Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Пациент в центре внимания

 Недавно назначенный главой комитета по здравоохранению Валерий Михайлович Колабутин встретился с петербургскими журналистами, освещающими медицинскую и социальную тематику. На ней были обозначены основные проблемы петербургского здравоохранения, пути их решения и ближайшие перспективы.     Глава Комитета по здравоохранению, прежде шесть лет возглавлявший Петербургский ТФОМС, обозначил и основную задачу, стоящую перед комитетом и медиками – добиться того, чтобы жители Петербурга ощутили реальное увеличение доступности и качества бесплатной медпомощи и чтобы немалые средства которые выделяются из федерального и городского бюджетов на развитие здравоохранения, эффективно использовались. 


    Главной проблемой остается проблема финансирования системы здравоохранения. На финансирование системы здравоохранения в бюджете города  на 2013 год предусмотрено более 38 млрд. рублей. Это на 16,5%  больше, чем в 2012 году. Но сюда не входят расходы на инвестиционные программы. Более 40 млрд рублей – это беспрецедентная цифра – предусмотрена  в 2013 году  бюджетом ТФОМС. Это связано с тем, что завершается в 2012 году финансирование программы модернизации, и те средства, которые аккумулировались правительством России на эти цели, отдаются в регионы и будут использоваться на текущее финансирование систем здравоохранения.
     Отдельные важные разделы бюджета – это льготное лекарственное обеспечение. Валерий Колабутин подчеркнул, что «мы ожидаем существенного увеличения наших городских средств для закупки льготных лекарств в соответствии с поправкой, которую вносит в проект бюджета губернатор». Ожидается, что из бюджета города на эти цели будет выделено до полутора миллиардов рублей.
      Важной проблемой также является оказание Высокотехнологичной медицинской помощи, из городского бюджета-2013 на эти цели планируется выделить 740 млн. рублей, не считая средств ФОМС. Это на 30% выше, чем в 2012 году. Продолжится реализация целевых программ, их финансирование сохранится на уровне текущего года – около 3,3 млрд. рублей. Продолжится реализация таких важных для города программ, как программа по профилактике, раннему выявлению и лечению онкологических заболеваний, профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза, программы  развития психиатрической службы города и службы «Скорой».
    Впервые отдельной строкой в объеме 87 млн. рублей запланированы средства на вакцинацию детей. Традиционно предусмотрены расходы на приобретение санитарного автотранспорта и на ввод и проектирование новых объектов здравоохранения. Будет проектироваться крупный медицинский центр в Приморском районе – с детским и взрослым стационарами, роддомом, ряд других объектов.
     Болезненной проблемой является зарплата врачей и медсестер. Часть средств, которые направлялись на доплаты, выделялись из средств модернизации здравоохранения и нацпроекта «Здоровье». В 2013 году источник финансирования будет другим – доплаты будут производиться через систему ОМС. По расчетам комздрава, средства, предусмотренные в бюджете, полностью позволят сохранить объемы доплат и даже приступить к поэтапному решению важнейшей проблемы, о которой говорил президент -  повышения заработной платы медицинским работникам.
      Важной темой остается модернизация здравоохранения. Более 14 млрд. рублей за 2 года было выделено федеральным центром на реализацию программы модернизации здравоохранения города. Наиболее ощутимым для жителей направлением является модернизация поликлиник, в частности, оснащения амбулаторного звена. Было очень много нареканий от граждан о том, что в районных поликлиниках устаревшее оборудование. Порядка 3 млрд рублей за два года были направлены городом на укрепление материально-технического обеспечения поликлиник. И сейчас практически все основные службы переоснащены. Это и офтальмологическая служба - более 90 кабинетов, в том числе специализированных -  по  диабетической ретинопатии, глаукоме. Обновлено более ста лор-кабинетов. Работают 29 кабинетов восстановительного лечения, в том числе четыре межрайонных центра с самым современным оборудованием. По единому городскому стандарту дооснащены 14 межрайонных диагностических лабораторий. Это закрывает потребность города в амбулаторной диагностике. Все  вместе – это шаг в сторону доступности и повышения качества медицинской помощи, выведения ее на новый уровень. Пока существует проблема нехватки специалистов, хотя в процессе модернизации велась их переподготовка для работы на новом оборудовании.
   Валерий Колабутин напомнил о недавнем выступлении министра здравоохранения Вероники Скворцовой: в планах министерства – продолжить программу модернизации здравоохранения по отдельным направлениям. По предварительным данным, это будет материнство и детство, медицинская профилактика и реабилитация. «Мы уверены, что Петербург имеет все шансы стать пилотным регионом по программе медицинской реабилитации, у нас очень хороший задел, в рамках модернизации оснащены три крупных реабилитационных центра, созданы кабинеты восстановительного лечения в поликлиниках, кабинеты медицинской реабилитации в крупных стационарах, - отметил глава комитета по здравоохранению. - . Так что мы надеемся здесь получить дополнительные средства из федерального бюджета, и  закрыть потребность города в реабилитационных койках и отделениях реабилитации. Это серьезная работа, потому что по нашим оценкам еще не менее полутора тысяч коек в центрах реабилитации нам необходимо открыть, чтобы достигнуть уровня удовлетворенности потребностям населения, практически, надо удвоить число коек».
       Еще одно серьезное направление – это работа сосудистых центров. Это и их кадровый потенциал,  и взаимодействие между службой «Скорой помощи» и стационарами, на базе которых расположены эти центры, и единый контроль за работой центров. Число операций, которые раньше в рамках бесплатной медпомощи были единичными, растет. Сейчас это уже тысячи операций, например, по острому инфаркту миокарда  показатель доходит до 6 тысяч в год. Это направление – одно из центральных в петербургском здравоохранении, поскольку оно самым прямым образом влияет на показатели смертности населения города.
      В Петербурге продолжается  работа по внедрению медико-экономических стандартов в деятельность медицинских учреждений, в том числе и по таким основным направлениям, как сердечно-сосудистые. Это прямо влияет на качество оказания медицинской помощи. Стоимость медстандартов достаточно высока, по отдельным видам операций счет идет на сотни тысяч рублей. Введен в городе стандарт на лечение катаракты, который один из самых высоких в России -  с учетом затрат на госпитализацию  он доходит до 40 тыс рублей. После введения количество учреждений, которые эти операции делают, резко возросло. Федеральные учреждения готовы делать такие операции, чтобы разгрузить очередь, которая еще сохраняется в Петербурге на этот вид медицинской помощи. «Более того, здесь мы выставляем требования по соблюдению определенных медицинских технологий, чтобы не говорилось о том, что надо купить линзы. Та линза, которая входит в стандарт – достаточно высокого качества», - сообщил Валерий Колабутин.
     Проблема доступности медицинской помощи остается одной из наиболее острых. Не менее трети жалоб, которые  получает комздрав, связаны с доступностью медпомощи в районных поликлиниках. Прежде всего – помощи врачей-специалистов. Одна из проблем – не укомплектованность кадров. Но, как отмечает Валерий Михайлович, установка нового оборудования стимулирует врачей, чтобы приходить в поликлиники. 
     «Еще одно направление, которым мы будем заниматься более активно, и на это есть соответствующее поручение вице-губернатора Ольги Александровны Казанской, это использование ресурсов наших стационаров», - рассказал председатель комитета. На базе почти 30 стационаров развернуты амулаторно-поликлинические или амбулаторно-консультативные отделения. К сожалению, пока они работают не на жителей районов, а на внутренние нужды. Взаимодействие с районами низкое. В комздраве проанализировали, какой объем в общем объеме поликлинической помощи врачей-специалистов составляет помощь врачей, оказанная в этих отделениях – порядка 1,5 – 2%.. Поэтому поставлена задача – увеличить объемы поликлинической помощи, которые  эти отделения оказывают жителям по направлению районных поликлиник. До 5-10% - это было бы нормальным первым шагом, ощутимым для граждан. Для этого будут пересмотрены в сторону увеличения тарифы за помощь,  которая будет оказываться врачами-специалистами в амбулаторно-консультативных отделениях.
    Еще один вектор работы – поддержка федеральных учреждений. Пока они ориентировались на 95% оказания стационарной помощи. «Сегодня мы ставим вопрос, чтобы и объемы амбулаторной помощи, которую оказывают федеральные учреждения из средств системы ОМС, увеличивались, - сообщил Валерий Колабутин. -  В общем, тенденция федеральными учреждениями поддерживается. Эти проблемы в равной степени касаются и взрослой и детской сети».
     Другая проблема – это проблема организации медицинской помощи в самих поликлиниках, здесь есть над чем работать. «Не скажу, что проблема записи на прием, в том числе по телефону, решена в нашем городе, но, тем не менее, динамика хорошая. Если в  августе 2010 года 3,6% граждан попадали к врачам-специалистам, записавшись по телефону, то в сентябре 2012 года 36,9%. Это ощутимое продвижение вперед. Параллельно развивается и запись по Интернету – более медленно, более проблемно, но развивается. Но, когда мы анализировали, сколько граждан записывается по телефону и Интернету, то больше чем в половине поликлиник города это больше половины. Регистратура отступила на второй план», - рассказал председатель комитета по здравоохранению.
    «Еще несколько проблем я хотел бы обозначить. К примеру, мы планируем  увеличить возможности установки  кардиостимуляторов. Сейчас средства на их закупку и установку целиком находятся в системе ОМС, мы планируем в ближайшее время провести работу, чтобы упорядочить оказание этого вида медицинской помощи, разработать реальный стандарт, какие стимуляторы должны устанавливаться гражданам. И здесь мы рассчитываем на отечественного производителя. Мы увеличим объемы закупок кардиостимуляторов и упорядочим получение этой помощи, - продолжил разговор о текущих проблемах Валерий Михайлович.
   - И еще одна важная тема – это металлоконструкции. Сейчас разрабатывается проект распоряжения комитета о порядке оказания медицинской помощи, поскольку здесь огромное число жалоб граждан, которым сразу предлагают установить импортные металлоконструкции. И бесплатного варианта практически не оставляют. Но  мы имеем все возможности, чтобы эту ситуацию решить».
     Отдельный и очень важный вопрос -  это взаимодействие с частными организациями. «Я сторонник расширения этого взаимодействия, - сообщил В.М. Колабутин. - Пока результаты в объемных показателях скромные – порядка 1% в системе ОМС оказывается помощи частными организациями. Есть роддом №2, Центр гемодиализа, который оказывает порядка 25% помощи по гемодиализу в городе, но если говорить о других видах помощи, то пока похвастаться нечем. Безусловно, объемы этой помощи необходимо расширять. Мы надеемся, что переход системы ОМС на полный тариф с 2013 года, то есть включение в тариф всех видов затрат, этот процесс ускорит». Валерий Колабутин сообщил, что под руководством вице-губернатора Ольги Казанской состоялось соответствующее совещание – целый ряд частных организаций готовы расширить объемы помощи в системе ОМС. Уже есть отрадные примеры  оказания медпомощи садоводам. Одна из частных организаций открыла 9 центров в садоводствах, сейчас эта же организация планирует открыть 10 центров общеврачебной практики в Приморском районе, порядка 60-80 тыс  населения могут получать в таких центрах первичную помощь. Прошли предварительные переговоры, чтобы и в Красносельском районе применить такую же схему. Речь идет о создании  в районе четырех центров. « Именно первичная помощь, в том числе и помощь врачей общей практики – та ниша, которую могли бы постепенно заполнять частные медицинские организации», - считает председатель комитета по здравоохранению.
    «Тема лекарственного обеспечения заслуживает отдельного разговора. Сейчас мы решаем задачи подготовки к 2013 году, объявить конкурсные процедуры. К 15 ноября будет закончено формирование заявки на 2013 год по перечню лекарственных средств», - сказал Колабутин и пообещал вернуться к обсуждению этой крайне важной для города теме в одну из ближайших встреч с журналистами.
     Принцип преемственности, объединение усилий федеральных, городских и частных медицинских учреждений, усиление персональной ответственности руководителей – вот то, что необходимо городскому здравоохранению. «Долгие годы вынужденно система здрвоохранения была развернута в сторону выживания, а сейчас происходит поворот в сторону пациента», - заявил глава комздрава.
     И еще одна новость в городе силами ТФОМС и страховых компаний  разработана анкета по оценке удовлетворенности оказанием в поликлиниках  медицинской помощи, ее доступностью и качеством. В ближайшее время пилотный проект начнется в Красногвардейском районе и в 19 поликлиниках всех районов города. Так будет сформирован первый рейтинг поликлиник. Уже к концу года его представят губернатору Георгию Полтавченко. Далее такая же работа будет проведена и в городских стационарах. Оценку деятельности руководителей петербургского здравоохранения можно будет сделать в значительной степени на основании выстраиваемых таким образом рейтингов медицинских учреждений.

 Подготовила Галина Артеменко

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+