Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Закон «О добровольчестве ( волонтерстве)»

 
 
 
Комментарий председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского к проекту закона «О добровольчестве (волонтерстве)»
 
Волонтерское движение в России испытывает проблемы легитимизации своей деятельности. Данный законопроект позволяет юридически закрепить организацию, информирование, взаимодействие с органами власти общественных волонтерских движений и организаций, чтобы они не подменяли собой деятельность профессиональных спасателей, пожарных врачей, а дополняли их, как это принято во всей мировой практике.
Оппоненты законопроекта уверяют в том, что государственное регулирование задушит волонтерское движение, в частности, по причине невозможности проведения рекламных и политических кампаний при проведении волонтерских акций. В действительности это не так. Думаю, что подобные акции только уменьшают количество желающих принять в них участие. Политиканство и коммерция несовместимы с добровольчеством.
 Многим не нравится и то, что закон требует принятия на себя письменной ответственности организаторов акций за привлеченных волонтеров, их страхование, учет опыта деятельности волонтера. Понятно, что не всем организаторам волонтерских акций хочется принимать на себя юридическую отвесность за жизнь и здоровье привлеченных людей.
Закон позволяет соблюсти важный принцип «не навреди» и оградить людей, которым требуется помощь от непрофессионализма и дилетантства.
При этом приятие данного законопроекта открывает возможности государственной поддержки волонтерского движения в России, создания мотивационных факторов роста количества волонтеров и добровольцев. Волонтер получает право на компенсацию материальных затрат по проезду, проживанию, питанию в месте своего служения, защиту своего здоровья.
Сегодня даже само понятие волонтер прописано исключительно в законодательстве о спортивном волонтерстве и добровольной пожарной дружине. Естественно встает вопрос, почему правоотношения, возникающие при осуществлении волонтерской деятельности всех других видов не попадают в поле государственного регулирования и поддержки.
Вопросы регулирования деятельности волонтеров долгое время поднимали и религиозные организации, для которых социальное служение является важной частью деятельности, и которые обладают огромным историческим опытом в его осуществлении.
Законопроект обладает системным подходом. Он требует определить опасные виды работ, необходимость не только страхования, но и медицинского обследования волонтеров в опасных ситуациях. Определение статуса волонтерского движения даст возможность органам власти на легитимной основе оказывать различного вида поддержку волонтерскому движению, в том числе и материальную. 
Анализ международной практики показывает, что во многих странах волонтерские движения имеют законодательное регулирование. Многие государства регулируют эти правоотношения с 20-х годов прошлого столетия, когда молодежь Германии и Франции взялись за ликвидацию последствий первой мировой войны.
Достаточно сослаться на существующую мировую нормативно-правовую базу. Это, прежде всего, резолюции генеральных ассамблей Организации объединенных наций, которые обязывают правительства государств обеспечить своими законодательными актами поддержку волонтерского движения, не посягая на их самостоятельность. Кроме того, Совет Европы обязывал государства оказывать всяческую поддержку волонтерским добровольческим организациям.
Регулирование правоотношений при осуществлении волонтерской деятельности имеется в законодательствах  Венгрии, Германии, Польши, Португалии, Румынии, Испании, Италии, Латвии, Люксембурга, Чехии, Латинской Америки, Аргентины, Бразилии, Колумбии, Перу, США. При этом многие государства достаточно жестко регламентируют отношения между волонтерами и органами власти. Например, в Венгрии волонтерская деятельность должна регистрироваться в обязательном порядке. В Германии очень серьезно продуманы механизмы мотивации, вплоть до того, что в ряде случаев работа волонтером приравнена к службе в армии. Есть и материальная мотивация, которая компенсирует карманные расходы. В той же Германии это около  300 евро. Очень жесткие требования к волонтерам предъявляет Португалия. В Италии требуется обязательное страхование. Люксембург требует обязательной аккредитации. Чехия обязывает все отношения оформлять письменно и вводит договорную систему. А в США, например, соответствующий закон назвали «О служении Америке». Это говорит, что в основе волонтерской деятельности лежит не только служение какому-то конкретному гражданину, оказание ему помощи безвозмездным трудом, но и служение всему государству.
Разработку данного федерального законопроекта настоятельно требовали региональные законодательные собрания. Некоторые из них, не дождавшись нашей инициативы, разработали и приняли свои законы, как это было сделано в Ростове и Вологде. Настойчивы в его скорейшей разработке были Липецк, Ульяновск, Башкортостан Кострома, ЯНАО, Курск, Воронеж.
На данный момент мы получили из регионов России более ста положительных отзывов и лишь три отрицательных. Законопроект прошел широкое общественное обсуждение. Было проведено специальное селекторное совещание с представителями регионов. На нем они получили возможность высказать свою точку зрения по законопроекту. В данном случае она абсолютно ясная - необходим базовый федеральный закон. Также мы ознакомили с законопроектом участников совещания - членов заинтересованных общественных и молодежных организаций.
Законопроект был представлен в телевизионном эфире, на пресс-конференции в РИА «Новости», на радио, был проведен Круглый стол в Совете Федерации. Его рассматривала Общественная палата. После обработки поступивших замечаний планируется проведение Парламентских слушаний
       Следующим этапом станет получение заключения и замечаний из Правительства России. Каждое их них будет рассматриваться в нашей рабочей группе, после чего мы представим окончательный вариант текста закона.  Затем он будет вынесен на заседание Совета палаты и на заседание Совета Федерации. После чего будет официально внесен на утверждение в Государственную Думу России.

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+