очередь затемно еще у неоткрытых дверей поликлиники, то теперь больные могут пройти исследование быстро и без особых хлопот. Таким ходом событий удовлетворены две трети пациентов.
-Мы не ограничиваем число проводимых анализов, - говорит руководитель территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга Александр Михайлович Кужель. -  Сегодня централизованные лаборатории поликлиник города прекрасно оснащены.  комплексами. В рамках реализации в течение двух последних лет программы модернизации здравоохранения Санкт-
Петербурга на оснащение лабораторий было потрачено 300 миллионов рублей, приобретено 48 современных лабораторных комплексов. Объем исследований вырос на двадцать процентов. Финансирование составляет 1 миллиард рублей. Здесь ощутимую помощь оказывают и вступившие в территориальную программу ОМС частные лаборатории.
Кстати, сейчас перед поликлиниками стоит вопрос, как обеспечить пациентам в случае необходимости обследования на КТ и МРТ, ведь такого оборудования пока еще не хватает. И в этом случае будут привлекаться частные клиники с их аппаратурой и специалистами на конкурсной основе, как это уже было проведено, например, с программой ЭКО, в которой участвуют и государственные и коммерческие медицинские организации.
Новое оборудование доступно каждому пациенту
Отметили пациенты и оснащенность  поликлиник новейшим  оборудованием. Например, теперь пациенты с глазными болезнями не надо ездить в центр на Моховую, чтобы пройти обследования. В поликлиниках прекрасно оснащены офтальмологические кабинеты.
- За три года по программе модернизации потрачено более 3 миллиардов рублей на новейшее оборудование, подчеркнул Александр Кужель, - более 500 врачей было обучено работать на новом оборудовании.
Острым казался вопрос и о взимание денежных средств с пациентов. Но на поверку он оказался не таким распространенным. Ведь только 11 процентов опрошенных пациентов сказали, что им пришлось платить за медицинские услуги. Причем, они не сказали, что их понуждали к этому. Большинство из них выбрали платные услуги  по собственной инициативе. Не было особых претензий и к профессиональной этике медицинского персонала амбулаторного звена. Так, менее одной десятой респондентов столкнулись с грубостью и невнимательностью при посещении поликлиник.
Так что в целом 68 процентов опрошенных пациентов удовлетворены качеством и доступностью медицинской помощи в поликлиниках. Довольны они и своим лечащим врачом, об этом заявили 72 процента пациентов. Довольны своей поликлиникой в целом и не хотят ее менять на другую 85 процентов опрошенных.
Проведение пилотного проекта позволило выявить ряд основных проблем,  возникших у петербургских пациентов поликлиник. Кроме того, апробирована методика построения единого рейтинга медицинских организаций с различной мощностью, укомплектованностью кадрами, оснащенностью современным медицинским оборудованием. Результаты пилотного исследования доведены до сведения правления территориального фонда ОМС и направлены в Комитет по здравоохранению Петербурга, районные отделы здравоохранения для анализа и принятия управленческих решений.
В том числе среди решений будет и стимулирование коллектива поликлиник на повышения качество работы. К марту будут выделены лучшие учреждения по различным группам: поликлиники, стационары – взрослые и детские, роддома, женские консультации. Победители в номинациях будут поощряться материально. Эти средства пойдут и на поощрение сотрудников и нужды учреждений.
Но у горожан может возникнуть вопрос о том, что выявлялись успехи и недостатки в лучших поликлиниках города, а что же происходит в средних и более слабых?
- Территориальный фонд ОМС планирует в скором времени распространить опыт проведения социологического исследования на все поликлиники города. а потом и на стационары,- говорит Александр Кужель.- И использовать полученные данные для улучшения  работы медицинских учреждений города.
На эти исследования страховые компании планируется выделить до 5 миллионов рублей. Так что можно с полным правом сказать, что в модернизации нашего здравоохранении активное участие принимаем и мы, рядовые пациенты!
 
Скорая помощь вошла в ОМС
Признаться было немало волнений, когда вышло решение ввести скорую помощь Петербурга в систему обязательного медицинского страхования. Медики скорой беспокоились, что будут перебои с зарплатой. И что им придется чуть ли не даром лечить не застрахованных граждан. А сами эти граждане беспокоились о том, что их будут лечить по второму разряду, если у них нет российского полиса.
И каковы же первые шаги этого почина? Система перехода была четко разработана и прошла практически безболезненно и для медиков, и для пациентов. С этого года за счет средств бюджета Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга осуществляются денежные выплаты врачам (5 тысяч рублей), фельдшерам (3500 рублей) и медицинским сестрам (2500 рублей), ранее осуществляемых за счет средств федерального бюджета. Так что медики ни в чем не проиграли. Наоборот они выиграли. И вот в чем. Данные выплаты впервые распространяются на все отработанные часы, в том числе и при работе по совместительству, а не как было раньше, на одно физическое лицо, работающее на одну ставку.
На рабочем совещании, проведенном в Территориальном фонда ОМС Санкт-Петербурга 1 февраля этого года, все руководители медицинских организаций, оказывающие скорую медицинскую помощь, были уведомлены о новом порядке денежных выплат.
По данным информационной системы фонда за январь-февраль 2013 года страховыми медицинскими организациями на финансирование скорой медицинской помощи было перечислено 483 751, 1 тыс. рублей.   Не было забыто и обслуживание иногородних и даже заграничных пациентов, не имеющих российского полиса. На них было выделено 6,5 миллиона рублей. Но руководители фонда считают, что эта сумма должна быть большей при более строгом учете пациентов, которыми была оказана скорая медицинская помощь.
Надо отметить, что руководители территориального фонда ОМС Петербурга заботятся и о дальнейшем развитии сокрой помощи, снабжении ее необходимыми дорогостоящими лекарствами, например, для тромболизиса.
Уже строятся планы на лето, чтобы обслужить наших садоводов. Их будет обслуживать не только скорая помощь. В садоводствах планируется открыть 29 медицинских пунктов, тогда как в прошлом году их было всего 9.
Подготовила Татьяна Зазорина

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+