Разделы:

 

Комплекс информации о социальной защите, социальном страховании; системе социальных гарантий; пенсионном обеспечении; здравоохранении; трудовых отношениях; льготах и выплатах; социальной защите малоимущих слоев населения; общего и профессионального образования, государственной молодежной политики.


Сократить очередь

Сократить очередь на прием к врачу – можно и нужно!

     Россия издавна была страной очередей. Но в последнее время очереди за дефицитом исчезли. Но остались очередь за самым дорогим дефицитом – за здоровьем. А точнее - за номерками на приём к врачу. Как ее ликвидировать? Как оптимизировать работу амбулаторных врачей? Над этим задумались руководители Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.

Пациенты – не детали, поликлиника – не конвейер

С чего начались телефонные центры? Когда прозвучал первый звоночек? На этот вопрос нам ответил Павел Юрьевич Окунев, начальник управления организации защиты прав застрахованных граждан Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.
 Как бывает: в одной поликлинике у офтальмолога сидит огромная очередь, а в соседней, в тот же день, к офтальмологу больных записалось мало. Ведь больные – это не детали, сходящие  c конвейера по точному расписанию. Ежедневная посещаемость врача  не всегда подчиняется усредненным цифрам.
Как же сделать так, чтобы и больные не ждали приема и врачи работали в полную силу?!
Эту задачу и помогает решить районный телефонный центр, который осуществляет запись на прием к врачу.
- Первый опыт работы таких центров появился в октябре 2009 года. В поликлинике №88 Кировского района, которая обслуживает 140 тысяч жителей. Сейчас охвачен уже весь район – около 400 тысяч жителей. И вот уже сегодня во всех районах Санкт-Петербурга созданы такие центры,- начинает свой  рассказ Павел Юрьевич. – Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга было утверждено положение о районном центре записи, а также методические рекомендации по организации их работы.
Под центры медицинскими учреждениями было выделены помещения, общая площадь которых сегодня составляет уже 522 кв. метра. При участии страховых медицинских организаций  Центры были оснащены мебелью, офисной  техников, программным обеспечением и средствами IP – телефонии. Всего было оборудовано 74 рабочих места операторов, на которых сегодня в две смены ведут прием обращений граждан 104 оператора.
Для технического обеспечения выделены 103 телефонные линии АТС Смольного.
Но нужно было и обучить работников новому делу. Территориальным фондом ОМС Санкт-Петербурга было организовано обучение медицинских регистраторов амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе операторов Центров, навыкам приема обращений граждан по телефону на специализированном курсе в МАПО Росздрава. Здесь было подготовлено 233 специалиста.

850 тысяч питерцев  обратились  в телефонные центры

    Сегодня Центры осуществляют взаимодействие более, чем с 140  подразделениями поликлиник для взрослых и детей, женских консультаций и других медицинских учреждений первичной помощи, обслуживающих более 90 процентов населения. Услугами Центров сегодня могут воспользоваться более 4,3 млн. жителей Санкт-Петербурга. За все время работы с 15 октября 2009 года Центрами было принято более 850 тысяч обращений граждан. Ежемесячно Центры поступает более 120 тысяч звонков.
Что же входит в задачу телефонных центров?
- Это в первую очередь запись на прием к врачу, - разъясняет Павел Окунев. – Предоставление информации по срокам, условиям и порядку  оказания медицинской помощи, расписанию работы врачей, адресам и  телефонам медицинских организаций.  Ведение учета и статистики обращений граждан.
Центры нужны еще и для того, чтобы проанализировать и знать точное положение вещей: кто и когда лечится, каких специалистов не хватает в поликлиниках, как быстро и вовремя перераспределить кадры.
    Мы поинтересовались, как именно проходит запись к врачу, что надо знать пациенту.
- Для того, чтобы воспользоваться услугами записи к врачу по телефону пациент должен быть зарегистрирован в поликлинике, указанной в его полисе обязательного медицинского страхования. При этом звонить он будет не в свою поликлинику, а в центр своего района, - отвечает Павел Окунев.
      Если регистрации в поликлинике у пациента нет, к врачу по телефону его не запишут. Ему надо самому обратиться  в регистратуру своей поликлиники.
 Если регистрация есть, то можно записаться по телефону Центра к врачу своей поликлиники  или в другую районную поликлинику, где есть свободный номерок.
Второй шаг. В ряде случаев, при записи к врачам отдельных специальностей, у пациента, обратившегося в Центр, могут спросить, есть ли у него направление лечащего врача. В таком случае  его записывают к врачу, который указан в направлении.
 Если у пациента нет направления лечащего врача, то ему могут предложить записаться к участковому врачу. Не требуется направления врача для предварительной записи по телефону к следующим врачам-специалистам: ЛОРу, офтальмологу, травматологу-ортопеду, хирургу, детскому хирургу, неонатологу, акушеру-гинекологу, дерматовенерологу.
Срок ожидания медицинской помощи  –  на прием к терапевту или педиатру – не более 7 дней, к врачу-специалисту – не более 14 дней.
    Третий шаг. Если соответствующих номерков нет в поликлинике, в которой пациент зарегистрирован, то ему предложат запись к врачу другой поликлиники района. У пациента спрашивают согласие лечиться в другой поликлинике. Если он соглашается, то ему предлагают на выбор запись в тех поликлиниках, где он сможет попасть на прием к врачу в наиболее короткое время. Учитывается и желание пациента посещать поликлинику, находящуюся наиболее близко, например, от его дома. Если пациент согласен на такое решение, его записывают к врачу выбранной им поликлиники.
Если он хочет лечиться только в своей поликлинике, а номерка нет,  то сведения о нем могут быть внесены в «лист ожидания». Если в ближайшее время освободится  номерок, от которого по каким-то причинам отказался другой пациент, данный номерок будет передан человеку, стоящему в листе ожидания.

Круг медицинских учреждений будет расширяться

- Вот поэтому мы настоятельно просим петербуржцев сообщать в регистратуру, если они по каким-то причинам не могут прийти на прием. Так они помогут нам сократить очередь, - просит Павел Юрьевич.
В некоторых поликлиниках оператор обзванивает пациентов накануне приема и интересуется, придут ли они к врачу.
- Сейчас мы говорили о взаимодействии поликлиник друг с другом. Это  очень важно. Но в этот   круг могут войти и другие медицинские учреждения города. Есть это в ваших планах?
- Обязательно! В нашем сообществе уже работают 4 женские консультации, два кожно-венерологических диспансера и одна консультативно-диагностическая поликлиника.
В  Невском районе  налажена связь с госпиталем ветеранов войн. И больных из поликлиник могут направить на прием в амбулаторно-консультативное отделение госпиталя, например, к офтальмологу.
Надо включить в эту рабочую систему как можно больше медицинских учреждений, не только городских, но и федеральных, например, клиники НИИ и медицинских вузов. А также можно привлекать к сотрудничеству и частные клиники.
- А вот еще одна проблема. В поликлинике трудно попасть на анализ крови или на УЗИ. И в то же время аппаратура иногда простаивает… А вот в частных клиниках теперь диагностику можно провести не только в выходные и праздничные дни,  но и даже в ночные часы…
- Вы абсолютно правы! И этот ресурс тоже надо рачительно использовать. Пациента из одной поликлиники можно направлять на обследование в другую поликлинику, в диагностический центр или в амбулаторное отделение больницы.

Выгодно и пациенту, и врачу

Да, для пациента такое система записи к врачу и перераспределение кадров – благо.
А вот для самих врачей? Не навалится ли на их плечи прием «чужого» пациента лишней морокой, причем, бесплатно?
- Нет, ведь за каждого пациента поликлиника получает деньги из страховой компании.
А вот главврачу надо делать выводы и финансово поощрять врачей, которые активно принимают пациентов.
В будущем планируется охватить все поликлиники Петербурга, работающие в системе обязательного медицинского страхования. Чтобы пациент мог попасть не только в поликлиники своего района, но и всего города.                    
-Но во многом успешность этого дела зависит от инициативности главного врача поликлиники. Ведь некоторые как рассуждают, мол, у меня невролог заболел, что же делать?! А надо бить тревогу и искать специалиста, который примет записавшихся пациентов! – говорит Павел Окунев.
В этом должны быть заинтересованы не только врачи, но и руководители районных отделов здравоохранения и главы администраций районов. Например, в Пушкинском районе организацию Центра взяло под контроль руководство района. И сейчас  четверть пациентов попадает к врачам через запись в  телефонном центре.
Число обратившихся в Центры горожан растет с каждым месяцем. Например, в июле прошлого года таких пациентов было около 32 тысяч, в ноябре их уже стало  более 136,5 тысяч, а в феврале нынешнего года эта цифра выросла до 141 тысячи 252 человек!
Кстати, на прием к врачу можно записаться не только по телефону, но и по интернету.
Словом, делается все, чтобы пациент как можно быстрее попал к врачу!

Перечень телефонов для записи на прием к врачу

Подготовила Татьяна Зазорина

Вернуться к заголовкам статей

Задайте вопрос психологу


Для отправки сообщения психологу заполните форму


Ответы психолога

Наши партнеры:




 


  

 
   
Городская Страховая Медицинская Компания
 
  
 
 
    
 
 Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  
  
  Настоящий ресурс может содержать материалы 16+