Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Детский сад «Аленка» – окно в большой мир

 Вам приходилось видеть маму, печально толкающую перед собой  инвалидную коляску  с маленьким ребенком? Сколько скорби в ее лице!  Впрочем, такую картину можно увидеть не часто. И не потому, что у нас в городе мало детей-инвалидов, которые не могут и шага ступить самостоятельно. А потому что они  в подавляющем большинстве случаев сидят дома. Ведь лифты у нас не приспособлены под коляски, а у домов нет пандусов. Да и еще, у многих таких малышей есть только мама. Потому что папа не выдержал трудностей, с которыми сталкиваются родители больного ребенка, и ушел из семьи. Так что и на руках малыша вынести некому… Как же помочь таким деткам и их мамам? Как вывести их в большую жизнь? Об этом позаботились в Петербурге, открыв специальные группы абилитации в детских садах. Что это за группы, мы узнаем, побывав в детском саду № 5 «Аленка» Невского района.

Полетим на ковре-самолете

В детском садике очень тепло и светло. Как-то по-домашнему уютно: яркие краски, веселые картинки, милые попугайчики приветливо встречают своим щебетанием детишек.
А ребята сюда приходят разные: одни на своих резвых ножках, а других потихоньку ведут матери. Часто у ворот садика останавливается социальное такси. Дети-инвалиды вместе с мамами могут подъехать на нем до детсадика.
И дальше происходит удивительное преображение. Дети, которые с трудом передвигаются, с большими сложностями говорят, вдруг сливаются со здоровыми детишками, смеются, что-то лепечут, стремятся передвигаться, говорить, жить!
Сажусь на расписной стульчик и замираю вместе с детишками, мамами и бабушками. И пока не началась театрализованная игра, расскажу вам, что на эти специализированные занятия в детском садике детишки приходят вместе со своими мамами и бабушками. Они проводят здесь с  ребятней почти целый день. Конечно, это лишние хлопоты для персонала садика. И, учтите, постоянный контроль. Но сотрудники «Аленки» этого не боятся, ведь они с родителями делают одно  дело – помогают малышам с ограниченными возможностями вступить в полнокровную жизнь.
Но тише! Спектакль начинается… Детишки уютно располагаются на ковре. Сейчас это ковер-самолет, и отправляются  он в полет. Чтобы полет стал почти реальным, на интерактивной доске возникают красочные пейзажи – золотая осень. И тут в комнату входит, кружась, фея в платье, усыпанном разноцветными листьями. Она показывает детишкам листочки и спрашивает, с какого они дерева. Детишки вместе с мамами дружно отвечают. Дальше надо вернуть семечки подсолнуху, то есть, приклеить их к сердцевине солнышка-цветка. Дети так радостно ползут или шагают   за руку с мамами и бабушками, поторапливая их, что кажется – церебральный паралич отступает!
Ребята отгадывают загадки, слушают песенку, хлопают в ладоши. Вот так весело и увлеченно они учатся и лечатся! Радость еще удваиваются, когда все малыши получают призы – конфеты!
Я знакомлюсь с воспитательницей, которая исполняла роль феи. И узнаю,  улыбчивая и приветливая Анна Линецкая стала победителем районного конкурса Педагогических достижений. И еще один очень важный факт из ее жизни. В «Аленке» воспитывались ее дочки-близнецы тоже с ограниченными возможностями по здоровью


Танцевать можно и на колясках!

Не успела улыбка сойти с детских лиц, а им предстоит еще одна игра. Ребятишки выезжают   на середину комнаты на маленьких инвалидных колясочках с мобильными колесами,  приспособленные специально для танцев. И начались танцы! Коляскам помогали двигаться не только сами малыши, которые не могут ходить, но и здоровые ребята. Получались такие своеобразные пары. Вы, наверное, видели такие танцы по телевизору. Коляски выписывали круги и другие фигуры, дети радовались движению. Я обратила внимание, с какой гордостью и волнением здоровые детишки катили коляски. Они делали очень важное и почетное дело. Оказывается, желающих участвовать в таких танцах много, это право надо заслужить. Так детишкам с малолетства дают понять свою значимость и учат помогать другому. 
Мне очень понравились слова инструктора по физической культуре Севиль Шемякиной. «Смотрим в глаза друг другу!» Как этот важно не смотреть сверху, а видеть глаза товарища, чтобы понять его!

-Знаете, когда мы спрашиваем здоровых детишек, чем от них отличаются дети с  церебральным параличом, они отвечают: «У Вити красивые глаза!» или «Сережа хорошо нарисовал осень», - с гордостью  говорит Людмила Николаевна. - То есть, они ищут у своих друзей лучшее, а не замечают болезни.
  Подчеркну, что детсадовский ансамбль «Разноцветный серпантин»  –  такой единственный  в России.  У него множество дипломов и призов. Необычные  маленькие танцоры стали лауреатами Международного фестиваля «Звуки и краски мира», участниками Международных спортивных соревнований «Кубок континентов», выступают в лучших концертных залах Петербурга.
А мы с ребятишками, словно в игре по станциям, движемся дальше. Следующая станция - бассейн. Хорошенькие, как цыплятки, в разноцветных махровых халатиках, малыши готовятся зайти в воду.
В бассейне ребятишки играют мячиками и кругами. И снова, они не замечают своей болезни!
А впереди еще… морская тропа. Это большой резервуар с теплой водичкой, на дне которого лежит галька. Мне тут же рассказали, что гальку везли в грузовике с самого Черного моря!
Шагая по камешкам, ребятишки делают массаж стоп, который очень нужен при их заболевании.
И простые камешки тут не положишь, только обкатанные морской волной.
Но и на этом водные процедуры не заканчиваются. Впереди еще лечебные ванны!

Детишки учатся и лечатся, играя

На очереди - класс Монтессори.
-Если вы не слышали, то узнайте, что занятия по программе Марии Монтессори, очень увлекательны и полезны. Это восприятие мира через ощущения, движения, игру, - объясняет дефектолог Марина Бойкова.
В играх малыш ненавязчиво знакомится с  законами природы и даже основами математики!  И здесь, как и на остальных занятиях дети играют, учатся, лечатся!
И кроме всего вышеуказанного, детям еще предстоят занятия с учителями-дефектологами, логопедами, психологом. Малыши рисуют и поют с воспитателями, получают массаж, занимаются лечебной гимнастикой.
И это еще не все! Мамы и бабушки с восторгом рассказали мне, что они  с детишками ездят в театр, дельфинарий. А также два раза в неделю они катаются на лошадях! Сотрудники благотворительной организации «Зеленый мир детства» занимаются с больными детишками, опять же и развлекая их, и исцеляя.  Они даже присылают за ними автобус!
Здесь  и в обычных группах  вместе со здоровыми детьми занимаются ребятишки с ограниченными возможностями здоровья. Их  учат рисовать, лепить, играть, убирать игрушки, одеваться. У них есть специальный столик и стулья, сконструированные для них.
Как видим, ребятишки, которые месяцами сидели дома, нашли здесь друзей, воспитателей, интересные и полезные занятия и лечение. Но большую помощь, можно сказать, духовное исцеление получили здесь и их матери.

Мы с сыночком вышли в мир

Эта письменная исповедь хранится у заведующей детским садом «Аленка» Людмилы Грызловой. В этом письме мама рассказывает, что до восьми лет одна воспитывала больного церебральным параличом  сына. «Наверное, это, примерно, то же самое, что вдвоем летать в космосе. Только не год, ее два, а почти девять лет! Ни ходить, ни внятно говорить, ни элементарно обслуживать себя малыш не мог.
Хорошо, если у кого-то есть бабушки, дедушки или другие близкие люди, на кого без страха можно оставить ребенка. Но ведь есть матери, которые в одиночку растят больных детей! Тогда забота о доме и малыше двойным грузом ложатся на плечи такой матери. Одни магазины чего стоят!
В нашей поликлинике мне сообщили, что нам с сыном можно ходить в детский сад №5.
Это было просто спасением и для моего сына и для меня. Пусть хотя бы на год. Ведь Сереже было уже 8 лет. А после звонка была тревога: примут, не примут. Потом было знакомство с воспитателем, врачом, заведующей.
И когда я увидела, что на моего сыночка смотрят не с испугом, а с добротой  и интересом, то мои страхи рассеялись. Я поняла, что этим людям можно доверить детей.
И вот теперь  у меня ежедневно много часов моего «взрослого» времени, пусть не свободного от обычных дел и забот, но свободного от изнурительной необходимости заменить Сереже и няню, и учителя, и массажиста, и инструктора ЛФК и товарища по играм в одном лице.
А пока я занимаюсь своими делами, Сережа в детском саду занимается своими: учится общаться с детьми, занимается с логопедом-дефектологом. Он гуляет, вместе со всеми встречает праздники, занимается лечебной физкультурой, получает массаж. И все это бесплатно!»

Здесь дружный и творческий коллектив

В садике очень дружный коллектив. Впрочем, не все могут работать с такими детишками, поэтому остаются только самые верные и ответственные. О текучке здесь даже не слышали. Врач детского сада Людмила Арндт работает здесь с 1988 года.  Дефектолог Нина Четверикова – в «Аленке» восемнадцать лет. А вот заведующая производством Татьяна Жукова проработала здесь уже 22 года. Рекорд побила работница кухни Татьяна Силина – 30 лет. Сейчас здесь трудятся и две ее дочери.
Иногда воспитателя становятся …сами родители. Например, психолог Ирина Юшина, её сын ходил в этот садик. А Ирина  параллельно училась в академии последипломного педагогического образования и сейчас работает по новой специальности.
Впрочем, здесь все сотрудники – люди очень образованные и высококвалифицированные. Например, у помощника воспитателя (попросту нянечки) Татьяны Горной высшее образование.
Этот детский сад стал своеобразной  научной базой.  Здесь работали сотрудники педиатрической академии и  медицинской академии последипломного образования.
Учиться у «Аленки» приезжают родители и воспитатели даже из других городов.
Благодарны родители больных детей. Но свою благодарность выражают и дети здоровых ребятишек. Они не возражают против такого соседства. Ведь таким образом их дети учатся помогать тем, кому трудно. Здесь воспитывают душу!
А что же у ребят будет завтра?
- Наши дети с успехом учатся в школах. Уже второй год для наших воспитанников открыла двери школа № 593 с углубленным изучением английского языка,- с гордостью делится заместитель  заведующей Елена Морковкина.
Такие садики очень нужны. В каждом районе есть ребятишки, которые вместе со своими мамами мечтают о таком окне в большой мир.

 

Подготовила Татьяна Зазорина
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Наши партнеры:

 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+