Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


О социальных контрактах

Началось общественное обсуждение законопроекта о социальных контрактах
 
         Законопроект направлен на внедрение и развитие в регионах в рамках государственной социальной помощи системы социальных контрактов, предусматривающей активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации. Применение механизма соцконтрактов позволит более полно использовать трудовой потенциал семьи и повысит социальную ответственность получателей помощи.
Полномочия по оказанию социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, закреплены за регионами. Таким образом, основная часть адресной государственной социальной поддержки нуждающихся групп населения осуществляется в регионах.
 «Суть социального контракта состоит в том, что в обмен на социальную помощь со стороны государства возникает встречный поток обязательств со стороны получателя пособия», - поясняет заместитель директора Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Наталья Антонова.
Примерами таких обязательств, по ее словам, можно назвать выполнение какой-либо оплачиваемой работы или получение дополнительного образования, ответственное социальное поведение, ответственное отношение к собственным детям. При этом реализуется трудовой потенциал получателей государственной социальной помощи, ослабевает иждивенческий мотив в поведении. Выполняя условия контракта, получатели соцпомощи сами выходят на более высокий уровень своих доходов.
«Вводится и контроль за тем, на что тратятся полученные гражданами средства. Формы контроля каждый регион разработает самостоятельно», - говорит Наталья Антонова.
Она также напомнила, что «в Республике Коми, Ростовской и Тульской областях эффективные методики оказания государственной социальной помощи, в том числе социальные контракты, начали применять с 2003 года. Позднее такие социальные технологии были введены в Пермском крае, Амурской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях и еще в ряде регионов».
          Проектом федерального закона вводится законодательное определение понятий социального контракта и программы социальной адаптации, устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственного социальной помощи на основе социального контракта.
         Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта не влечет прекращения или отмены других видов государственной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, пособий и иных социальных выплат, назначенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством регионов.
         Законопроект размещен на интернет-сайте Правительства РФ в разделе Общественной экспертизы законопроектов.
 
Пояснительная записка
Законопроектом устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственного социальной помощи на основе социального контракта.
 Проект подготовлен согласно пункту 3 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2425-р, с учетом результатов эксперимента, проведенного в 2010-2011 годах в 17 субъектах Российской Федерации, во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 27 января 2010 г. № Пр-192.
 Проектом федерального закона вводится законодательное определение понятий социального контракта и программы социальной адаптации.
 Согласно законопроекту социальный контракт представляет собой соглашение между гражданином и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
 Программа социальной адаптации – разработанный уполномоченным органом совместно с гражданином комплекс мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, включающий в себя виды и объем указанных мероприятий, порядок их реализации.
 Технология социального контракта, в отличие от действующего порядка оказания государственной социальной помощи, предусматривает активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации.
 Граждане берут на себя обязательства по выполнению мероприятий программы социальной адаптации, предусмотренной контрактом, в том числе по поиску работы, профессиональному обучению, развитию личного подсобного хозяйства, осуществлению индивидуальной трудовой деятельности по производству товаров и услуг, ремонту хозяйственных построек.
 Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий  оказывается  поддержка граждан, заключивших социальный контракт, в том числе в виде предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, услуг учреждений социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, мер государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, индивидуальных предпринимателей и других мер поддержки.
 Предусматривается, что оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта не влечет прекращения или отмены других видов государственной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, пособий и иных социальных выплат, назначенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 Полномочия по установлению размера, условий, порядка назначения и выплате государственной социальной помощи на основе социального контракта, а также формы социального контракта возлагаются на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предусматривается, что мониторинг оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
 Как показал эксперимент в ряде субъектов Российской Федерации, наиболее распространенным видом оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в регионах является предоставление единовременных целевых денежных выплат на развитие личного подсобного хозяйства, а также на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
 Приоритет при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта отдается семьям с детьми, особенно многодетным и неполным семьям. Таким семьям, наряду с денежными выплатами и натуральной помощью, предоставляются социальные услуги, психологическая и юридическая помощь, содействие в устройстве детей в детские дошкольные учреждения.
 Размер социальной помощи на условиях социального контракта определяется с учетом финансовых возможностей региона и в большинстве случаев составляет около 30-35 тысяч рублей. Социальный контракт заключается, как правило, на срок до 6 месяцев и при необходимости может быть продлен.
 В ряде случаев среднедушевой доход граждан, заключивших социальный контракт, по окончании контракта возрастает в 1,5-2,0 раза.
 Принятие данного законопроекта позволит повысить эффективность оказания социальной помощи, усилить концентрацию ресурсов на оказании государственной социальной помощи наиболее нуждающимся, улучшить межведомственное взаимодействие органов власти в регионах при оказании социальной помощи, обеспечить дифференцированный подход при оказании государственной социальной помощи малоимущим с ориентацией на оказание помощи тем гражданам, кто имеет мотивацию к трудовой деятельности и хочет улучшить свое материальное положение.
 Получатели помощи на основе социального контракта выходят на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, более полно реализуется трудовой потенциал семьи.
 Проектом федерального закона предусматривается утверждение методики оценки эффективности оказания в регионах государственной социальной помощи на основе социального контракта.
 
 

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+