Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Этика в медицине

Что это такое? Какие понятия вкладывались в нее в прошлом? Каким она должна быть в наше время и в нашей стране? Каковы должны быть отношения между врачом и пациентом? Как сделать, чтобы они стали соратниками в борьбе с болезнью? Попытаемся ответить на эти вопросы.

 


Древние корни медицинской этики


Во все времена к врачам относились с почтением.
Однако, в медицинской практике всех времен, к сожалению, мы находим примеры серьезных нарушений этики и морали. Поэтому так необходимо уделять внимание вопросам профессиональной медицинской этики (врачебной, среднего и младшего медицинского персонала), а также этики пациента.
Источником большинства упреков медикам являются резко возросшие ожидания людей, которые не в состоянии оправдать современная практическая медицина. Поэтому время требует принятия нового этического медицинского кодекса и практики его применения .
Поэтому  мы и решили создать в Санкт-Петербурге Комитет по медицинской этике при Третейском суде медицинского страхования и здравоохранения. Он будет способствовать воспитанию и внедрению этической культуры не только среди медиков, но и среди пациентов.
Чтобы понять задачи этого комитета, давайте заглянем в историю.
      Исторически  развитие медицины сопровождалось принятием различных документов, регулирующих этические вопросы (положения, каноны, кодексы, торжественные обещания, клятвы и т.п.).
Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем.
На начальной стадии развития медицинской этики, называемой догиппократовским периодом,  были сформированы общие требования к подготовке медика, к его личности, внешнему и внутреннему облику. В известном индийском трактате «Аюрведа» («Наука жизни»), составленном еще в V1 веке до н.э. Согласно этим древним представлениям врач должен был обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания.
В Древней Индии существовали правила врача по отношению к больным в пред- и послеоперационном периодах, а также к умирающим больным и их родственникам. Однако следует отметить, что гуманизм в догиппократовском периоде имел ограниченный характер в силу того, что предполагал дифференцированное отношение к больным различных социальных групп. Необеспеченным и безнадежным больным медики вообще отказывали в помощи. Такое  отношение было обусловлено классовыми и религиозными соображениями.

 

Все мы вышли из клятвы Гиппократа


 Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила по медицинской этике на основании предшествующего опыта медицины. Этические нормы были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания  всех известных этических медицинских кодексов.
Так со времен Гиппократа в медицине сложились единые этические принципы:
• Все действия врача должны быть направлены только на благо больного, а не во вред (если врач может предвидеть его заранее).
• Следует избегать действий, способных причинить страдания больному и его родственникам.
• Действия, предпринимаемые врачом, не должны наносить ущерб другим людям, в том числе и больным.
• Врач не имеет права смотреть на больного как на источник обогащения.
• Решения врача основываются на положениях современной науки. Гуманизм воззрений Гиппократа заключался в том, что медицина должна самоотверженно служить каждому больному, не зависимо от его происхождения.

 

 

Они были последователями Гиппократа


Принципы медицинской этики провозглашались и поддерживались лучшими врачами прошлого. Парацельс – выдающийся реформатор медицины, внес вклад в развитие врачебной этики. Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил такие этические принципы, как - «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «величайшая основа лекарства – любовь».
Достойными продолжателями Гиппократовского гуманизма и милосердия были врачи Древнего Рима – Асклепиад и Гален. По их мнению, искусство врачевания зависит от трех важнейших факторов – болезни, больного и врача. Если больной не содействует врачу в его усилиях и не проявляет воли к выздоровлению, то его организм хуже сопротивляется болезни.
Много важных для медицины рекомендаций этического характера содержится в трудах великого таджикского врача Инб-Сины (Авиценны), особенно в его знаменитом «Каноне врачебной науки».  Авиценна придавал большое значение необходимости успокоить больного, снять чувство страха и поднять настроение.
Идеи гуманизма и милосердия в медицине были широко распространены и в России. В письменных источниках Русского государства IX – XI веков также имеются сведения, определяющие нормы поведения врача.
Петр I специальным указом дал детальную регламентацию врачебной деятельности и поведения врача.
Первые русские клиницисты М. Е. Мудров, С. Г. Зыбелин, И. Е. Дядьковский писали о проблемах врачебного долга и обязанностях медицинского работника. Н. И. Пирогов, В. А. Манассеин, С. П. Боткин и многие другие выдающиеся медики XIX века выступали в студенческих аудиториях о нравственном облике врача, о том, как он должен работать, и какие обязанности на него накладывает профессия. Русские клиницисты обосновали принципы индивидуального подхода к больным как в научном, так и в этическом и психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования.

 

Врач и пациент –  единомышленники


За долгую историю медицины многие этические принципы оформились в четко сформулированные правила, нормы поведения врача. Свод этих норм называется медицинской деонтологией. Термин «деонтология» (происходит от греческого слова «деон» - должный) введен в XVIII веке английским философом Бентамом.. Медицинская деонтология включает в себя учение о медицинских этике и эстетике, долге и тайне и т.п. Она изучает принципы поведения медицинского персонала, систему его взаимоотношений с больными, их родственниками и между собой. В круг ее задач включается также устранение «вредных последствий неполноценной медицинской работы».
Большое внимание уделено и роли пациента. Врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – избавлению от болезни и защите здоровья. Здесь налицо равенство и уважение. Однако этнические, классовые и экономические различия между людьми иногда превращают принцип общих интересов в пустую мечту.
Этика врача нередко вступает в противоречие с системой оплаты труда медицинского работника и может становиться несовместимой с принципами гуманизма, милосердия и высокой морали врача. В этой связи русский писатель-гуманист и врач В.В.Вересаев образно замечал, что каждый шаг врача отмечается рублем, и звон этого рубля стоит между врачом и страдающим человеком.
Технический прогресс разрушает непосредственную связь врача и больного. Когда врач позволяет современной технике вклиниться между собой и больным, он рискует лишиться своего мощного исцеляющего воздействия. Ведь самое популярное лекарство – сам врач.
Например, от взаимоотношений врача и пациента часто зависит готовность больного выполнять врачебные рекомендации, даже изменять свой образ жизни.

 

 


Этика в медицине


Что это такое? Какие понятия вкладывались в нее в прошлом? Каким она должна быть в наше время и в нашей стране? Каковы должны быть отношения между врачом и пациентом? Как сделать, чтобы они стали соратниками  в борьбе с болезнью?
Почему врач и пациент судятся?
Серьезные ошибки в диагностике и лечении чреваты судебными процессами. Но в большинстве своем судебные иски вызваны именно этическими проблемами, в том числе неумением некоторых медиков найти общий язык с пациентами.
В специальной литературе проблеме этики пациента не уделяется должного внимания. Сложилось превратное представление о том, что пациент всегда прав, что врач не должен ни словом, ни делом усугублять и без того тяжелое положение попавшего в беду человека.
Между тем, врачевание – обоюдно связанный процесс, и многое в лечении и профилактике зависит от усилий обеих сторон.  К величайшему сожалению, грубость, фамильярность, ничем не обоснованные притязания на получение того или иного вида медицинской помощи, а то и хулиганские выходки – далеко не полный перечень нарушений некоторых пациентов. разных возрастов.
 Этика пациента – сложная проблема, а не просто перечень правил хорошего поведения. Не последнюю роль здесь играет психология больного и врача, степень их личностной совместимости.
И пациент, и медицинский работник – должен научиться бережно относиться к собственному и чужому здоровью.
Пациент должен знать, что его жалоба на неудовлетворительное обеспечение медицинской помощи будет принята во внимание врачом (равно как и администрацией лечебно-профилактического учреждения). Но это вовсе не означает для пациентов полной безнаказанности за действия, если они оскорбляют честь и достоинство медика.
Человека надо воспитывать до посещения врача. Способы воспитания могут быть различными, - от наставлений матери ребенку до использования СМИ.

 

Не замарать честь белого халата


В странах с развитой экономикой (США, Великобритания, Германия) созданы Советы, Комитеты, Комиссии по этическим проблемам при клиниках, научных центрах и высших учебных заведениях.
Медицинский этикет требует корректности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, также как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Панибратство, пренебрежение со стороны начальства и заискивание подчиненных вредят авторитету медиков. Крайне неэтичной считается ситуация, когда врач ставит под сомнение в глазах пациента профессионализм коллеги.
У каждого хорошего доктора, ученого, в начале пути был свой Учитель, огромное уважение и признательность которому сохраняется на всю жизнь.
Если факты доказывают врачебную ошибку, врач должен думать, прежде всего, как оказать больному помощь, а не обвинять во всем своего предшественника. Однако корпоративная солидарность не означает, что на ошибки нужно закрывать глаза. Прежде всего, необходимо лично обсудить ситуацию с коллегой.
В сложных случаях можно обратиться к более опытному коллеге или к консилиуму из нескольких врачей.

 

Медсестра – звание высокое


Подчеркнуто уважительно врачи  должны относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра -  высококвалифицированный работник, первый помощник врача. Важнейшее требование этики медсестры – уважение к врачу. К сожалению, медсестры нередко бывают невежливыми, неисполнительными (особенно, если указания исходят от молодого врача). Вместе с тем опытная, квалифицированная медсестра действительно подчас знает о течении конкретной болезни гораздо больше начинающего врача, и ей очевидны его промахи. Уважительные доброжелательные отношения с медсестрами позволяют молодому специалисту многому научиться и избежать массы ошибок.
Нравственные взаимоотношения врача и пациента остаются основой медицинской практики. Даже самая современная техника не заменит плодотворного взаимодействия врача и больного.

 

Исцелять не только тело, но и душу


Хочется остановиться еще на одном важном предмете врачебной этики.
Для медиков строгая этика делает единственное исключение из правила «не лги». Это исключение – «святая ложь», или «ложь во спасение». Врачи обязаны говорить правду коллегам, начальникам, представителям контролирующих и правоохранительных органов. В то же время традиции медицины издавна предписывали вводить в заблуждение безнадежных больных, скрывать от них, что болезнь неизлечима.

В наше время отношение к «святой лжи» изменилось. Врачи и общество утвердились во мнении, что больной имеет право знать правду о состоянии своего здоровья. Разговор с тяжелобольным или умирающим требует от врача особого такта и умения, истинного сострадания и большой душевной теплоты. Врачей специально обучают тому, как и в какой момент, сообщать пациенту о его положении. В некоторых клиниках работают психологи, которые помогают больным и их родственникам принять неизбежное, обрести душевный покой. Может также помочь и священник или просто мудрый человек, которому пациент доверяет.
 Появились даже специальные медицинские учреждения – хосписы, цель которых не лечить, а облегчать последние дни безнадежным больным. Статья 31 Основ законодательства по охране здоровья граждан Российской Федерации гласит: каждый гражданин имеет право на полную правдивую информацию о своем здоровье.

 


Комитет по этике  - и для медиков, и для пациентов


Российские врачи во все времена  большое внимание уделяли  нравственной  стороне своего дела.
Вопросы врачебной этики широко обсуждались на губернских и Всероссийских съездах, например, на Х Пироговском съезде врачей. К этому времени уже были созданы первые кодексы профессиональной этики. Кстати, Н.И.Пирогову принадлежит идея создания «совестливых судов» в медицине.
В настоящее время в России существуют два документа в области регулирования этических медицинских вопросов – Этический кодекс российского врача, утвержденный IV конференцией Ассоциации врачей России (1994г) и Кодекс врачебной этики, который одобрен  III (ХIХ) Всероссийским съездом врачей.
Создание в Санкт-Петербурге Комитета по медицинской этике при Третейском суде медицинского страхования и здравоохранения будет способствовать распространению этических знаний и правовому регулированию взаимоотношений врача и пациента. У нас уже есть положительный опыт работы Санкт-Петербургского Третейского суда по быстрому и эффективному рассмотрению споров в области здравоохранения. В тоже время деятельность таких органов следует рассматривать как структуру, собирающую и классифицирующую этические проблемы и дающую рекомендации не только отдельно взятым врачам или пациентам, но и медицинскому сообществу в целом.


  Игорь Тимофеев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель третейского суда медицинского страхования и здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор

Вернуться к заголовкам статей

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+