Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


ДДИ

Больным детям достойное лечение, воспитание и образование


Справедливо считается во всем мире, что степень гуманности и милосердия общества определяется по отношению к инвалидам и детям. А если дети, больны тяжело и хронически? Об этом очень ярко и трогательно рассказали устроители Лондонской олимпиады. На ее открытии главными героями были не королева и знаменитые актеры, а пациенты детского госпиталя и хор глухих детишек. А как мы относимся к таким обездоленным детишкам? Зачастую не очень внимательно. Хотя есть и положительные примеры. О них и поговорим.

 

Сотрудников больше, чем детей!

 

  Расскажем вам  о доме-интернате для детей с отклонениями в умственном развитии №1.

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 1»  Комитета по труду и социальной защите населения основан в октябре 1974 года. Он расположен в здании,  построенном по специальному проекту,  и предназначен для проживания детей-инвалидов. В здании имеются пандусы, предназначенные для передвижения детей на колясках, пассажирские и грузовые лифты. В доме-интернате  проживают 303 детей-инвалидов от 4 лет, нуждающихся в уходе, реабилитации, медико-социальном и бытовом обслуживании. Здесь  работают около 350 сотрудников, заметим, больше, чем детишек, чтобы обеспечить им достойную жизнь.

 За их здоровьем и развитием наблюдают 7 врачей - педиатры,  стоматолог, психиатр, физиотерапевт, медсестры палатные, инструкторы по ЛФК, медсестры по массажу, младшие медсестры и санитарки.

 

            Директор, Валерий Николаевич Асикритов, - кавалер ордена Дружбы народов и православного ордена Святого Князя Даниила Московского 2 степени, заслуженный учитель РФ, работает в детском доме со дня основания.

С  1986 года детский дом - интернат № 1 имеет статус опорно-экпериментального учреждения Министерства труда и социального развития РФ.

Для каждого воспитанника интерната разработана индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую реабилитацию, социально-правовое обеспечение, трудовую реабилитацию, творческую реабилитацию, физкультурно-оздоровительную и спортивную реабилитацию. На всех отделениях осуществляется комплексная реабилитация в соответствии с разработанным индивидуальным маршрутом реализации.

В учреждении создана целая система лечебно-профилактических мероприятий, направленных на  восстановление функций пораженных органов и систем, повышение иммунитета у больных детей. 

 

В структуре учреждения – 6 отделений: 4 отделения милосердия, где проживают дети с множественными нарушениями в развитии, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью, отделение психолого-педагогической помощи для детей с умеренной умственной отсталостью и Центр социальной и трудовой реабилитации для выпускников детского дома, способных к доступным видам труда.

 

В 2005 году в интернате создан Попечительский совет, включающий в себя представителей общественных, коммерческих и некоммерческих организаций, муниципальных органов власти, родителей детей-инвалидов, проживающих в учреждении. Попечительский совет содействует улучшению качества жизни воспитанников.

 

 

Интернат развивается!

 

         За последние десять лет в нем произошли большие качественные изменения.

 В самые тяжёлые посткризисные годы детскому дому-интернату, как и другим детским социальным учреждениям, в течение трёх лет оказывалась финансовая помощь из резервного фонда президента  В. В. Путина.

Но и в дальнейшем ежегодно увеличивалось финансирование на все стороны жизни интерната.

И вот зримые результаты. Проведен капитальный и текущий ремонт всех помещений, где проживают дети и где проходит их реабилитация.

Как именно? Мы много, а иногда и безрезультатно говорим о необходимости оборудования доступной среды для инвалидов. Так вот в интернате об этом не говорили, а делали!

Здесь созданы условия для передвижения детей на инвалидных колясках. Оба корпуса оборудованы пандусами для выезда проживающих  на прогулки, имеется 7 пассажирских лифтов.  Площади спален, групповых комнат, санузлов позволяют без затруднений перемещаться на инвалидных колясках. На группах, где проживают дети с двигательными нарушениями, имеются гигиенические кресла на унитазах, установлены поручни, биде и ванны, имеются электрические  подъемники.

Оборудован пандус на 3 этажа в Центре социальной и трудовой реабилитации при детском доме-интернате, 8 пандусов с 1 по 4 этажи в здании детского дома, пандусы на улице для выезда  колясок. Все дети по показаниям  обеспеченны индивидуальными креслами-каталками, ходунками.

Заботятся здесь и о персонале. В интернате  имеются все необходимые средства малой механизации: тележки для доставки  и раздачи пищи и сбора грязной посуды, тележки для чистого и грязного белья, тележки для сбора мусора, для уборки территории, садовые тележки.

Более того! В детском доме-интернате  имеется зарегистрированное автохозяйство с 8 машинами. Все автомобили своевременно проходят технический осмотр.

 Как и  у всех людей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Санкт-Петербурге, у воспитанников есть возможность пользоваться социальным такси.

 

В связи с введением в строй Центра значительно улучшились условия проживания воспитанников: увеличилась общая жилплощадь с 16 тыс. кв. м. до 35 тыс. кв. м., площадь территории учреждения с 5  га до 15 га.

 Ребятам есть, где с удовольствием и пользой отдохнуть. На территории учреждения оборудованы игровые площадки, установлены игровые комплексы, беседки,  построено два мини-футбольных поля, волейбольные, баскетбольные площадки со специальным покрытием, гимнастические городки.  Построена оранжерея для проведения занятий  по озеленению учреждения, трудовому воспитанию.

 

Арттерапия, массаж и кислородные коктейли

 

Улучшилось и медицинское обслуживание ребят. Возросло финансирование на медикаменты на одного ребёнка-инвалида, осуществляется и дополнительное лекарственное обеспечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

 

Поясним, что такое медицинская реабилитация. Это целый комплекс, который включает в себя фармакологическое воздействие, ортопедическую  коррекцию, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию, водолечение, санаторно-курортное лечение, оздоровительный отдых.

Медицинская помощь оказывается круглосуточно. По необходимости оказывается специализированная  помощь в медицинских учреждениях города.

В последние годы в учреждении значительно расширилось  физиотерапевтическое отделение, создано отделение медицинской диагностики. Комплексная система лечебно-профилактической работы проводится с использованием инновационных технологий и современного оборудования. Она направлена на восстановление функций органов и систем воспитанников: медицинская диагностика, электроэнцефалография, электрокардиография, УЗИ-диагностика, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия: светолечение, теплолечение, электролечение, водолечение, ароматерапия, фитотерапия,  кислородные коктейли, механотерапия, ортопедическая коррекция, санаторно-курортное лечение, оздоровительный отдых. Ежегодно воспитанники детского дома ездят на отдых в лечебно-оздоровительные центры, пансионаты Ленинградской области и Черноморского побережья.

В учреждении работает стоматологический кабинет. Появилась возможность проводить зубопротезирование воспитанников  в клиниках города.

Ежегодно осуществляется диспансеризация воспитанников и сотрудников учреждения.

Улучшилось и стало более разнообразным питание детей, проживающих в интернате. Питание осуществляется согласно 14-ти дневному меню, действует Совет  по питанию. Организовано диетическое питание. К праздникам: Новому году, Рождеству пищеблок организует выдачу подарков воспитанникам.

 

На помощь придет мультидисциплинарная команда

 

В 2004 году  была организована служба психологической коррекции, создана сенсорная комната, кабинеты индивидуальной психокоррекции, кабинет психологической разгрузки, организована служба социальной помощи, состоящая из специалиста по социальной работе, социальных педагогов, социальных работников.

На каждом отделении функционирует психолого-педагогический медико-социальный консилиум, включающий в себя специалистов разных направлений. Специалисты консилиума разрабатывают индивидуальный маршрут комплексной реабилитации в соответствии с рекомендациями, прописанными в индивидуальной программе реабилитации, разработанной органами МСЭ для каждого ребёнка, проживающего в учреждении. Система коррекционного воспитания, обучения детей с ограниченными образовательными потребностями,  трудовой, социальной и профессиональной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья базируется на принципах взаимосвязи в работе специалистов.  С каждым ребёнком работает мультидисциплинарная команда специалистов: врачи, медсёстры, специалисты ЛФК и массажа, воспитатели, педагоги дополнительного образования, логопеды, учителя-дефектологи, тифлолог, педагоги-психологи, Монтессори-педагог. Индивидуальный маршрут реабилитации периодически корректируется в зависимости от промежуточных результатов.

 

 

Воспитанники успешно и с интересом учатся

 

В последние годы большое внимание в России и в Петербурге уделяется образованию детей-инвалидов. С 2011 года  дети из интерната обучаются в специальной коррекционной школе VIII вида № 439 Петродворцового района.

Воспитанию и образованию детей в интернате уделяется большое внимание, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольным обучением занимаются воспитателями.  В детском доме  целых пять дошкольных групп.

Школьное обучение осуществляется в восьми классах по специальной программе обучения на отделении психолого-педагогической помощи. Основная цель школьного обучения детей – формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, которые помогут им достойно жить.

Частичное и индивидуальное обучение осуществляется на отделениях милосердия с детьми, имеющими тяжелую или  глубокую степень умственной отсталости. Здесь задача педагогов - формировать социальные контакты и развивать способности к бытовым действиям на занятиях и в игровой деятельности,  поднимать сенсорное развитие, развитие движений.

Основными направлениями в работе с младшими воспитанниками, имеющими сочетанную патологию, являются лечебная педагогика (главный инструмент профилактики осложнений), развитие двигательной активности, коммуникативных возможностей, стимуляция сенсорных систем,  индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 Лечебной педагогикой занимаются воспитатели  с детьми, имеющими множественные нарушения - тяжёлую  степень умственной отсталости, осложнённую нарушениями сенсорных систем, двигательной сферы. Педагоги работают в тесном контакте с медицинской службой. Весь персонал стремится стимулировать развитие каждого ребёнка, стараясь отвлечь его от влияния патологических импульсов, исходящих от больных органов и систем, привлечь его внимание к окружающему миру. Кроме персонала отделения с  детьми работают врачи, медсёстры, массажисты, специалисты по лечебной физкультуре, логопеды, специалист по сенсорному развитию.

В реабилитационном центре при детском доме осуществляется поддерживающее обучении молодых людей - инвалидов детства. Учебный план для каждой группы составлен с учётом особенностей умственного, речевого и социально-личностного развития воспитанников.

Учителя, педагоги дополнительного образования проводят уроки по деловому письму, практической математике, основам безопасности жизнедеятельности, этике, социально-бытовой ориентировке, Петербурговедению, валеологии, домоводству. На каждого воспитанника РЦ имеется так называемая циклограмма занятости.

 

Обучают по прогрессивным методикам

 

В интернате заботятся и о том, чтобы дети и подростки учились трудовым навыкам, для этого есть программа допрофессионального обучения и трудового  воспитания и обучения.

Эта педагогическая работа построена с учетом данных психолого-педагогической диагностики детей и включает в себя индивидуальную и групповую формы. Индивидуальная работа направлена на коррекцию личностных особенностей: самооценки, нарушений сенсорной, эмоционально-волевой и познавательной сфер, игровой, учебной и трудовой деятельности. Групповые занятия - на коррекцию межличностного общения и поведения.

Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретно-чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений. Подростка готовят к полноценной жизни в открытом мире.

Хочется сказать несколько слов о педагогической реабилитации. Для нее используется целый набор кабинетов, мастерских, комплексов. Перечислим: это спортивно-оздоровительный комплекс, состоящий из спортзала, тренажёрного зала, бассейна,  изостудии, логопедического кабинета. Сюда же входят сенсорная комната, кабинет профессиональной диагностики, где проводится выявление профессиональных предпочтений подростков – инвалидов. А также предприятие по металлообработке ООО «Редуктор», где трудятся совершеннолетние воспитанники реабилитационного центра. Сюда же относятся кабинеты  индивидуальной психологической коррекции, кабинет психологической разгрузки для старших воспитанников и домовая церковь Святого мученика Трифона.

 

Очень важно подчеркнуть, что образование в интернате идет не старыми методами,  а используется современная мировая методика. При проведении коррекционных занятий используются элементы акватерапии, песочной терапии, арттерапии, сказкотерапии, компьютерные развивающие игры, интерактивная среда сенсорной комнаты (темной и светлой), элементы релаксационных упражнений в темной комнате, упражнения на развитие коммуникативных способностей, развитие навыков невербальной коммуникации.

Во всех детских домах России по программе «Компьютеризация школ и детских домов в России» в рамках национального проекта «Образование» созданы компьютерные классы.  В интернате  имеется два компьютерных класса, оснащённые современным оборудованием и доступом в интернет. Информацию о деятельности  учреждения можно получить из постоянно обновляющегося сайта www.ddi-1.ru.

Представители прессы, телевидения по согласованию с администрацией учреждения и Комитетом по социальной политике  посещают учреждение, знакомятся с его работой, получают  интересующую информацию.

 

 

Подростки получают профессии

 

Трудовое обучение школьников в учебных мастерских  проводят учителя труда, инструкторы по труду и педагоги дополнительного образования.  Молодые люди  учатся  швейному делу, столярному делу, малярно-штукатурному делу, изготавливают бахилы, осуществляют сборку шариковых ручек, папок-скоросшивателей, выполняют хозяйственно-бытовые работы: убирают территорию детского дома, работают в качестве санитаров-уборщиков, грузчиков.

Труд  умело связывается с творчеством: в интернате функционируют  кружки по прикладному творчеству: художественная вышивка, бисероплетение и вышивка бисером, изготовление кукол,  изготовление мягких игрушек, объемно-декоративная аппликация из ткани,  корнепластика, лоскутная техника, ковроткачество.

Трудовая реабилитация начинается еще в дошкольный период. Ребята посещают занятия в швейных и столярных мастерских, в оранжерее, участвуют в уборке групповых комнат и спален у себя на группе. По достижении ребятами возраста 14-18 лет с ними проводится индивидуальная профессиональная диагностика по методике «Профессиональная диагностика, способствующая развитию» (Hamet-2), в рамках которой определяются их трудовые предпочтения. В 18 лет заканчивается период школьного обучения, продолжается предпрофессиональная подготовка воспитанников.

Те ребята, которые успешно усвоили школьную программу, овладели необходимыми практическими навыками, имеют возможность продолжить трудовое обучение в Центре социальной и трудовой реабилитации при интернате. Для них созданы рабочие места в швейных, столярных мастерских, сувенирной мастерской, мастерских по изготовлению бахил, сборке ручек и фломастеров, на предприятии по металлообработке.

На территории детского дома-интерната действует частное металлообрабатывающее предприятие ООО ‛Редуктор“, имеющее три цеха: станочный, слесарный и сборочный. На предприятии работают 15 молодых людей с проблемами в развитии, проживающих в реабилитационном центре при ДДИ №1, и 37 рабочих специалистов из города, что является хорошей формой интеграции воспитанников в общество. В детском доме-интернате №1 существует  садово-огородное хозяйство, где воспитанники осваивают навыки сельскохозяйственных работ.

Ежегодно наиболее адаптированные  воспитанники направляются на обучение в профессионально-реабилитационный лицей, где они обучаются профессиям обувщика, швеи, переплетчика и другим.

Воспитанники, успешно завершившие курс предпрофессиональной подготовки, могут быть трудоустроены в учреждении: санитарами-уборщиками, дворниками, грузчиками, рабочими прачечной, маляром-штукатуром, столяром-плотником. На начало 2012 года трудоустроены на штатные должности  22 человека.

 

 

Воспитанники победоносно участвуют в спортивных олимпиадах

 

Воспитанники интерната с энтузиазмом и успехом занимаются физкультурой и спортом. Это и уроки физкультуры, и занятия по плаванию в бассейне, занятия на тренажёрах  в тренажёрном зале, посещение спортивных секций - хоккей на полу, футбол, армрестлинг, горные лыжи, пауэрлифтинг, конный спорт, настольный теннис.

Детский дом-интернат  № 1 активно участвует в Специальном олимпийском движении с 1991 года. Воспитанники участвуют во всероссийских и международных соревнованиях по плаванию, хоккею на полу, лёгкой атлетике, конному спорту, пауэрлифтингу, горным лыжам, сноуборду, боулингу. За все годы участия  спортсмены ДДИ № 1 завоевали около 150 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

В последние десятилетия в России в большинстве регионов проводится большая работа по международной программе Special Olympics. В Санкт-Петербурге  активно работает Специальный Олимпийский Комитет, который даёт возможность воспитанникам стационарных социальных учреждений вместе с учащимися коррекционных школ города участвовать в различных городских, Всероссийских, международных соревнованиях по различным видам спорта, Всемирных зимних и летних специальных Олимпийских играх. 

В детском доме-интернате и Центре социальной и трудовой реабилитации имеются хорошие условия для проведения занятий по адаптивной физкультуре, занятий спортом и для проведения оздоровительной работы: два спортзала, два тренажёрных зала, бассейн, зал для занятий ЛФК. За последние 20 лет воспитанниками завоёваны около 900 золотых, серебряных и бронзовых медалей  в соревнованиях различного уровня в различных видах спорта. Из них на международных Специальных Олимпийских Играх – 140 медалей.

В 2005  году президент В.В. Путин впервые за всю российскую историю Специального Олимпийского движения в России пригласил на приём в Кремль лучших спортсменов-победителей Всемирной зимней Олимпиады в Нагано (Япония) и их тренеров.

      Учитель физкультуры, тренер детского дома вместе с детьми в составе делегации Специального Олимпийского Комитета России был на приёме у президента  Путина В.В. в Кремле. Учитель физкультуры ДДИ № 1 является старшим тренером сборной России по хоккею на полу,  членом исполкома Специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга.

     В сентябре 2007 года  3   воспитанника  детского дома в составе сборной России по баскетболу стали олимпийскими  чемпионами и привезли 3 золотые медали. Серова Наталья, спортсменка ДДИ № 1, в составе сборной России по пауэрлифтингу стала абсолютной чемпионкой, завоевала 4 олимпийские медали. Учитель физкультуры Александр Николаевич Асикритов, подготовивший спортсменов,  на  Специальных олимпийских играх был  главным тренером сборной России по баскетболу.

 

 

 

 

 

Здесь и отдыхать умеют!

 

За последнее десятилетие значительно улучшились условия для спортивной и творческой жизни воспитанников: функционирует спортивно-оздоровительный комплекс, включающий в себя два спортивных зала, два тренажерных зала, бассейн, открытые спортивные площадки, коррекционные студии по керамике, изобразительной деятельности, арттерапии и далее. Всего  работает более 30 кружков и спортивных секций.

Артисты с концертной программой выступали в Финляндии, Германии. Картины, написанные ребятами в изостудии детского дома, выставлялись, на специальных выставках в Русском и Этнографическом музеях, во Франции, Германии.

Многие творческие коллективы интерната - театр танца «Сюрприз»,  фольклорный ансамбль «Рябинушка», ансамбль духовного пения «Вдохновение», цирковая студия «Весёлая арена»,  студия клоунады «Арлекин», изостудия и другие неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных фестивалей.

 

В доме-интернате  есть домовая церковь им. Святого Трифона,  где 1 раз в неделю для детей и сотрудников священнослужители проводят службы, на которых ансамбль духовного пения  «Вдохновение» исполняет церковные песнопения.

Хочется отметить, что воспитанники интерната отдыхают и с обычными подростками, чтобы успешнее войти в полноценную жизнь. Они наравне с домашними детьми посещают театры, концерты,  участвуют в различных городских конкурсах, фестивалях, международных проектах.

Ежегодно  воспитанники детского дома  ездят на отдых в православный лагерь "Чайка" в п. Лебяжье, в Сочи в санаторий им. Семашко, в оздоровительный лагерь "Зелёный Огонёк", в пансионат "Волна" под Зеленогорском.

 

 

Ребят готовят к самостоятельной жизни

 

Как видим, в интернате созданы все условия для лечения, реабилитации, воспитания и образования ребят. Некоторые   воспитанники достаточно адаптированы, чтобы жить уже самостоятельно. Им в будущем будет предоставлено жилье.  И поэтому им надо подготовиться к самостоятельной жизни, что не просто для этих молодых людей.

В настоящее время двадцать выпускников учреждения получили жилплощадь и самостоятельно проживают в городе, работают на предприятиях города.

 

В интернате организован социальный дом. Это своеобразная тренировочная квартира для подготовки к самостоятельному проживанию  таких выпускников дома-интерната.

В ноябре  2007 года вводится в строй новое здание  центра профессиональной и социальной подготовки. Оно  представляет собой трехэтажное  кирпичное  здание, расположенное в 60 метрах от детского дома, включающее в себя:  жилой блок гостиничного типа на 100 проживающих, производственный блок на 100 защищенных рабочих мест, культурно-оздоровительный блок с киноконцертным  и  спортивным залами, столовой, кабинетами психологической разгрузки, медицинской частью.

На территории центра расположены также теплицы с круглогодичным отоплением, парники, участки открытого грунта, спортплощадки и зоны отдыха. 

 

Социальная реабилитация воспитанников осуществляется учителями, воспитателями, специалистами службы социальной помощи, в которой работают социальный педагог, специалист по социальной работе,  три социальных работника, юрисконсульт. Учителя и воспитатели проводят  уроки, занятия с детьми по социально-бытовой ориентировке, домоводству, хозяйственно-бытовому труду, организуют досуг воспитанников.

Все эти специалисты помогают  установить юридический статус воспитанников, ведут их личные дела, защищают права и интересы детей. А также  осуществляют взаимодействие с органами опеки и попечительства, с прокуратурой, с органами МВД, с родителями.

Также эта служба проводит  социальное сопровождение воспитанников, обучающихся и работающих за пределами интерната. А также организует работу опекунско-попечительского совета при интернате.

 

В задачи сотрудников интерната входит также обеспечение временным жильём социально адаптированных воспитанников, создание условий для  активного образа жизни, самостоятельной трудовой деятельности, оказание  социальной поддержки и психологического сопровождения сотрудниками дома-интерната, помощь в решении психологических и социальных проблем, содействие интеграции в общество молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии

Они учат не только детей, но и педагогов

 

Но педагоги интерната учат не только  воспитанников, но и своих коллег в Петербурге, России и за рубежом.

 

Педагоги ДДИ № 1 разработали более 20 авторских программ, опубликованных Институтом специальной педагогики и психологии, которые используют специалисты  детских домов-интернатов в своей работе в Санкт-Петербурге и в других городах.

 

Интернат является базовым для прохождения практики студентами Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга,  Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Часто знакомятся с работой учреждения студенты Ленинградского областного педагогического университета им. А.С Пушкина, Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

Детский дом-интернат активно сотрудничает с некоммерческими общественными  организациями: Специальным Олимпийским Комитетом Санкт-Петербурга,  Санкт-Петербургской городской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), благотворительной организацией «Большая Медведица», социальная школа «Каритас»

  На базе детского дома проходят международные конференции, семинары, проводятся открытые занятия и уроки для иностранных специалистов,  коллег из  Санкт- Петербурга и различных регионов России. Специалисты дома-интерната участвуют в 14 международных проектах.

В  2006 году на базе дома-интерната с помощью специалистов из Канады создан международный информационно-методический центр. Ежегодно учреждение посещают около 50 делегаций специалистов системы образования и социальной сферы из Санкт- Петербурга, регионов России, разных стран мира с целью обмена опытом работы.

 

В течение двадцати лет продолжается сотрудничество специалистов дома-интерната  с коллегами из Германии, работающими в Диакони Штеттен, которые оказывали гуманитарную помощь   детям в трудное время, способствовали оснащению трудовых мастерских швейными машинами, в настоящее время помогают  внедрить в работу новую методику профессиональной диагностики молодых инвалидов. С помощью специалистов из Германии создан компьютерный класс. Обмен специалистами способствует повышению уровня квалификации сотрудников детского дома.

 

 

Здесь подростков окружают любовью и вниманием

 

Расскажем еще об одном учреждении, которое стало родным домом для детей-инвалидов.

 

Ребятам помогают справиться с недугами

 

Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4  был открыт 5 мая 1961 года. В Учреждении проживают воспитанники в возрасте от 4 до 18 лет, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе различные умственные, сенсорные, психические отклонения, нарушения опорно-двигательного аппарата и комплексные нарушения, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Вместимость его  составляет 450 койко-мест.

Расскажем о структуре интерната. Оно состоит из  трех медицинских отделений, шести отделений милосердия и одного реабилитационного отделения. Дом-интернат сотрудничает с тремя общественными организациями: «Перспективы», «Подорожник», «Шаг навстречу».

Какими целями в своей работе руководствуется интернат?

В первую очередь – это обеспечить умственно отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в уходе, комфортные условия проживания, обеспечить медицинское обслуживание, социально-психологическое сопровождение, нормальное питание.  Не менее важной задачей является  и организация обучения,  посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга этих детей и подростков.

 

В интернате делается многое, чтобы создать для воспитанников комфортные условия жизни.

Это касается не только бытовых условий. Здесь реализуются индивидуальные программы реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. А также проводятся различные мероприятия по социально-трудовой реабилитации воспитанников для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество. В интернате дети обучаются и воспитываются с учетом их физических возможностей и умственных способностей.

 

Здесь хорошо организован уход за воспитанниками, им оказывается соответствующая медицинская помощь, предоставляются необходимые лекарства. Воспитанникам также организован увлекательный и полезный досуг. В том числе занятия физкультурой и спортом воспитанников.

Сотрудники интерната стоят на защите прав и законных интересов воспитанников.

 

 

Обеспечены лекарствами и техническими средствами

 

Медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с действующим законодательством: Федеральным законом от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав при её оказании», Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24.09.1981 № 109 «Об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в психоневрологических интернатах», Методическими указаниями по организации медицинского обслуживания в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, подведомственных Комитету от 14.04.2006 № 02-93/328.

У Учреждения имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности № ФС 78-01-001524 со сроком действия с 06.02.2009 по 06.02.2014. Поданы документы на лицензирование фармацевтической деятельности.

Диспансерное наблюдение воспитанников осуществляется специалистами Санкт-Петербургской детской городской поликлиникой № 49, на диспансерном учете состоит 120 воспитанников.

Медикаменты по программе дополнительного лекарственного обеспечения получают 18 воспитанников, из них 15 - по психиатрии, 3 – по диабету (инсулин). В 2010 году воспитанников, отказавшихся от социального пакета, в Учреждении нет.

На всех воспитанников интерната оформлены индивидуальные программы реабилитации инвалида. В рамках реализации рекомендаций  по обеспечению воспитанников техническими средствами реабилитации интернатом получены коляски, трости, слуховые аппараты, памперсы, абсорбирующее белье, кресла с санитарными приспособлениями. 

 

 

Дети-инвалиды за партами

 

В Санкт-Петербурге функционируют 4 детских домов-интернатов, в которых постоянно проживают дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет, большую часть которых составляют дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Эти дети имеют различную степень умственной отсталости - легкую, умеренную, тяжелую и глубокую, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе различные сенсорные, психические отклонения, нарушения опорно-двигательного аппарата.

 Несмотря на  заболевания, каждый ребенок проходит курс обучения, индивидуально подобранный в зависимости от его возраста и тяжести заболевания.

 Но это не так просто не только из-за сниженных умственных способностей и прочих индивидуальных особенностей ребят, но и по другим основаниям.

Проблема состоит в том, что детские дома-интернаты не лицензированы и не аккредитованы на ведение образовательной деятельности. Поэтому они и не выдают документ об образовании. Комитетом по образованию и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга совместно рассмотрен вопрос зачисления детей-инвалидов из детских домов-интернатов на обучение в коррекционные школы города. Однако этому обучения препятствует  тяжесть состояния воспитанников домов-интернатов, обусловленная наличием умственной отсталости, отягощенной множественными нарушениями, заболеваниями и дефектами развития.

Поэтому им необходимо  надомное и индивидуальное обучение. Возить их куда-либо на обучение не нецелесообразно с точки зрения безопасности для их здоровья и усвоения программного материала.

Было принято решение о получения детьми-инвалидами, проживающими в интернатах, прошедшими курс обучения и достигшими 17 летнего возраста, документов об образовании в 2009-2010 учебном году (обучение по форме экстерната и прохождении итоговой аттестации) в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении комитета по образованию.

Все воспитанники домов-интернатов, зачисленные в специальные (коррекционные) школы по форме экстерната, сдали итоговые экзамены и получили документ об образовании. По результатам прохождения воспитанниками  итоговых испытаний можно сделать вывод о высоком уровне их подготовленности и адекватности избранной формы получения воспитанниками документа об образовании.

Учитывая этот положительный опыт, принято решение (в целях практической реализации права воспитанников ДДИ на образование) в последующих годах продолжить работу по обучению воспитанников ДДИ в форме экстерната в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах Санкт-Петербурга.

В дальнейшем, планируется организовать учебный процесс всех детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет,  имеющих разные степени умственной отсталости.

Однако реализация данной работы осложняется отсутствием утвержденных на федеральном уровне образовательных программ для данной категории детей-инвалидов.

Но дело сдвинулось с места. Ребята учатся. И спасибо сотрудникам петербургских детских домов-интернатов за заботу и помощь детям-инвалидам!

 

Подготовила О. Мезенцева

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+