Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


ВЕЛЬЯМИНОВА

АКТРИСА ВЕРА ВЕЛЬЯМИНОВА: И ЖИЗНЬ,  И СЧАСТЬЕ И ЛЮБОВЬ!

У заслуженной артистки  РСФСР, актрисы Александринского театра Веры Николаевны ВЕЛЬЯМИНОВОЙ – юбилей. А родилась она 26 марта 1926 года в Ленинграде. В 1952 г. окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (курс проф., н.а. РСФСР Е. И. Тиме). Много лет возглавляет театральное отделение в Петровской академии наук и искусств. Имеет медаль «За оборону Ленинграда». В 2006-м была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Кстати, известный актёр театра и кино Пётр Сергеевич Вельяминов – сын Сергея Петровича Вельяминова (1893-1976), родного брата отца Веры Николаевны - Николая Петровича Вельяминова. А родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 г. во главе трёхтысячной дружины пришёл служить Ярославу Мудрому.

- Вера Николаевна, что значит для Вас театр? Виссарион Григорьевич Белинский тоже задавал риторический вопрос: «Зачем мы так любим театр?» и сам же отвечал: «Затем, что он открывает нам новый, преображённый и дивный мир страстей и жизни!..»

- Да, жизнь подарила мне много подарков. Начиная с того, что я уцелела в блокаду, и что имею сегодня. Моими партнёрами были К. Н. Симонов, К. Н. Черкасов, А. Ф. Борисов, В. В. Меркурьев, Б. А.  Фрейндлих. Я имела счастье видеть на сцене блистательных актрис: Е.  И.  Тиме, Н. С. Рашевскую, Е. Т. Жихареву, О. Я. Лебзак.

- Но в числе многих, блокада не пощадила и Вашу семью…

- Мой отец погиб на фронте в 42-м. Вскоре умерли бабушка и тётя. Мама, Вера Матвеевна, работала бухгалтером в госпитале и временно устроила меня кастеляншей для раздачи белья. В блокаду я убедилась: человека – добрый он ли злой - определяют поступки. И добрых людей я встречала чаще. Например, в булочной как-то раз продавщица отпустила мне на 100 граммов хлеба больше. Но мне не хватило мужества остановить её. А потом она пропала! Разве совесть мне позволит забыть доброту этой женщины?!

- Известно, что для зрителей театр начинается с вешалки. А для будущих актрис?

- В детстве я приглашала приятелей и устаивала домашние спектакли. Не говоря уже о школьных. И очень любила петь. На остановках электричек, когда в вагон входили или выходили люди, я открывала окна и пела.
В блокаду, переехав к маме в Петропавловск, я узнала, что в городе работает труппа драматического театра, эвакуированная из Симферополя. Пришла к художественному руководителю и выпалила: «Возьмите меня в театр, я очень хочу быть артисткой». Взяли! Играла в эпизодах, в массовках, а затем и главные роли в спектаклях Катаева «Синий платочек» и Водопьянова «Вынужденная посадка».

- Как-то в Интернете я прочла, что актриса Вера Вельяминова всегда была на сцене великолепной, яркой, стильной, никогда не боялась быть смешной, давая волю актёрской фантазии и придумывая для своих персонажей острый рисунок роли. Вечно ускользающая девушка-мечта Фрези Грант в романтической сказке А. Грина «Бегущая по волнам» (1960). Властная королева Мария Тюдор в драме В. Гюго (1964). Расчётливая хищница Паула в спектакле «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1962). Бесстрашная капитанша Василиса Егоровна в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина… В жизни Вы так же бесстрашны, отчаянны и решительны в своих поступках, как Ваши героини?

- Конечно! При поступлении в театральный институт им. Островского, когда проходил третий тур набора, меня случайно закрыли в квартире. Я попыталась открыть дверь – не смогла. Открыла окно, вышла на карниз пятого этажа и вошла в соседнюю квартиру парадной, которая была еще не заселена. Спустилась вниз по лестнице, побежала на остановку, вскочила в трамвай и… только там поняла, что сотворила.
В театре мне, молодой ещё актрисе, очень хотелось играть Марию Тюдор. Дома, со стульями вместо партнёров, я выучила всю роль. И что вы думаете? Звонок из театра: «Ты можешь сыграть Марию Тюдор? Две артистки заболели». И это за два часа до спектакля! Я тут же сказала «да» и помчалась в театр. Леонид Сергеевич Вивьен, посмотрев первый акт, сказал: «Ну, здесь всё в порядке. Только зашейте ей перчатку!» И уехал домой. Наутро висел приказ, по которому вместо 98 рублей в месяц, я стала получать 150 рублей, проскочив в актёрском циркуляре сразу две категории!
Вообще-то, в театре я со второго курса института. Меня пригласили солисткой в цыганский хор: Сергей Александрович Сорокин вспомнил, как я пела в БДТ в «Бесприданнице» Островского. Так я попала во вторую картину «Живого трупа» и встретилась с Николаем Константиновичем Симоновым. Даже подменила на время болезни  Ольгу Яковлевну Лебзак, которая блистательно играла Машу.
В театре моими партнёрами были три Николая Константиновича: Симонов, Черкасов и Вальяно. С Черкасовым мне посчастливилось сразу сыграть в спектакле «Они знали Маяковского». На премьере, в прообразе Лили Брик, я познакомилась с ней, её мужем Осипом, сестрой Эльзой Триоле и писателем Луи Арагоном, мужем Эльзы.
С Симоновым я играла возлюбленную его героя в спектакле Смуула «Дикий капитан». А спектакль «Перед заходом солнца» Гауптмана с его участием прошёл 315 раз! С н. а. РСФСР Н. К. Вальяно мы играли комедийную сценку в «Бравом солдате Швейке». Много подготовили  певческих концертов с н. а. РСФСР А. Ф. Борисовым.
В 60-х познакомилась с Марлен Дитрих, выступающей с концертами у нас в театре. Непостижимо! - На сцене она сама заклеила все неровности покрытия, чтобы не повредить каблучки, в которых сияли бриллианты! А начала выступление с потрясающего выхода. Когда она отдернула рукой кулису, на неё, в белоснежном платье со шлейфом, направили всю мощь прожекторов. Эффектное зрелище!

- Я знаю, что жизнь подарила Вам ещё один театр…
 
- Да, замечательный театр «Родом из блокады». Пригласил меня  художественный руководитель театра, з. а. России и ведущий его уникальных спектаклей Макар Леонидович Алпатов - талантливый и образованный человек. Благодаря его подвижническому труду и директору Людмиле Ивановне Демидовой, театр стал визитной карточкой нашего города. Здесь я пела, читала стихи, выступая в шефских концертах на фабриках, в домах культуры, в воинских частях. И не только в нашем городе, но и за границей. Записала на виниловые пластинки русские и цыганские романсы.
Я счастлива, что 60 лет верой и правдой служу театру. Недавно отмечали 250 лет Александринскому. И если задуматься: то скольким поколениям артистов ещё предстоит пройти по этим сказочным подмосткам!.. И дай-то Бог им многие лета и прекрасных ролей!

Беседовала  Лариса ГОЛИНЬКОВА

Вернуться к заголовкам интервью

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+