Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Грустим вместе с осенью?

Осенью к нам приходит депрессия. Как ее преодолеть? Как поднять настроение и вернуть любовь к жизни? Об этом мы беседуем  с руководителем центра поведенческой неврологии  Института мозга человека Российской академии наук, доктором  медицинских наук, профессором, Леонидом Семеновичем ЧУТКО.

Как вернуться к работе и учебе

-Осенью на нас наступает хандра. Так что не только что работать, вообще жить не хочется! Только что отшумело лето. Взрослые вернулись из отпусков, детишки и бабушки с дач. Прощай, беззаботная жизнь! Как влиться в деловой поток снова?

-Да, вы правы! Переход из лета в осень – стресс. Выход из отпуска – тоже стресс. Приехал человек из теплой страны в нашу холодную, вышел на работу – сшибка.

Дети вволю высыпались летом, а теперь пошли в школу, надо рано вставать. В особенности это тяжело для тех, кто пошел в первый класс. Поэтому надо позаботиться  о том, чтобы ребенок отдыхал и высыпался. Можно пораньше его укладывать спать. Или лучше, если он поспит днем.

- А как быть взрослым, если их снедает тоска и печаль?

- Тревога и тоска не всегда перерастет в депрессию. Не надо впадать в панику! Не стоит бояться своей тревожности, надо рассказывать о ней. Иначе она может перерасти в головные боли, прыжки давления. Надо научиться анализировать свое нынешнее положение, отличать неразрешимые проблемы от тех, с которыми можно смириться.

- Есть ли простые советы, как предупредить депрессию?

-Для начала дам вам четыре совета, которые рекомендуют английские психологи . Первое – это правильное питание. Сразу скажу, что алкоголь не способен ни длительно повысить настроение, ни поднять тонус. Вот десерт, что-нибудь сладкое, может. Но им не надо увлекаться людям с избыточным весом.

Второе правило – это движение. Заниматься можно и в спортивном зале, в бассейне. Но можно пробежаться или пройтись по парку. Третье - яркие и положительные эмоции. Их можно получать от любимой работы, от хобби, от общения с детьми и внуками, друзьями.

И четвертый стимул – это интимная жизнь человека.

- Но это советы молодым цветущим людям. А что делать нашим бабушкам и дедушкам?

- Да, после ухода на пенсию или, когда подрастут внуки, у многих пожилых людей исчезает смысл жизни. Поэтому им надо вернуть смысл жизни. Сейчас многие пожилые люди ходят на различные образовательные курсы: изучают иностранные языки, историю, искусство, овладевают компьютером, посещают спортивные оздоровительные секции, активно работают в обществе ветеранов, помогают своим ровесникам.

 

Таблетки зря назначать не будут!

- Бабушкам надо повышать активность, а некоторым детям, наоборот, эту самую активность надо даже понижать. Недаром есть и термин – гиперактивность. Что делать с ней?

-Есть дети словно с моторчиком внутри. Не надо погашать эту энергию, стараясь запихнуть ребенка в десяток секций сразу. Он может тогда перегореть!

Надо не бояться показать ребенка детскому неврологу, а по мере надобности и психотерапевту. Невролог обследует маленького пациента и с помощью молоточка в том числе. Ребенку, если надо, сделают энцефалограмму. Возможно, ребенку понадобятся и лекарства.

- Но родители так боятся лекарств…

-Поверьте, ни один врач не будет зря пичкать ребенка таблетками! Сначала доктор рекомендует минимизировать все факторы риска, поговорит с родителями о режиме дня ребенка. Иногда требуется сначала лечить родителей, учить, как вести себя с сыном или дочерью.

И не надо бояться и других методов лечения. Например, лечение токами небольшой силы.

- Сейчас то и дело показывают видеозаписи, на которых школьники избивают друг друга и даже поднимают руку на учителей и родителей. Что агрессия в нашем обществе растет?

- Агрессия у подростков была всегда.  Но только о ней и о подобных случаях в СССР старались не говорить.

Агрессию и раздражительность тоже надо лечить. И не только психотерапевтическими и лекарственными методами. Лечить должны родители своим примером. Если дома пьяный отец «учит» маму жизни кулаками, что же ждать от подрастающего сына?! Он тоже будет решать все вопросы силой. И однажды ответит буйному отцу ножом или топором…

-Вот одна наша читательница рассказывает о том, что ее сын очень страдает от неразделенной любви. Она даже боится, как бы он не покончил жизнь самоубийством. Скажите, а синдром Вертера, то есть, влюбленного без взаимности юноши, который покончил с собой, сейчас распространен?

- Да, у подростков бывает такое короткое замыкание на своих чувствах. Когда ему кажется, что весь мир сосредоточился только на его чувствах. С таким подростком родители должны быть очень внимательными. При такой тревожной ситуации поговорить с сыном может и отец. Так, в одном фильме, помню, отец на вопрос сына: «Она меня не любит, что делать?» отец ответил: «Страдать!» Сын должен понять, что если он дорос до высоких чувств, то он должен и найти силы пережить безответную любовь.

- Леонид Семенович! Скажите, пожалуйста, какими методами лечатся нарушения поведения в нашем городе, например, в Институте мозга человека?

- В Институте мозга человека разработан высокоэффективный метод лечения гиперактивных  и тревожных детей с помощью   биологической обратной связи (БОС). Ребенок во время сеанса учится сам управлять своим состоянием и развивает навыки самоконтроля. Метод абсолютно безопасен, так как при его использовании не оказывается физического воздействия, а происходит психофизиологический тренинг. В ходе него мозг обучают работать в правильном режиме. С помощью такого тренинга можно добиться уменьшения страхов у детей. Дети становятся спокойнее, улучшается их поведение в школе и дома. Мы доказали, что данная методика также очень эффективна в лечении тиков.

Кроме этого, проведенные в нашем Институте исследования позволили разработать способ лечения различных поведенческих нарушений с помощью транскраниальной микрополяризации. Особенно эффективен данный метод при лечении задержки психического и речевого развития. В основе метода лежит лечебное применение постоянного очень слабого электрического тока на ткани головного мозга. Такое лечение позволяет активизировать состояние мозга. Применение этого метода у детей приводит к уменьшению проявления функциональной незрелости головного мозга, что необходимо при лечении нарушений внимания и поведения. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга. Такое лечение позволяет улучшить внимание и память.

Подготовила Татьяна Зазорина


Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+